Мартынова Татьяна Александровна
учитель-логопед
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 16 «Детский сад» г. Кингисеппа
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №7509
Всероссийская педагогическая конференция Всероссийская педагогическая конференция «Использование ИКТ в образовательном процессе» 
Наименование работы: Презентация «Современные образовательные технологии в соответствии с ФГОС ДО»
Свидетельство участника Конференции, бланк: КН №7509


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №16

«Детский сад» г. Кингисеппа

Доклад к конференции 

на тему: 

Современные образовательные технологии

Подготовила: учитель-логопед

Мартынова Т.А.

г. Кингисепп

2025 г.

Современные образовательные технологии

 

Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной работы в детском саду, предполагают, что педагог должен владеть необходимыми педагогическими технологиями.

Технология происходит от греческих слов «мастерство, искусство» и «закон, наука», то есть – «наука о мастерстве».

 

В образовательном процессе ДОУ используются следующие технологии:

  1. Здоровьесберегающие технологии
  2. Технологии проектной деятельности
  3. Технологии исследовательской деятельности
  4. Информационно-коммуникационные технологии
  5. Личностно-ориентированные технологии
  6. Технология портфолио
  7. Социоигровые технологии
  8. Триз технологии.
  9. Технология разноуровневого обучения 

 

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Задачами этой технологии являются

  1. Овладение набором простейших форм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья
  2. Увеличение резервов здоровья

 

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

 

  1. Пальчиковая гимнастика
  2. Гимнастика для глаз
  3. Дыхательная
  4. Артикуляционная
  5. Музыкально-дыхательные тренинги
  6. Динамические паузы
  7. Релаксация
  8. Арттерапия, сказкотерапия
  9. Двигательная терапия, музыкотерапия
  10. Цвето-, звукотерапия, песочная терапия.

 

ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

ЗАДАЧА

  1. Развитие и обогащение социально-личностного опыта через вовлечение детей в сферу межличностного взаимодействия

 

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

  1. Работа в группах, парах
  2. Беседы, дискуссии
  3. Социально-активные приемы: метод взаимодействия, метод экспериментирования, метод сравнения, наблюдения.

 

ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЗАДАЧА

Сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

 

ФОРМЫ РАБОТЫ

– эвристические беседы;

– постановка и решение вопросов проблемного характера;

– наблюдения;

– моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

– опыты;

– фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

– «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

– подражание голосам и звукам природы;

– использование художественного слова;

– дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

– трудовые поручения, действия.

 

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ЗАДАЧИ

  1. Стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ;
  2. Сформировать основы информационной культуры его личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

     Использование ИКТ является одним из эффективных  способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. А также позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Это способствует осознанному усвоению новых знаний.

    Обучение для детей становится более привлекательным и захватывающим. В работе с интерактивной доской у детей развиваются все психические процессы: внимание, мышление, память; речь, а также мелкая моторика. У старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится более концентрированным, когда ему интересно, изучающий материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребенка положительные эмоции.

 

Особенности использования ИКТ

Требования к компьютерным программам ДОУ:

Программы должны носить 

  • Исследовательский характер
  • Легкость для самостоятельных занятий детей
  • Развитие широкого спектра навыков и представлений
  • Возрастное соответствие
  • Занимательность.

Классификация программ:

  • Развитие воображения, мышления, памяти
  • Говорящие словари иностранных языков
  • Простейшие графические редакторы
  • Игры-путешествия
  • Обучение чтению, математике
  • Использование мультимедийных презентаций

Преимущества компьютера:

  • Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • Несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

  • Обладает стимулом познавательной активности детей;

предоставляет возможность индивидуализации обучения;

  • В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
  • Позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий:

– Недостаточная методическая подготовленность педагога

– Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях

– Бесплановость, случайность применения ИКТ

– Перегруженность занятия демонстрацией.

ИКТ может использоваться и в работе самого современного педагога:

– Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

– Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

Происходит обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

Помогает в оформлении групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

– Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

 

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ЗАДАЧИ

  1. Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребенка, осуществление индивидуального подхода к воспитанникам.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

  1. Игры, спортивные досуги, НОД
  2. Упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность
  3. Гимнастика, массаж, тренинг, образно-ролевые игры, этюды

 

ТЕХНОЛОГИЯ ПОРТФОЛИО

Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка. 

ЗАДАЧИ

  1. Учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности
  2. Является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога

Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие разделы:

  1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ
  2. РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

III. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  1. ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
  2. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

 

СОЦИОИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ЗАДАЧИ

  1. Развитие взаимодействия «ребенок-ребенок», «ребенок-родитель», «ребенок-взрослый» для обеспечения душевного благополучия.
  2. Коррекция импульсивного, агрессивного, демонстративного, протестного поведения
  3. Формирование навыков и умений дружеского коммуникативного взаимодействия
  4. Решение задач «социального» закаливания
  5. Развитие навыков полноценного межличностного общения, позволяющего ребенку понять самого себя.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

  1. Коллективные дела, работа в малых группах на НОД, тренинги на умение договариваться
  2. Игры с правилами, игры-соревнования, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры
  3. Сказкотерапия
  4. Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки
  5. Тренинги, самопрезентации

 

ТРИЗ ТЕХНОЛОГИИ

Игровые технологии хорошо сочетаются с теорией решения изобретательских Задач (ТРИЗ). ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом « Творчество во всем».

 

решение различных проблемных ситуаций (в игровой форме).

Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как  гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

Технология разноуровневого обучения 

– это педагогическая технология организации процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала.  То есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому воспитаннику овладевать учебным материалом на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого воспитанника. Это технология, при которой за критерий оценки деятельности ребёнка  принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. 

Основу технологии разноуровневого обучения составляют:

*  психолого-педагогическая диагностика воспитанника;

*  сетевое планирование;

*  разноуровневый дидактический материал.

 

  Технологический подход, т. е. новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольников в период дошкольного детства, а также при дальнейшем обучении в школе. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающем состоянии.

Презентация «Современные образовательные технологии в соответствии с ФГОС ДО»