Спиридонова Галина Валентиновна
Инструктор по физической культуре
МДОУ «ЦРР - детский сад «Улыбка» город Качканар
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №6565
Всероссийская педагогическая конференция «Педагогика в теории и на практике: актуальные вопросы и современные аспекты» 
Наименование работы: Патриотическое воспитание дошкольников
Свидетельство участника Конференции, бланк: КН №6565


Патриотическое воспитание дошкольников

Подготовила инструктора по физической культуре Спиридонова Г.В., МДОУ «ЦРР – детский сад «Улыбка» город Качканар. 

Существует хорошо   известный афоризм Сэмюеля Джонсона: «Патриотизм –  последнее прибежище негодяя».   Считается, что   автор имел ввиду то, что патриотизм – ширма для прохвостов и политиканов. Но  русскому человеку здесь слышится  другое значение: «не все пропало даже для плохого человека, если в нем еще живет  любовь к Родине».  Да,  трудно поверить, в то, что Минин с Пожарским собравшие ополчение, прогнавшие поляков из Москвы, прикрывались патриотическими призывами. И Александр Невский разбивший Тевтонских захватчиков  был таковым. Тогда и меня возьмите в компанию – к таким героям! Во все времена были и патриоты и предатели,   те, кому безразлична судьба   страны, и те, кто отдавал жизнь, защищая ее. С возмущением  слышу от людей, что проиграй Советский Союз  в Великой Отечественной войне, то жили бы мы в богатстве  и роскоши. Ну, и кто здесь негодяй? 

Работая в детском саду, инструктором по плаванию с окончанием  плавательного  сезона меняю род деятельности и летом работаю      воспитателем.  А воспитатель – это  не узкий специалист, здесь нужно разбираться во всех направлениях и в вопросах патриотизма в том числе.  Беседуя с детьми, обсуждая    вопросы безопасности и экологии я размышляла о том, как поговорить с  воспитанниками   о патриотизме. Ведь хочется поговорить  так, чтобы затронуть чуткие струны детской  души, и чтобы этот разговор не был пустым сотрясанием воздуха. Размышляла, какие  вопросы можно поднимать  в столь юном возрасте. И тут я слышу, что мои дошколята обсуждают военную операцию на  Украине. Они знают, что украинские националисты  и те, кто им помогают – это и есть главные злодеи. Разбираются в военной технике, обсуждают последние новости. Конечно,  все это дети знают от своих родителей. Ребята ловят все, что летает в атмосфере. Особенно им интересно все, что волнует значимых для них людей. Понятно, что у дошкольников по значимости на первом месте – родители. Я всегда подчеркивала,  что главное воспитание происходит в    семье и особенно воспитание патриотизма. В детском саду идет только закрепление  «пройденного материала».    Любовь к Родине надо воспитывать   не от праздника к празднику, а каждый день, ненавязчиво, комплексно. Следует обращать внимание детей на природу родного края, на то  какой замечательный у нас город, какие хорошие соседи нас окружают, и какая  разнообразная у нас страна, какие мы все разные и непохожие друг на друга населяют нашу – самую лучшую в мире страну. Говорить об этом нужно с любовью к самим детям и Родине. Нужно рассказывать про историю  страны, про то, что наши предки всегда побеждали многочисленных захватчиков желающих покорить нашу страну. «Кто с мечем к нам придет тот от меча и погибнет»! Необходимо говорить, о том, что только все вместе,   всем миром – как говорили в старину мы, всегда сможем одолеть любого врага! Что всем вместе и нужно держаться! Тогда и национализма не будет и появится  гордость  за отечество. Воспитывая детей на положительных  исторических примерах, не забывать и поучительные отрицательные примеры, такие как  междоусобные воины, приведшие к  вторжению в  монгольских кочевников. 

Мы разгадали  секрет воспитания патриотизма:

Нужно взять семейные традиции, плюс воспитание любви к семье и малой родине, добавить знание истории своей страны с подкреплением положительными, а иногда и отрицательными примерами;  плюс воспитание уважения к  старшим  и желание защитить младших. Все это следует умножить на личный пример, далее все нужно возвести в степень занятий пронизывающих каждую область знаний,   тактичных напоминаний о том, как хороша Россия и все ее обитатели, когда они помогают   процветанию родины.

 

Сценарий патриотического познавательно спортивного развлечения в бассейне для подготовительной группы

 Адмирал Федор Ушаков

 

Цель:  Пропаганда здорового образа жизни, воспитание патриотизма   у старших дошкольников.              

Задачи: Создать условия для удовлетворения естественной потребности детей в движении.  Укреплять физическое здоровье детей; доставить детям чувство радости. Учить гордиться историей и героями нашей родины. Познакомить с знаменитым защитником России адмиралом, причисленному к лику Святых адмиралу Фёдору, Фёдоровичу Ушакову.

Оборудование: Презентация и мультфильм про Ф.Ф.Ушакова, компас, листки цветной бумаги, флаг РФ, Андреевский флаг, нудлсы – 2 шт., обручи – 2 шт., вертикальные мишени – 2 шт., «метательные снаряда» – 2 шт., тонущие игрушки с надписями: «Мина», «Миша», «Мама», «Море», табло для подсчета очков, сладкие призы каждому ребенку.

Предварительная подготовка: показать  презентацию и рассказать   детям   о великом непобедимом адмирале Федоре Ушакове, рассказать воспитанникам, что он – Феодор Ушаков причислен к лику Святых и то, что в нашем храме есть икона праведного сильного духом воина Федора Ушакова.

Развлечение проводится в два этапа

Ход развлечения

Первый этап 

В группе воспитатель спрашивает у детей, каких полководцев и знаменитых воинов земли русской они знают.

Отвечают дети.

Воспитатель. Я сегодня хочу вам рассказать об адмирале Федоре Фёдоровиче Ушакове знаменитом российском полководце. Ребята, кто из вас слышал о таком человеке?  Ответ детей.

Воспитатель. Давай посмотрим мультфильм, а затем я   дополню и расскажу про знаменитого моряка и адмирала.

Просмотр мультфильма и презентации про адмирала Ушакова.

Воспитатель. Скажите мне на каких кораблях плавали моряки в те времена, когда жил Фёдор Фёдорович? Правильно на парусных. А  как так получалось, что с помощью паруса корабли могли плыть? Верно, ветер надувал паруса. Давайте и мы с вами попробуем, как ветер надуть парус. Возьмите в руки лист  цветной  бумаги. Давайте построимся в шеренгу и по моей команде нужно будет сильно дунуть и отпустить свой листок. А сейчас  посмотрим, чей же листочек улетел дальше.

Дети строятся в шеренгу, в руках у каждого листочек цветной бумаги, по команде воспитателя дети дуют на свои листочки и отпускают их. Все находят, куда улетел его листок, определяют, чей лист улетел дальше, а чей упал ближе всех.

Воспитатель. Вы заметили, что чем сильнее дуешь, тем дальше улетает листок? Так и с ветром, чем сильнее ветер, тем быстрее плывет корабль. А если ветер набирает необыкновенную силу, то начинается шторм и если не укрыться от шторма в тихой гавани, то корабль может выбросить на скалы или затопить нахлынувшей волной. Но когда кораблями командовал    Федор Ушаков, ни один его корабль не затонул. Ребята, что вы запомнили из рассказа: как моряки находили дорогу и ориентир в море, какие приборы им помогали? Ответ детей.

Воспитатель. Моряки всего мира умеют находить путь, ориентируясь по звездам, а еще им помогает компас. Давайте и мы с вами пройдем расстояние, ориентируясь по компасу. Красная стрелка указывает строго на север. Попробуем пройти строго на север с помощью компаса и куда же мы придем?

Дети с воспитателем совмещают красную стрелку с буквой  «N» и двигаются так, чтобы стрелка держалась севера. Останавливаются. Ну а сейчас куда мы с вами отправимся? Отвечают дети.

Воспитатель.  Я предлагаю отправиться в бассейн и там   узнать еще много интересного про русского адмирала   Фёдора Фёдоровича Ушакова.

Второй этап 

Дети проходят в бассейн, строятся в шеренгу.

Инструктор. Ребята, вы заметили, что сегодня наш бассейн выглядит необычно? Ответ детей.                                                                                                                                             Инструктор. Скажите, какие флаги вы видите на стене?                                                                       Ответ детей: трёхцветный флаг России и Андреевский флаг.

Инструктор. Кто ходит под такими флагами? (Российские моряки и   корабли).                    Слушай мою команду: «Для начала водных состязаний посвященных  сильному духом праведному воину, российскому адмиралу Федору Ушакову равняйсь! На первый, второй рассчитайсь!

Дети рассчитываются на 1-й, 2-й, делятся на 2 команды по номерам. Придумывают названия своим командам.

Инструктор. Право зайти в воду первой получит  команда, которая ответит на вопрос: на какой великой реке родился и вырос Федор Ушаков? (Волга)                                                   Заходят командами в воду, команды строятся  в колонны у бортиков.

Инструктор. Следующий вопрос. В каком городе учился будущий адмирал и на кого он учился? (г. Сан Петербург, в морском кадетском училище). Юных кадетов учили, что в трудных ситуациях можно плыть на  всем, что держится на воде

Эстафета «Палочка выручалочка»

Дети стоят командами в колонны. Первой ребенок берет в вытянутые руки нудлс одним концом вверх, ложится с ним на воду и плывет до противоположного бортика, затем поворачивает, возвращается обратно, передаёт нудлс следующему ребенку и так делают все. Когда последний участник вернется в колонну, считается, что команда закончила эстафету. Победителем этапа  является экипаж, раньше закончивший эстафету, им присваивается победное очко.

 Инструктор. Федор Ушаков учил свой экипаж: сам погибай, а товарища выручай. 

Эстафета «Спасаем раненых»

Дети стоят   в колоннах. Работают в парах. Первый берет обруч, второй заходит в обруч, и ложится на него лицом вверх, держась руками за обруч, голова лежит на обруче,  первый ребенок держит обруч в районе головы лежащего в обруче ребенка и бежит к противоположному бортику. У бортика дети меняются местами и возвращаются к команде. Побеждает команда первой закончившая эстафету. Балл присуждаются команде за скорость (чья команда справилась с заданием раньше).

Инструктор. Кто вспомнит, как Ушаков учил стрелять из пушки, чтобы в море не мешала качка? (Ставили пушку на качели и стреляли).

Эстафета «Морская баталия»

Дети стоят в колоннах. Направляющий держит в руках плавательную доску. По сигналу он плывет до отметки, останавливается, берет  метательный снаряд, бросает «снаряд»,  в вертикальную мишень, возвращается обратно и передает доску следующему члену команды. Очки присуждаются командам за скорость (чья команда справилась с заданием раньше) и за меткость (у чьей команды больше попаданий).

Инструктор. Ныряльщики адмирала Ушакова умели лучше всех обезвреживать подводные мины, так они помогали пройти кораблям российской эскадры и не подорваться на минах.

Игра «Морские ныряльщики»

На дне лежат затонувшие игрушки с надписями «Мина», «Миша», «Мама», «Море». Дети должны поднять игрушки со дна и рассортировать их. С надписями «Мина»  – в одну сторону, с прочими словами в другую сторону.

Инструктор. Кто знает, что сделал Федор Ушаков, чтобы спасти команду своего корабля от чумы? (Увел всех в степь – изолировал).

Эстафета «Эвакуация»

Вся команда кроме капитана помещается в обруч (в лодку),  который они держат руками, капитан остаётся снаружи, по сигналу обе  команде  бегут к противоположному бортику. Команда первой достигшая финиша получает очко в свою копилку.                                                                                                                               Подсчитываются баллы, выявляется команда победитель. Победителям предоставляется право поднять флаг.

 Все выходят из бассейна. Команды награждаются сладкими призами.

Патриотическое воспитание дошкольников