Малафеева Анна Александровна
учитель-дефектолог
ГБОУ «Казанская школа №142 для детей с ОВЗ»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №6575
Всероссийская педагогическая конференция «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе» 
Наименование работы: Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с обучающимися с умеренной, глубокой, тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжелыми множественными нарушениями развития
Свидетельство участника Конференции, бланк: КН №6575


Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с обучающимися с умеренной, глубокой, тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжелыми множественными нарушениями развития

Health-saving technologies in correctional work with students with moderate, profound, severe mental retardation (intellectual disabilities) and severe multiple developmental disabilities 

Автор статьи: Малафеева Анна Александровна, учитель-дефектолог (олигофренопедагог), первой квалификационной категории Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Казанская школа №142 для детей с ограниченными возможностями здоровья», город Казань, Россия.

Ключевые слова: умеренная, глубокая, тяжёлая умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) и тяжелые множественные нарушения развития, здоровьесберегающие технологии, соматическое, физическое и психическое здоровье.

 

Одна из задач Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Выделяется несколько компонентов здоровья: 1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития. 2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма. 3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

Возникновение идеи здоровьесбережения следует считать V – II века до нашей эры, когда в Древнем Риме появились валеотугенарии, отвечающие за здоровье и работоспособность рабов. В тот же период греческие ученые обосновали значение закаливания, физических упражнений и здорового образа жизни. Как говорил Сократ: «Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто». 

Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. Каждый ребёнок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не болеть. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач на занятиях, в играх, в спорте. 

Психофизическое недоразвитие обучающихся с умеренной, глубокой, тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжелыми множественными нарушениями развития характеризуется нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий: бег, прыжки и др., а также навыков несложных трудовых действий. У части детей с умеренной умственной отсталостью отмечается замедленный темп, вялость, пассивность, заторможенность движений. У других – повышенная возбудимость, подвижность, беспокойство сочетаются с хаотичной нецеленаправленной деятельностью. У большинства детей с интеллектуальными нарушениями наблюдаются трудности, связанные со статикой и динамикой тела.

Значительная часть детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью имеют и другие нарушения, что дает основание говорить о тяжелых и множественных нарушениях развития (ТМНР), которые представляют собой не сумму различных ограничений, а сложное качественно новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих. Различные нарушения влияют на развитие человека не по отдельности, а в совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим человек требует значительной помощи, объем которой существенно превышает содержание и качество поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении: интеллектуальном или физическом. Уровень психофизического развития детей с тяжелыми множественными нарушениями невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами. Органическое поражение центральной нервной системы чаще всего является причиной сочетаний нарушений и выраженного недоразвития интеллекта, а также сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации. Все эти проявления совокупно препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка, как в семье, так и в обществе. 

 Следовательно, одной из основных задач в работе с обучающимися с умеренной, глубокой, тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжелыми множественными нарушениями развития  является такая организация и методика проведения всех оздоровительных и воспитательно-образовательных мероприятий, при которой не только сохраняется хороший уровень умственной работоспособности, происходит дальнейшее развитие, но и укрепление здоровья ребенка. Мероприятия выстраиваются в последовательную цепочку и проходят через все виды деятельности. Это здоровьесберегающие технологии. 

Здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

При использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе необходимо соблюдать следующие принципы:

  • «Не навреди!»
  • Принцип непрерывности, т. е. систематически, постоянно;
  • Индивидуальности – соответствие содержания и организации образовательной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям ребенка с учетом сопутствующих заболеваний.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном учреждении для детей с ОВЗ – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного школьного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в школе для детей с ОВЗ: учащихся, педагогов и родителей.

Таким образом, применение в работе с обучающимися с умеренной, глубокой, тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжелыми множественными нарушениями развития   здоровьесберегающих технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации образовательной организации; если, опираясь на статический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребёнку и будут сформированы положительные мотивации у педагогов образовательного учреждения и родителей детей.

 

Список литературы:

  1. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОО. – М.: И.Ц. Сфера, 2017.
  2. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. Москва «Сфера» 2013.
  3. Кудрявцев В. Т.  Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития / / Дошкольное воспитание, 2010.
  4. Набойкина Е.Л. Сказки и игры с « особым» ребенком. СПб.  2013.
  5. Новикова Е.Л. Здоровьесберегающая направленность в развитии речевой деятельности дошкольников. – М., 2010. 
  6. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программ дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
  7. Узорова О.В., Нефедова Е.А Пальчиковая гимнастика.  М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2011. 
  8. Фомина Н.А. В ритме музыки дышать веселее. Музыкально-ритмическая дыхательная гимнастика на основе методики Стрельниковой А.Н. :Учебно-методическое пособие. – Волгоград: ВГАФК, 2011.
Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с обучающимися с умеренной, глубокой, тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжелыми множественными нарушениями развития