Ястребов Сергей Вячеславович
преподаватель истории
ГБПОУ ПТНХП РФ
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №6561
Всероссийская педагогическая конференция «Опыт внедрения и реализации ФОП начального общего, основного общего и среднего общего образования в практику образовательных организаций»
Наименование работы: Воспитание патриотизма у обучающихся посредством урочной и внеурочной деятельности
Свидетельство участника Конференции, бланк: КН №6561


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

 «Павловский техникум народных художественных промыслов России»

Доклад

Тема: «Воспитание патриотизма у обучающихся посредством урочной и внеурочной деятельности»

Выполнил:

преподаватель истории

Ястребов

Сергей Вячеславович

Павлово

2023 г.

Патриотическое воспитание ни уроках истории и  во внеурочной деятельности – это процесс воздействия на учащихся с целью осознанного восприятия ими исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах сынов Отечества, любви к гербу, флагу, гимну страны, непримиримость к врагам России.

В патриотическом воспитании через изучение истории Отечества можно выделить три направления:

  • изучение истории семьи учащегося;
  • изучение истории родного края;
  • изучение истории Отечества 

 

Формирование национального самосознания обучающегося через изучение истории своей семьи на уроках и во внеклассной деятельности.

Изучая историю народов, мы в первую очередь должны знать свою историю, историю своей семьи, своих предков.     На занятиях по дисциплине «История»  для реализации целей данного направления используются:

совокупные задания исследовательского характера,  адекватные содержанию учебного материала; домашние задания с элементами исследования;  вариативные исследовательские задания; вовлечение студентов в конкурсы исследовательского характера, участие  в  научно-практических конференциях.

Проверка знаний происходит в форме беседы, рассказов обучающихся. Так, например, было установлено, что прадед Г.Макарова участвовал в штурме рейхстага, прадед Н.Кочетыгова занимался купеческой деятельностью, предки Н.Васильевой были дворянами, прадед Т.Аретагиной был Героем Социалистического Труда, прадед Д.Горшковой был танкистом, участником осовобождения Украины, Белоруссии, Польши, взятия Берлина, прадед В.Бурковой участвовал в освобождении Литвы и др.

 В своей непосредственной работе я приобщаю студентов к исследовательской деятельности разными способами: через написание проектов, рефератов, практические задания. Данный вид деятельности, его систематическая организация на уроках истории необходимы для достижения главной цели: научить студентов проводить исследовательские работы, использовать исследовательские методы при подготовке к занятиям.

Особое значение мною придаётся изучению тем, связанных с Великой Отечественной войной. Для помощи обучающимся в поиске информации об их родственниках-участниках Великой Отечественной войны я рекомендую использовать опросы родных, изучение фронтовых писем, наград и других семейных реликвий, использование областных и городских Книг памяти, обращений в военкоматы, использование специализированных сайтов в сети Интернет «Память народа» (сведения о всех участниках войны), «Подвиг народа» (сведения о награждённых солдатах и офицерах), ОБД «Мемориал» (сведения о погибших, умерших и пропавших без вести).

 Со своими исследовательскими работами мои ученики регулярно участвуют в общетехникумовских и областных конкурсах. Например:

2014-2015 – конкурс-защита рефератов «Вклад моей семьи в дело Победы

2014-2015 – Г.Макаров –  участие в областном конкурсе «Вклад моей семьи в дело Победы»

2023 – участие Д.Грошковой и В.Бурковой в областном конкурсе «Вклад моей семьи в Великую Победу»

В 2019 г. преподавателями Ястребовым  С.В. и  Сухановым Н.Е. был осуществлён сбор информации с обучающихся техникума об их родственниках – участниках Великой отечественной войны с последующей отправкой полученных материалов в создаваемый музейный комплекс «Дорога памяти» в Военно-патриотический парк «Патриот» в г.Кубинка.

Гражданско-патриотическое воспитание

в процессе изучения истории родного края.

Бесспорен развивающий потенциал краеведения. Открытие в знакомом окружении незнакомого, поиск (в процессе выполнения учебных познавательно-проблемных заданий) в привычной для ребенка среде новых сведений – увлекательный процесс познания, способствующий формированию познавательного интереса к истории родного края и страны в целом.

Краеведение создает благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера, применения в учебной деятельности разнообразных элементов поиска и исследования, широкого использования местных источников.

Краеведение помогает учащимся осмыслить процесс исторического развития, а в результате – попять проблемы современности, выработать собственную гражданскую позицию. Страницы истории родного края, города, поселка дают немало примеров преданности и любви к своему Отечеству, жизни во благо Родины. Изучение истории родного края происходит как на уроках истории, так и в процессе исследовательской деятельности. 

Примеры проведённых мероприятий:

2014 г. – Всероссийский конкурс «Земляки-участники Великой Отечественной войны» 

2014 г. – викторина, посвящённая 300-летию образования Нижегородской губернии

2014-2015 конкурс-защита рефератов «Вклад г.Горький в дело Победы»

2015-2016 Викторина, посвящённая 450-летней истории города Павлово

                   Конкурс презентаций «450 лет городу Павлово»»

                   Конкурс-защита рефератов «Знаменитые павловчане»

2016-2017 Открытое мероприятие: устный журнал на тему «800 лет Нижнему Новгороду»

2018 – сбор информации для изготовления стенда «Павловчане-Герои Советского Союза»

2018 – виртуальная экскурсия «Городам-героям посвящается…» (гр.12)

2018 – участие в областном конкурсе рефератов «А.С.Пушкин на Нижегородской земле»

2019 – викторина и конкурс презентаций, посвящённые 30-летию  вывода ограниченного контингента советских войск из Афганистана

2020 – конкурс рефератов «Горьковская область в годы Великой Отечественной войны»

2020 – конкурс рефератов «Павловский район в годы Великой Отечественной войны»

2021 – викторина, посвящённая 800-летию г.Нижний Новгород

2021 – А.Анучина – участие в общетехникумовской научно-практической конференции «Первый шаг в науку» с проектом «Памятники архитектуры города Павлово»

2023 – Онлайн-урок «Несовершеннолетние узники фашистских концлагерей – ветераны Великой Отечественной войны, проживающие на территории Нижегородской области»

Формирование патриотических и гражданских чувств у обучающихся через изучение героических страниц истории Отечества.

Наиболее эффективно задачи патриотического воспитания позволяет решать материал следующих тем:

  • Культура Руси IX – первой половины XII в.
  • Походы Батыя на Русь.
  • Борьба русских земель с западными завоевателями.
  • Русь и Золотая Орда в Х1П-Х1У вв.
  • Русская культура Х1У-ХУ, XVI вв.
  • Освободительная война против польских, немецких и шведских

интервентов (ополчение К. Минина и Д. Пожарского).

  • Культура России XVII в.
  • Преобразования Петра I.
  • Внешняя политика Петра I.
  • Развитие культуры в Петровскую эпоху.
  • Русское военное искусство (А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков).
  • Культура XVIII в.
  • Отечественная война 1812 г.
  • Крымская война.
  • Культура первой половины XIX в.
  • Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
  • Русская культура во второй половине XIX в.
  • Культура в начале XX в.
  • Россия в Первой мировой войне.
  • Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
  • Послевоенное восстановление хозяйства и др.

 

Примеры проведённых мероприятий:

Ежегодные олимпиады по истории и обществознанию

2017 Всероссийский конкурс «Наша история» эссе «Россия многонациональная»

Тест «Каждый день горжусь Россией»

Викторина по истории, посвящённая 100-летию Октябрьской революции 1917 г.

Конкурс презентаций «Февральская революция 1917 г.»

Викторина по истории, посвящённая 100-летию начала гражданской войны в России Виртуальная экскурсия «Городам-героям посвящается…»

Конкурс презентаций «Полководцы гражданской войны в России»

Е.Аляпина – участие в общетехникумовской научно-практической конференции «Первый шаг в науку» с проектом «Города-герои Великой Отечественной войны»

2020 – участие в дистанционном Всероссийском открытом уроке «Александр Невский», посвящённом 800-летию полководца

2020 – участие гр.211 в дистанционной Всероссийской интеллектульной исторической игре, посвящённой Дню Героев Отечества

2020 – Викторина по истории, посвящённая 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

2021 г. – участие студентов гр. 22 и 211 в городской игре «Героические страницы истории России» (Рябков С. – 3 место)

Викторина по истории, посвящённая 350-летию Петра I (2022 г.)

Конкурс эссе «Исторические предпосылки проведения СВО» (2022, Зотова А.)

2021 – конкурс рефератов, посвящённый 800-летию Александра Невского

2021 – участие гр.22 и 201 в Всероссийской акции «День единых действий в память о жертвах преступлений против советского народа, совершённых нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны» 

2022 – Внеклассное мероприятие в гр.111 «Главные битвы Великой Отечественной войны»

2023 – внеурочное мероприятие, посвящённое Международному дню освобождения узников фашистских лагерей (11 апреля) (гр.211)

2023 – Викторина по истории, посвящённая 80-летию Победы в Сталинградской и Курской битвах

2023 – внеурочное мероприятие «Города трудовой доблести» в группах первого и второго курса

2023 – Коротеева А. и Самольченкова Д. приняли участие в всероссийском конкурсе эссе «Подвиг героев-молодогвардцейцев: к 80-летию образования организации «Молодая гвардия»

2021 г. и 2023 г. – участие студентов техникума во Всероссийском Диктанте Победы

Заключение

Таким образом, для успешного осуществления патриотического воспитания в образовательном учреждении необходимо создать определенные организационно-педагогические условия, которые предоставляют каждому школьнику возможности постоянно проявлять себя, развивать активную гражданскую позицию.

Гражданин современной России – это человек, обладающий правовой культурой, чувством ответственности за свою страну, ее процветание, знающий и уважающий законы, умеющий не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их. Поэтому, разностороннее развитие личности будущего конкурентоспособного специалиста, обладающего высокой правовой и политической культурой, социальной активностью и качествами гражданина-патриота, является одной из главных целей учебно-воспитательной работы.

 

Воспитание патриотизма у обучающихся посредством урочной и внеурочной деятельности