Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №16
«Детский сад» г. Кингисеппа
Доклад к конференции
на тему:
Современные образовательные технологии
Подготовила: учитель-логопед
Мартынова Т.А.
г. Кингисепп
2025 г.
Современные образовательные технологии
Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной работы в детском саду, предполагают, что педагог должен владеть необходимыми педагогическими технологиями.
Технология происходит от греческих слов «мастерство, искусство» и «закон, наука», то есть – «наука о мастерстве».
В образовательном процессе ДОУ используются следующие технологии:
- Здоровьесберегающие технологии
- Технологии проектной деятельности
- Технологии исследовательской деятельности
- Информационно-коммуникационные технологии
- Личностно-ориентированные технологии
- Технология портфолио
- Социоигровые технологии
- Триз технологии.
- Технология разноуровневого обучения
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Задачами этой технологии являются
- Овладение набором простейших форм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья
- Увеличение резервов здоровья
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
- Пальчиковая гимнастика
- Гимнастика для глаз
- Дыхательная
- Артикуляционная
- Музыкально-дыхательные тренинги
- Динамические паузы
- Релаксация
- Арттерапия, сказкотерапия
- Двигательная терапия, музыкотерапия
- Цвето-, звукотерапия, песочная терапия.
ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.
ЗАДАЧА
- Развитие и обогащение социально-личностного опыта через вовлечение детей в сферу межличностного взаимодействия
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
- Работа в группах, парах
- Беседы, дискуссии
- Социально-активные приемы: метод взаимодействия, метод экспериментирования, метод сравнения, наблюдения.
ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗАДАЧА
Сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
ФОРМЫ РАБОТЫ
– эвристические беседы;
– постановка и решение вопросов проблемного характера;
– наблюдения;
– моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
– опыты;
– фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
– «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
– подражание голосам и звукам природы;
– использование художественного слова;
– дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
– трудовые поручения, действия.
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ЗАДАЧИ
- Стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ;
- Сформировать основы информационной культуры его личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
Использование ИКТ является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. А также позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Это способствует осознанному усвоению новых знаний.
Обучение для детей становится более привлекательным и захватывающим. В работе с интерактивной доской у детей развиваются все психические процессы: внимание, мышление, память; речь, а также мелкая моторика. У старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится более концентрированным, когда ему интересно, изучающий материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребенка положительные эмоции.
Особенности использования ИКТ
Требования к компьютерным программам ДОУ:
Программы должны носить
- Исследовательский характер
- Легкость для самостоятельных занятий детей
- Развитие широкого спектра навыков и представлений
- Возрастное соответствие
- Занимательность.
Классификация программ:
- Развитие воображения, мышления, памяти
- Говорящие словари иностранных языков
- Простейшие графические редакторы
- Игры-путешествия
- Обучение чтению, математике
- Использование мультимедийных презентаций
Преимущества компьютера:
- Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- Несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
- Обладает стимулом познавательной активности детей;
предоставляет возможность индивидуализации обучения;
- В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
- Позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий:
– Недостаточная методическая подготовленность педагога
– Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях
– Бесплановость, случайность применения ИКТ
– Перегруженность занятия демонстрацией.
ИКТ может использоваться и в работе самого современного педагога:
– Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
– Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
Происходит обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
Помогает в оформлении групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
– Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ЗАДАЧИ
- Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребенка, осуществление индивидуального подхода к воспитанникам.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
- Игры, спортивные досуги, НОД
- Упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность
- Гимнастика, массаж, тренинг, образно-ролевые игры, этюды
ТЕХНОЛОГИЯ ПОРТФОЛИО
Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.
ЗАДАЧИ
- Учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности
- Является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога
Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие разделы:
- ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ
- РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
III. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
- РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
СОЦИОИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ЗАДАЧИ
- Развитие взаимодействия «ребенок-ребенок», «ребенок-родитель», «ребенок-взрослый» для обеспечения душевного благополучия.
- Коррекция импульсивного, агрессивного, демонстративного, протестного поведения
- Формирование навыков и умений дружеского коммуникативного взаимодействия
- Решение задач «социального» закаливания
- Развитие навыков полноценного межличностного общения, позволяющего ребенку понять самого себя.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
- Коллективные дела, работа в малых группах на НОД, тренинги на умение договариваться
- Игры с правилами, игры-соревнования, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры
- Сказкотерапия
- Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки
- Тренинги, самопрезентации
ТРИЗ ТЕХНОЛОГИИ
Игровые технологии хорошо сочетаются с теорией решения изобретательских Задач (ТРИЗ). ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом « Творчество во всем».
решение различных проблемных ситуаций (в игровой форме).
Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
Технология разноуровневого обучения
– это педагогическая технология организации процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала. То есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому воспитаннику овладевать учебным материалом на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого воспитанника. Это технология, при которой за критерий оценки деятельности ребёнка принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.
Основу технологии разноуровневого обучения составляют:
* психолого-педагогическая диагностика воспитанника;
* сетевое планирование;
* разноуровневый дидактический материал.
Технологический подход, т. е. новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольников в период дошкольного детства, а также при дальнейшем обучении в школе. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающем состоянии.