Коротаева Ольга Ивановна
учитель
МБОУ СОШ №32 с УИАЯ
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №6573
Всероссийская педагогическая конференция «Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС» 
Наименование работы: «Система работы с одарёнными детьми в условиях введения ФГОС»
Свидетельство участника Конференции, бланк: КН №6573


Коротаева О.И.

«Система работы с одарёнными детьми

в условиях введения ФГОС»

         Педагогический словарь толкует термин одарённость как системное, развивающее в течение жизни человека качество, которое определяет возможность достижения им по сравнению с другими людьми более высоких результатов в различных видах деятельности. Одаренных детей отличает высокая скорость переработки и усвоения информации. Работать с такими детьми интересно и трудно. В классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения. Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании. Способность одаренного ребенка к самостоятельному обучению необычайно высока. Ученик, обладающий внутренним стимулом к обучению, получает от своей работы удовольствие. Изученное остается у них в памяти надолго. Поэтому, в своей работе мы стремимся к тому, чтобы мотивировать учащихся – значит дать им шанс реализоваться в процессе деятельности. Мы привлекаем учащихся к внеурочной деятельности, поддерживаем в них состояние успеха. Опыт показывает, что это очень важно, если мы хотим раскрыть «потенциальную» одаренность ребенка.

Система нашей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

  • выявление одаренных детей; 
  • развитие творческих способностей на уроках;
  • развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);

Принципы нашей педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для самостоятельной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора, помощи и сотрудничества.

            С целью развития информационно коммуникативных компетенций у учащихся, активно работаем с компьютером, тем самым формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Предлагаем учащимся выполнение презентации на уроке: учебно-тренировочные и дома: для сопровождения сообщений, докладов, подготовки к конкурсам. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует коммуникативные компетенции. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, что позволяет им повысить свою самооценку, закрепить уверенность в собственных силах. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании истории и обществознания основываются на повышенной (по сравнению с традиционным обучением) мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера. В учебном процессе практикуем следующие виды работы: одаренные дети на уроке самостоятельно за индивидуальным компьютером изучают новую тему, проходя ее в собственном темпе и получая оценку за работу (например, при работе с диском тестирование по изучаемой теме). Проводим различные варианты опроса и контроля знаний учеников с использованием компьютера: тематическое тестирование, экзаменационное тестирование, работа с виртуальной картой, Часто на уроке и при подготовке конкурсных и олимпиадных заданий обращаемся к виртуальным словарям и энциклопедиям, сайтам с онлайн тестами. Используем средства Интернет и материалы мультимедийной продукции для творческой работы учащихся: написание исследовательских работ для конкурса, научно-практических конференций, выполнения конкурсных заданий интернет-проектов. Оптимальное использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории и обществознания позволяет формировать метапредметные УУД учащихся: умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность; овладевать различными видами публичных выступлений; выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности. Стимулирует мотивацию учения, познавательный интерес учащихся, способствует росту их самостоятельности и индивидуализации подхода к обучению, раскрепощает в общении, способствует преодолению стереотипов авторитарного стиля взаимодействия педагога и ученика. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.

        Когда способности ребенка становятся очевидными, возникает необходимость их максимального развития. Учитель должен создать условия, при которых любой ребёнок мог бы продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно. В рамках введения ФГОС второго поколения такая задача решается на внеурочных занятиях. Обязательным условием развития одарённости является формирование у ребенка чувства успешности. Активно практикуем участие  обучающихся в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, интернет-проектах. Учащиеся имеют возможность реализовать свои умения и навыки, получить объективную оценку от других специалистов, приобрести диплом или сертификат в портфолио своих достижений. Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады. Подготовку к решению олимпиадных заданий проводим индивидуально. Для этого разработана программа подготовки к олимпиадам. Предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области. Участие в олимпиадах стимулирует развитие личности обучающегося, способствует формированию познавательных и личностных УУД учащегося: самостоятельность суждений, инициативность, мобильность, мотивацию к обучению и познавательной деятельности, умение отстаивать свою точку зрения; повышает самооценку. Работа с одаренными детьми – это не только предметные олимпиады, но и подготовка и участие в конференциях. Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и производимых на его основании новых выводов. При организации исследовательской деятельности учащихся необходимо так организовывать работу, чтобы они усваивали процедуру исследования, последовательно проходя все его основные этапы:

– мотивация исследовательской деятельности; – постановка проблемы; – сбор фактического материала; – систематизация и анализ полученного материала; – выдвижение гипотез; – проверка гипотез; – доказательство или опровержение гипотез;-обобщение, выводы.

Все методы и формы работы с одарёнными детьми должны в полной мере учитывать возрастные и индивидные особенности ребёнка и ориентироваться на эффективную помощь в решении его проблем, так как они являются важным фактором его успешности в формировании учебных компетенций, а также развития его познавательных способностей и личностных качеств. Формы работы с одарёнными детьми: классно-урочная (работа в парах, в малых группах), внеурочная, разноуровневые задания, творческие задания, консультирование по возникшей проблеме, дискуссии, игры – кроссворды, загадки, ребусы.

Работа с одаренными детьми развивает учеников и обогащает учителя, ради ярких, неординарно мыслящих вундеркиндов, которых мы придумываем, сочиняем, выискиваем разнообразные задания. Работа с одаренными и мотивированными детьми имеет определенные результаты. Залог успеха при подготовке к олимпиадам и конкурсам – это правильное выявление одарённого и заинтересованного в данной предметной области ребёнка, индивидуальные занятия с ним, направленные не только на изучение материала, намного опережающего школьную программу, но и на умение применять свои знания в нестандартной ситуации, умение мыслить при выполнении заданий олимпиадного характера. В случае наличия перечисленных условий и совпадения желания и возможностей ребёнка к самосовершенствованию в предмете с желаниями и возможностями учителя – высокий результат не заставит себя долго ждать. В любой работе главную роль играет мотивация. Если все мы будем искренне заинтересованы в успехах ребенка, то мы будем работать на результат-повышение качества образования.

Практические результаты работы: создан информационный банк данных «Одаренные дети», увеличилось число участников школьного тура олимпиад по истории и обществознанию, вырос интерес учащихся к занятиям творческой и исследовательской деятельности, расширился диапазон мероприятий по предмету (урочная и внеурочная деятельность) для расширения творческих способностей учащихся, отмечается удовлетворенность детей своей деятельностью, повысилась профессиональная компетентность учителя по актуальным вопросам педагогики одаренности, все дети из числа одаренных используют ИКТ для самостоятельной творческой работы.

                  Перед современным учителем общество ставит большие задачи, поэтому он должен стремиться стать мастером, довести свою деятельность до совершенства, как в преподавании своего предмета, как и в познании личности ученика. Проведенная нами работа с высокомотивированными и одаренными учащимися дала положительные результаты. Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому на протяжении многих лет своей педагогической деятельности мы занимаемся развитием и воспитанием одаренных детей. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды, наши учащиеся являются победителями районных олимпиад, успешно поступают и учатся в других учебных заведениях.

«Система работы с одарёнными детьми в условиях введения ФГОС»