Патриотическое воспитание дошкольников
Подготовила инструктора по физической культуре Спиридонова Г.В., МДОУ «ЦРР – детский сад «Улыбка» город Качканар.
Существует хорошо известный афоризм Сэмюеля Джонсона: «Патриотизм – последнее прибежище негодяя». Считается, что автор имел ввиду то, что патриотизм – ширма для прохвостов и политиканов. Но русскому человеку здесь слышится другое значение: «не все пропало даже для плохого человека, если в нем еще живет любовь к Родине». Да, трудно поверить, в то, что Минин с Пожарским собравшие ополчение, прогнавшие поляков из Москвы, прикрывались патриотическими призывами. И Александр Невский разбивший Тевтонских захватчиков был таковым. Тогда и меня возьмите в компанию – к таким героям! Во все времена были и патриоты и предатели, те, кому безразлична судьба страны, и те, кто отдавал жизнь, защищая ее. С возмущением слышу от людей, что проиграй Советский Союз в Великой Отечественной войне, то жили бы мы в богатстве и роскоши. Ну, и кто здесь негодяй?
Работая в детском саду, инструктором по плаванию с окончанием плавательного сезона меняю род деятельности и летом работаю воспитателем. А воспитатель – это не узкий специалист, здесь нужно разбираться во всех направлениях и в вопросах патриотизма в том числе. Беседуя с детьми, обсуждая вопросы безопасности и экологии я размышляла о том, как поговорить с воспитанниками о патриотизме. Ведь хочется поговорить так, чтобы затронуть чуткие струны детской души, и чтобы этот разговор не был пустым сотрясанием воздуха. Размышляла, какие вопросы можно поднимать в столь юном возрасте. И тут я слышу, что мои дошколята обсуждают военную операцию на Украине. Они знают, что украинские националисты и те, кто им помогают – это и есть главные злодеи. Разбираются в военной технике, обсуждают последние новости. Конечно, все это дети знают от своих родителей. Ребята ловят все, что летает в атмосфере. Особенно им интересно все, что волнует значимых для них людей. Понятно, что у дошкольников по значимости на первом месте – родители. Я всегда подчеркивала, что главное воспитание происходит в семье и особенно воспитание патриотизма. В детском саду идет только закрепление «пройденного материала». Любовь к Родине надо воспитывать не от праздника к празднику, а каждый день, ненавязчиво, комплексно. Следует обращать внимание детей на природу родного края, на то какой замечательный у нас город, какие хорошие соседи нас окружают, и какая разнообразная у нас страна, какие мы все разные и непохожие друг на друга населяют нашу – самую лучшую в мире страну. Говорить об этом нужно с любовью к самим детям и Родине. Нужно рассказывать про историю страны, про то, что наши предки всегда побеждали многочисленных захватчиков желающих покорить нашу страну. «Кто с мечем к нам придет тот от меча и погибнет»! Необходимо говорить, о том, что только все вместе, всем миром – как говорили в старину мы, всегда сможем одолеть любого врага! Что всем вместе и нужно держаться! Тогда и национализма не будет и появится гордость за отечество. Воспитывая детей на положительных исторических примерах, не забывать и поучительные отрицательные примеры, такие как междоусобные воины, приведшие к вторжению в монгольских кочевников.
Мы разгадали секрет воспитания патриотизма:
Нужно взять семейные традиции, плюс воспитание любви к семье и малой родине, добавить знание истории своей страны с подкреплением положительными, а иногда и отрицательными примерами; плюс воспитание уважения к старшим и желание защитить младших. Все это следует умножить на личный пример, далее все нужно возвести в степень занятий пронизывающих каждую область знаний, тактичных напоминаний о том, как хороша Россия и все ее обитатели, когда они помогают процветанию родины.
Сценарий патриотического познавательно спортивного развлечения в бассейне для подготовительной группы
Адмирал Федор Ушаков
Цель: Пропаганда здорового образа жизни, воспитание патриотизма у старших дошкольников.
Задачи: Создать условия для удовлетворения естественной потребности детей в движении. Укреплять физическое здоровье детей; доставить детям чувство радости. Учить гордиться историей и героями нашей родины. Познакомить с знаменитым защитником России адмиралом, причисленному к лику Святых адмиралу Фёдору, Фёдоровичу Ушакову.
Оборудование: Презентация и мультфильм про Ф.Ф.Ушакова, компас, листки цветной бумаги, флаг РФ, Андреевский флаг, нудлсы – 2 шт., обручи – 2 шт., вертикальные мишени – 2 шт., «метательные снаряда» – 2 шт., тонущие игрушки с надписями: «Мина», «Миша», «Мама», «Море», табло для подсчета очков, сладкие призы каждому ребенку.
Предварительная подготовка: показать презентацию и рассказать детям о великом непобедимом адмирале Федоре Ушакове, рассказать воспитанникам, что он – Феодор Ушаков причислен к лику Святых и то, что в нашем храме есть икона праведного сильного духом воина Федора Ушакова.
Развлечение проводится в два этапа
Ход развлечения
Первый этап
В группе воспитатель спрашивает у детей, каких полководцев и знаменитых воинов земли русской они знают.
Отвечают дети.
Воспитатель. Я сегодня хочу вам рассказать об адмирале Федоре Фёдоровиче Ушакове знаменитом российском полководце. Ребята, кто из вас слышал о таком человеке? Ответ детей.
Воспитатель. Давай посмотрим мультфильм, а затем я дополню и расскажу про знаменитого моряка и адмирала.
Просмотр мультфильма и презентации про адмирала Ушакова.
Воспитатель. Скажите мне на каких кораблях плавали моряки в те времена, когда жил Фёдор Фёдорович? Правильно на парусных. А как так получалось, что с помощью паруса корабли могли плыть? Верно, ветер надувал паруса. Давайте и мы с вами попробуем, как ветер надуть парус. Возьмите в руки лист цветной бумаги. Давайте построимся в шеренгу и по моей команде нужно будет сильно дунуть и отпустить свой листок. А сейчас посмотрим, чей же листочек улетел дальше.
Дети строятся в шеренгу, в руках у каждого листочек цветной бумаги, по команде воспитателя дети дуют на свои листочки и отпускают их. Все находят, куда улетел его листок, определяют, чей лист улетел дальше, а чей упал ближе всех.
Воспитатель. Вы заметили, что чем сильнее дуешь, тем дальше улетает листок? Так и с ветром, чем сильнее ветер, тем быстрее плывет корабль. А если ветер набирает необыкновенную силу, то начинается шторм и если не укрыться от шторма в тихой гавани, то корабль может выбросить на скалы или затопить нахлынувшей волной. Но когда кораблями командовал Федор Ушаков, ни один его корабль не затонул. Ребята, что вы запомнили из рассказа: как моряки находили дорогу и ориентир в море, какие приборы им помогали? Ответ детей.
Воспитатель. Моряки всего мира умеют находить путь, ориентируясь по звездам, а еще им помогает компас. Давайте и мы с вами пройдем расстояние, ориентируясь по компасу. Красная стрелка указывает строго на север. Попробуем пройти строго на север с помощью компаса и куда же мы придем?
Дети с воспитателем совмещают красную стрелку с буквой «N» и двигаются так, чтобы стрелка держалась севера. Останавливаются. Ну а сейчас куда мы с вами отправимся? Отвечают дети.
Воспитатель. Я предлагаю отправиться в бассейн и там узнать еще много интересного про русского адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова.
Второй этап
Дети проходят в бассейн, строятся в шеренгу.
Инструктор. Ребята, вы заметили, что сегодня наш бассейн выглядит необычно? Ответ детей. Инструктор. Скажите, какие флаги вы видите на стене? Ответ детей: трёхцветный флаг России и Андреевский флаг.
Инструктор. Кто ходит под такими флагами? (Российские моряки и корабли). Слушай мою команду: «Для начала водных состязаний посвященных сильному духом праведному воину, российскому адмиралу Федору Ушакову равняйсь! На первый, второй рассчитайсь!
Дети рассчитываются на 1-й, 2-й, делятся на 2 команды по номерам. Придумывают названия своим командам.
Инструктор. Право зайти в воду первой получит команда, которая ответит на вопрос: на какой великой реке родился и вырос Федор Ушаков? (Волга) Заходят командами в воду, команды строятся в колонны у бортиков.
Инструктор. Следующий вопрос. В каком городе учился будущий адмирал и на кого он учился? (г. Сан Петербург, в морском кадетском училище). Юных кадетов учили, что в трудных ситуациях можно плыть на всем, что держится на воде.
Эстафета «Палочка выручалочка»
Дети стоят командами в колонны. Первой ребенок берет в вытянутые руки нудлс одним концом вверх, ложится с ним на воду и плывет до противоположного бортика, затем поворачивает, возвращается обратно, передаёт нудлс следующему ребенку и так делают все. Когда последний участник вернется в колонну, считается, что команда закончила эстафету. Победителем этапа является экипаж, раньше закончивший эстафету, им присваивается победное очко.
Инструктор. Федор Ушаков учил свой экипаж: сам погибай, а товарища выручай.
Эстафета «Спасаем раненых»
Дети стоят в колоннах. Работают в парах. Первый берет обруч, второй заходит в обруч, и ложится на него лицом вверх, держась руками за обруч, голова лежит на обруче, первый ребенок держит обруч в районе головы лежащего в обруче ребенка и бежит к противоположному бортику. У бортика дети меняются местами и возвращаются к команде. Побеждает команда первой закончившая эстафету. Балл присуждаются команде за скорость (чья команда справилась с заданием раньше).
Инструктор. Кто вспомнит, как Ушаков учил стрелять из пушки, чтобы в море не мешала качка? (Ставили пушку на качели и стреляли).
Эстафета «Морская баталия»
Дети стоят в колоннах. Направляющий держит в руках плавательную доску. По сигналу он плывет до отметки, останавливается, берет метательный снаряд, бросает «снаряд», в вертикальную мишень, возвращается обратно и передает доску следующему члену команды. Очки присуждаются командам за скорость (чья команда справилась с заданием раньше) и за меткость (у чьей команды больше попаданий).
Инструктор. Ныряльщики адмирала Ушакова умели лучше всех обезвреживать подводные мины, так они помогали пройти кораблям российской эскадры и не подорваться на минах.
Игра «Морские ныряльщики»
На дне лежат затонувшие игрушки с надписями «Мина», «Миша», «Мама», «Море». Дети должны поднять игрушки со дна и рассортировать их. С надписями «Мина» – в одну сторону, с прочими словами в другую сторону.
Инструктор. Кто знает, что сделал Федор Ушаков, чтобы спасти команду своего корабля от чумы? (Увел всех в степь – изолировал).
Эстафета «Эвакуация»
Вся команда кроме капитана помещается в обруч (в лодку), который они держат руками, капитан остаётся снаружи, по сигналу обе команде бегут к противоположному бортику. Команда первой достигшая финиша получает очко в свою копилку. Подсчитываются баллы, выявляется команда победитель. Победителям предоставляется право поднять флаг.
Все выходят из бассейна. Команды награждаются сладкими призами.