Анисимов Игорь Андреевич
Преподаватель
МАУ ДО Черняховская детская художественная школа им. Марии Тенишевой
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №6535
Всероссийская педагогическая конференция «Педагогика в теории и на практике: актуальные вопросы и современные аспекты» 
Наименование работы: Компетентностный подход в дополнительном образовании
Свидетельство участника Конференции, бланк: КН №6535


Компетентностный подход в дополнительном образовании

Главным стратегическим и технологическим ресурсом в сфере образования всегда был и остаётся именно педагог, от профессионализма, нравственных ценностей, интеллекта которого зависит качество образования. 

Профессионализм педагога основывается на его компетентности, то есть осведомленности, авторитетности, знании и опыте, обладании компетенциями. Компетенция – способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при осуществлении успешной педагогической деятельности. 

В качестве основных элементов педагогической компетентности можно выделить:

Специальная компетенция (предметная) в области преподаваемой дисциплины. Сюда включают свободное владение учебным материалом, знание типичных трудностей при изучении конкретных тем, способность дать дополнительную информацию или организовать поиск дополнительной информации, необходимой для решения учебной задачи.

Методическая компетенция подразумевает: построение непрерывного образовательного процесса в соответствии с образовательной программой дополнительного образования, рабочим планом, проектом деятельности. 

Умение разработать образовательную программу является базовым в системе профессиональных компетенций. Обеспечивает реализацию принципа академических свобод на основе индивидуальных образовательных программ. Без умения разрабатывать образовательные программы в современных условиях невозможно творчески организовать образовательный процесс. Образовательные программы выступают средствами целенаправленного влияния на развитие обучающихся. Компетентность в разработке образовательных программ позволяет осуществлять преподавание на различных уровнях обученности и развития обучающихся. 

Педагог должен уметь разрабатывать план работы. Педагоги планируют образовательные процессы, занятия, продуктивную деятельность учащихся; проектируют динамичную развивающую среду, разрабатывают педагогические проекты. 

Кроме этого, педагог обеспечивает возможность эффективного усвоения знания и формирования умений, предусмотренных программой. Обеспечивает индивидуальный подход и развитие творческой личности. Для этого он должен владеть знанием нормативных современных достижений в области методики обучения. 

Психолого – педагогическая компетенция в сфере обучения (владение пед. диагностикой, умение строить целесообразные отношения с обучаемыми, осуществлять индивидуальную работу, знание возрастной психологии, психологии межличностного общения, умение пробуждать интерес к предмету и т.д.) 

Педагог собирает информацию об учащемся: наблюдает; беседует с учащимися, родителями и специалистами; анализирует деятельность, проводит диагностические процедуры в соответствии с рекомендациями реализуемых программ учреждения дополнительного образования. Педагог выявляет личностные особенности, установки и направленность учащихся, определять и учитывать эмоциональное состояние людей, умение грамотно строить отношения с руководителями, коллегами, учениками, родителями.

К психолого-педагогической компетенции можно отнести и создание развивающей среды. Комфортная среда позволяет создать атмосферу сотрудничества, построить общение и взаимопонимание с учениками. И учитель должен уметь организовывать образовательный процесс так, чтобы подросток свободно высказывал свое мнение, не боялся возражать и спорить, а учитель слушал, относился к ученику с уважением и не допускал пренебрежительности. Педагог должен уметь устанавливать дистанцию, при этом оставаясь ребенку другом.

Коммуникативная компетенция включает в себя эмоциональное общение с учащимися, поощрение положительного контакта между ними. Привлечение родителей к участию в деятельности детской организации, организуя активные формы взаимодействия с ними. Знание психологии и навыки взаимодействия пригодятся в общении не только с учениками, но и с их родителями. Педагог должен знать, как обсуждать проблемы ребенка, и уметь принимать решения, учитывая интересы ученика. В общении с родителями так же, как и в общении с детьми в классе, важна дистанция. Знания из педагогики, социологии, психологии социального конфликта тоже пригодятся.

Чтобы общение с родителями получилось эффективным, нужно разобраться, почему у ребенка возникли те или иные проблемы, узнать мнение родителей об этом, после чего высказать свои предположения и предложить решение. Нужно уметь не поддаваться на провокации, слышать собеседника и обсуждать проблемы в спокойном тоне.

Кроме общения с родителями, необходимо поддерживать коммуникации с коллегами, участвовать в жизни и деятельности коллектива. Педагог делится опытом и информацией с членами педагогического коллектива, обобщает и представляет на различных уровнях профессионально-педагогический опыт. 

Рефлексия педагогической деятельности или аутопсихологическая компетенция (умение осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей, знание о способах профессионального совершенствования, умение видеть причины недостатков в своей работе, желание самосовершенствоваться.) Педагог осуществляет самодиагностику, привлекает коллег, экспертов к оценке профессиональных компетенций. Он использует потенциал коллег, консультантов, экспертов, преподавателей курсов повышения квалификации. Выстраивает системы изменений своих профессиональных компетенций.

Однако профессия педагога имеет свою специфику: он работает с человеком, а значит, его собственная личность является мощным рабочим инструментом. И чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат. Именно в педагогической профессии личностный рост является непременным условием достижения профессионализма.

Профессионализм как психологическое и личностное явление характеризуется не столько профессиональными знаниями, навыками, умениями, но и профессионально – значимыми качествами: интерес и любовь к детям, увлеченность педагогической деятельностью; трудолюбие, честность, порядочность; эмоциональность, оптимизм; выразительность речи, педагогический такт, творческое начало личности; организаторские способности; чувство юмора, настойчивость, дисциплинированность и т.д.

Таким образом, современное состояние системы дополнительного образования предъявляет новые требования к учреждению дополнительного образования и педагогической деятельности педагога учреждения дополнительного образования. Возникает необходимость в научном обосновании сущности профессиональных компетенций педагога учреждения дополнительного образования, позволяющих сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационной готовностью и практико- ориентированным, исследовательским подходом к разрешению конкретных проблем развития учащихся в условиях учреждения дополнительного образования. Развитие профессиональных компетенций педагогов учреждения дополнительного образования – это непрерывный, разноуровневый процесс, состоящий из формирования перечня дефицитных компетенций педагога, определения образовательных траекторий для педагога, методического обеспечения повышения квалификации педагогов, организации профессионального обучения и оценки эффективности исполнения профессиональных компетенций в деятельности педагогов.

Компетентностный подход в дополнительном образовании