Новикова Наталья Вячеславовна
Учитель-логопед
МОУ «СОШ «Токсовский центр образования им. Петрова В. Я.», п. Токсово.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №6564
Всероссийская педагогическая конференция «Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС» 
Наименование работы: Использование мультипликационной технологии в работе учителя-логопеда с детьми с нарушениями речи.
Свидетельство участника Конференции, бланк: КН №6564


Использование мультипликационной технологии в работе учителя-логопеда с детьми с нарушениями речи.

По данным ученых и практиков современные дети имеют ряд отличий от детей прошлого столетия (Н. А. Горлова, А. И. Савинкова,  Д. И. Фельдштейн). 

По мнению исследователей современные дети имеют более высокие показатели IQ, они более креативны, но в тоже время у них отмечается снижение уровня линейного и структурного визуального мышления, возникновение нового клипового мышления, снижение мотивации к учебной деятельности, снижение желания активно действовать без дополнительной стимуляции, нарушения концентрации и объема внимания, нарушения памяти.

Эти изменения не могут не повлиять на организацию занятий и выбора приемов и методов используемых на них. Педагогу требуется постоянно искать и применять в своей работе новые инновационные подходы и методы. Использование только традиционных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми становится недостаточным.

Использование методов мультипликации позволяет решать различные коррекционно-развивающие задачи, а так же делать занятие более разнообразным и интересным, тем самым повышая мотивацию детей и увеличивая результаты положительной динамики коррекционного воздействия.

Мультипликация – это

  1. Съемка отдельных рисунков или объемных фигур, изображающих последовательные фазы движения, что создает на экране иллюзию движения неподвижных объектов, а также сами рисунки, фигуры, являющиеся объектом такой съемки. 
  2. Фильм, сделанный посредством такой съемки.

Коррекционно-развивающую работу по развитию речи с использованием методов и средств мультипликации можно вести: 

  • используя готовый фильм;
  • в процессе создания фильма.

Задачи коррекционно-логопедической работы с детьми решаемые с помощью средств мультипликации:

    • повышать мотивационную составляющую образовательного процесса и познавательной активности детей;
    • активизировать процесс восприятия лексического материала;
    • развивать лексико-грамматические средства языка и использовать их в оформлении связного высказывания;
    • формировать и развивать связную речь и коммуникативные навыки (учить детей соблюдать логическую последовательность в изложении событий, отражать существенные связи в речевом содержании, учить использовать различные синтаксические средства в оформлении высказывания).
  • Развивать память, внимание, мышление, воображение.
    Пример использования фильма, созданного по технологии мультипликации на логопедическом занятии.

Для создания фильма использовались деревянные игрушки лесных животных ручной работы, сцена (место, где происходит действие), телефон. Фильм прилагается отдельным файлом.

Детям предлагается посмотреть фильм 2 раза.

  • После первого просмотра учитель-логопед задает детям вопросы, которые помогут им составить рассказ (дети отвечают полным ответом).

Пример вопросов:

  1. Где находятся герои?
  2. Кто появился в фильме первым, вторым, третьим и тд.?
  1. Зачем зайчик пришел на полянку? К кому он пришел?
  2. Почему зайчик спрятался?
  3. Кто выбежал на полянку?
  4. Что искала лиса?
  5. Что произошло, когда лиса ушла с полянки.
  6. Куда отправились друзья?
  7. Кто из животных главный герой? Почему?
  8. Кто отрицательный герой? Почему?
  • После второго просмотра фильма детям предлагается.
  1. Придумать название рассказа.
  2. Составить рассказ.

В зависимости от уровня речевого развития детей, используются разные техники составления рассказа:

  • Использование готового рассказа с пропущенными словами .

Храбрый зайчик.

Жил в лесу маленький, но храбрый (кто?) … (зайчик). Пошел он как-то в гости (к кому?) … ( к бельчонку).  Бельчонок жил …(в дупле) рядом с полянкой. На полянке зайчик… (услышал), что кто-то крадется и спрятался …(за деревом). Это была…(лиса), она прибежала на запах зайца. Поискала, поискала зайца и убежала обратно… (в лес). Зайчик …(вышел) на полянку, позвал своего друга… (Бельчонка) и они вместе… (пошли) гулять.

  • использование схем, табличек, картинок и др.

Процесс создания фильма совместно с детьми.

Для создания фильма вам потребуется сценарий, сцена (место, где будет проходить действие), персонажи (куклы, игрушки, различные предметы, картинки, различный дополнительный инвентарь, телефон.

Этапы работы с детьми:

  • придумывание идеи фильма и его названия;
  • написание плана сюжета;
  • написание сюжета;
  • распределение ролей, заданий;
  • создание декораций и персонажей;
  • сьемка.

Сьемка.

Сначала нужно оформить сцену, поставить действующих героев, затем – сфотографировать сцену. Для следующего кадра нужно что-то изменить в сцене. После этого – снова сфотографировать. И так до тех пор, пока не получатся все кадры. Далее – монтируем видео и получаем фильм. При желании накладываем музыку, различные звуки или озвучиваем текстом.

Мобильные приложения для создания мультипликации: Stop Motion Studio, CapCat, InShot, KineMaster.

Использование мультипликационной технологии в работе учителя-логопеда с детьми с нарушениями речи.