Прохорова Екатерина Вячеславовна
учитель-логопед
МБ ДОУ «ЦРР - Детский сад №224 «Антошка»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №6592
Всероссийская педагогическая конференция «Педагогика в теории и на практике: актуальные вопросы и современные аспекты» 
Наименование работы: Поликультурное воспитание дошкольников в детском саду
Свидетельство участника Конференции, бланк: КН №6592


Поликультурное воспитание дошкольников в детском саду

Поликультурное образование (гр. – многокультурное) – это образование, построенное на идеях подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды. Целью такого образования является формирование умения общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий, воспитание понимания своеобразия других культур, искоренение негативного отношения к ним. 

Поликултурное образование  то образование которое, опираетсят на две и более културные традиции. Таким образом направленна на развития у детей дошкольноо возраста талирантности, уваения к чужой культуре, принтие вариативности культурноо развития и увпаения к разным культурам, национальные традиции и особенности.

 В основе поликультурного образования заложены:

  1. Коммуникативные навыки взаимодействия в многокультурной среде.
  2. Принятие особенностей разных культур и традиций.
  3. Уважение к культуре и ее многообразию
  4. В современном мире постоянно происходят процессы смешения разных культур, поэтому сохранение своего культурного наследия не теряет своей актуальности. Однако, при этом, у ребенка необходимо формировать навыки уважительного отношения к чужой культуре и тенденциям ее развития.
  5. Поликультурное образование выстраивается таким образом, что культурная идентичность каждого субъекта сохраняется. При этом, формируются навыки культурного взаимодействия и функционального сотрудничества подрастающего поколения в полиэтнической среде.

Принципы поликультурного образования

Поликультурное образование предполагает формирование у личности особого образа мышления, опирающегося на идеи свободы, равенства, добра и справедливости. Такое образование исключает различия людей по национальным и культурным признакам. Оно отвечает интересам каждого учащегося и его образовательным возможностям, независимо от его расовой, этнической, культурной, языковой, гендерной принадлежности. Такое образование призвано дать каждому учащемуся возможность раскрыть свой потенциал и стать участником многокультурных отношений.

Поликультурное образование опирается на следующие принципы:

  • Принцип полилингвальности. Он основывается на соотношении языков обучения и конкретной дисциплины. Это дает каждому учащемуся понимания собственного «Я», своей культурной принадлежности, расширяет личное восприятие и понимание мира и помогает отыскать собственную идентичность.
  • Принцип преемственности. Он основан на необходимости передачи культурного наследия между поколениями, непрерывного обновления культуры, за счет ее обогащения при активном межкультурном взаимодействии.
  • Принцип креативности. Он означает, что образование должно давать учащимся возможности самореализации, раскрытия своего творческого потенциала. Кроме того, человек должен приобщаться к постоянно меняющемуся миру, культурному многообразию, сохраняя свою идентичность и становясь участником современного межкультурного сотрудничества.
  • Принцип вариативности. Развитие культуры, освоение многовариантности культурного мира требует использования разных методов и приемов. Учащийся должен научиться воспринимать мир с разных позиций и уметь посмотреть на него и его процессы с точки зрения представителя другой культуры.
  • Принцип дифференциации обучения. Он означает, что независимо от усложнения национального и культурного состава социума, система образования продолжает свое устойчивое функционирование.
  • Принцип культурной целостности. Чтобы ребенок почувствовал свою принадлежность к многообразию культур и увидел картину многонационального и многокультурного мира, его необходимо погрузить в многонациональную среду. Это означает, что система образования становится многонациональным пространством, поощряющим сохранение культурной идентичности каждым его участником.
  • Принцип исторического обучения. Он означает, что учащиеся должны познавать историю своего народа, знакомится с его прошлым и изучать тенденции современного развития. Это дает полную картину культурного мира и помогает в познании своих корней, своей истории, принятии культурного наследия.
  • адачи поликультурного воспитания :
  • – приобщать детей к культуре своего народа, как непременное условие интеграции в другие культуры;
  • – формировать представления детей о многообразии культур в регионе, стране, мире ;
  • – воспитывать положительное отношение к культурам разных народов;
  • – развивать этническую толерантность в процессе ознакомления детей с национальными традициями и достижениями разных народов ;
  • – формировать и развивать умения и навыки продуктивного взаимодействия с представителями других культур;
  • – воспитывать в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.

 

Каждый ребенок наделен правом, развиваться духовно на основе культурного наследия своего народа, соблюдая народные традиции, обычаи, обряды. Приобщаем ко всему этому подрастающее поколение, опираясь на многовековую народную педагогику. Знать только о своем народе, для современного ребенка, очень мало. Хочется же еще уметь делать то, что могут делать другие народы: танцевать, играть в их игры, петь и говорить, как они. Такое стремление способствует расширению кругозора у ребенка, формированию мировоззрения дружелюбия. У детей развиваются познавательные способности, ум, мышление, чувство патриотизма, гордости за свой народ, и не только за свой. Значит, ребенок должен получать не только национальное, но и поликультурное воспитание.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» (ст. 14) указывается, что «содержание образования должно обеспечивать … интеграцию личности в национальную и мировую культуру». Следовательно, каждый член современного общества, каждый ребенок, поставлен перед необходимостью быть готовым к межнациональному общению с объектами иной национальной культуры, и сегодня, как никогда, стало важно уметь жить в многонациональном обществе. Наряду с этим, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописаны основные принципы, это: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учет этнокультурной ситуации развития ребенка.

Поликультурность любой территории нашей страны обуславливает необходимость поликультурного воспитания, и воспитания с дошкольного возраста. Поликультурное воспитание – это воспитание ребенка на культуре народов региона, где проживает малыш, с приоритетом для него культуры его национальности, формирование толерантности. Умение жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, т. е. толерантность не передается по наследству. В каждом поколении толерантность надо воспитывать. Образование, начиная с дошкольного возраста, должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой – привить ему уважение к другим культурам.

Работая в детском саду с детьми, мы погружаем их в культуру своего края, своей местности, позволяя ребенку почувствовать и понять особенности национальных культур. Постигая региональную культуру, дошкольник усваивает этнические нормы и правила, предписывающие симпатию, дружелюбие и уважение к сверстникам и взрослым различных национальностей, интерес к их жизни, их культуре.

Идея поликультурности на региональной основе – самоуважение и уважение другого человека. Обращая внимание на особенности развития детей дошкольного возраста, «поликультурной личностью дошкольника» можно назвать каждого ребенка дошкольного возраста, если он имеет самые элементарные представления о родном крае. Ребенок знает о природе родного края, материальной и духовнойкультуре, искусстве, литературе, традициях своего народа и народов ближайшего иотдаленного национального окружения; знает нормы поведения в быту и обществе, умеет их соблюдать; умеет воспроизводить полученные знания и представления в своей жизнедеятельности. Другими словами, целью поликультурного воспитания в дошкольной педагогике можно рассматривать формирование именно такой поликультурной личности.

Это определяет конкретные задачи поликультурного воспитания дошкольников: формирование у детей представлений о многообразии культур в мире и в России, воспитание позитивного отношения к культурным различиям; развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур; воспитание детей в духе мира, гуманного межнационального общения.

Поликультурное образование ставит целью: создание системы поликультурного образования, способной обеспечить благоприятный социальный климат, способствующий гармонизации отношений между представителями всех социокультурных групп населения. Дошкольное образование является важнейшим этапом в построении конструктивного межкультурного диалога.

Содержание программы по поликультурному образованию включается в разделы: познавательное развитие, игра, художественная литература, музыкальное и эстетическое развитие, продуктивная деятельность, физическая культура и другие. Нами был избран вариант интеграции с основной образовательной программой, который направлен на изменение содержания непосредственно образовательной деятельности за счет введения тем поликультурного образования. Поликультурное воспитание – основа патриотического воспитания дошкольников.

Актуальность поликультурного воспитания связана с требованием времени. В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Резкий подъем национального самосознания, стремление к этнической и этнокультурной самоидентификации обусловливает огромный интерес народов не только к своей национальной культуре, но и к культуре народов ближайшего и отдаленного национального окружения. Поликультурное воспитание – это залог успешного обучения детей в школе, поскольку дошкольный возраст – это период, когда начинает формироваться базис личностной культуры. Сегодня чувство национальной принадлежности зарождается у наших детей задолго до того, как они переступили порог школы. «Дети становятся чувствительны к национальному фактору» – именно этим положением, известного исследователя поликультурного воспитания детей Э.К. Сусловой, обосновывается актуальность формирования этики межнационального общения уже у детей дошкольного возраста. Это наиболее благоприятное время для развития у ребенка интереса и уважения к родной культуре, принятие многообразия и специфичности этнических культур, воспитание доброжелательного отношения к людям вне зависимости от их этнической принадлежности.

Именно поликультурное воспитание помогает решить вопросы, связанные с привитием у подрастающего поколения уважительного отношения к человеческой личности. Поликультурное воспитание – явление относительно новое. В настоящее время активно разрабатываются научно – теоретические основы поликультурного воспитания таким ученым как Геннадий Дмитриевич Дмитриев. Значительная часть исследований посвящена проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с национальными культурами, над этими вопросами работают педагоги-исследователи – Е.С.Б абунова; Т.Ф. Бабынина и другие.

Поликультурное воспитание у нас в детском саду осуществляется в трех направлениях:

  1. Информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценности и т.д.).
  2. Эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления «информационного насыщения» важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства).
  3. Поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении). 

В поликультурном воспитании целесообразна следующая последовательность:

  • национальное воспитание, понимаемое как привитие любви и уважение к своему народу, гордости за его культурно – исторические достижения;
  • ознакомление людей с людьми ближайшего национального окружения, формирование доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым соседних национальностей на основе приобщения к обычаям и традициям соседних народов;
  • сообщения знаний об этнической самобытности отдаленных народов и формирование эмоционально положительного отношения к национальному разнообразию планеты.

Музыкальный руководитель уделяют большое внимание народному творчеству, фольклору, которые как нельзя лучше способствуют развитию мира душевных переживаний ребёнка и многообразной гамме его чувств, настроений, учат понимать красоту национальной музыки.

Большую лепту в процесс поликультурного воспитания вносит непосредственно образовательная деятельность по изобразительной деятельности. Именно они знакомят дошкольников с национальным декоративно – прикладным искусством, живописью и элементами орнаментов. Дети постигают азы изобразительного искусства, используют национальный колорит красок и узоров.

Деятельность воспитателя с детьми по физической культуре, способствует знакомству с национальными народными играми.

Семья всегда остаётся основой воспитания детей, и невозможно сформировать поликультурную личность, без участия родителей в решении проблемы. Мы стараемся активно выстраивать взаимодействие с семьями воспитанников, так как это важный момент поликультурного образования в детском саду. Мы осуществляем его через информационные зоны, беседы, анкетирование и официальный сайт детского сада. 

Педагоги разрабатывают и проводят мероприятия, конкурсы, праздники и развлечения с участием семьи. Совместно с родителями воспитанников проводятся и организуются фотовыставки, изготавливаются народные костюмы для кукол, в которых отражены региональные особенности культуры. Мы ставим задачи перед педагогами детского сада – максимально полно вовлечь членов семей воспитанников в образовательный процесс через подготовку детей к этническим праздникам, конкурсам чтецов, тематическим выставкам, изготовлению книжек-самоделок, альбомов, поделок и сделать родителей своими союзниками в воспитании детей.

Игра– ведущий вид деятельности дошкольника. Играя, ребенок познает мир, свое место в нем и вырабатывает собственную модель поведения.

Очень любят дети народные игры: подвижные, словесные, хороводные. В процессе дидактических игр мы имеем возможность закладывать у детей основы поликультурного образования, например, «Назови элементы национального костюма», «Четвертый лишний», «Из какой сказки герой?», «Назови блюдо», «Одень куклу в национальный костюм». Созданы в саду уголки декоративно-прикладного искусства, дети знакомятся с народной игрушкой, с образцами гжельской, хохломской, городецкой, филимоновской росписей. Учатся видеть красоту народной игрушки. С помощью таких дидактических игр, как «Составь узор», «Найди фрагмент», лото «Какая роспись?» развивают умение различать росписи.

Для решения задач поликультурного воспитания в группах созданы уголки ознакомления с родным краем(размещены куклы в национальных костюмах, модель избы, альбомы о разнообразии народного искусства, художественных промыслов, материалы для познавательных бесед о родном крае, о Родине – России, о Москве – столице России; о родном городе – Санкт-Петербурге, государственная символика России; элементарные сведения об истории, традициях), уголок «Белоруссия», «Молдавия», «Япония», «Англия». 

Основными направлениями, через которые реализуется поликультурное образование детей в нашем дошкольном образовательном учреждении, является: 

  • образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов деятельности;
  • образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
  • самостоятельная деятельность детей; 
  • взаимодействие с семьями детей.

Поликультурное образование дошкольников интегрируется в различных видах деятельности и реализуется в образовательных областях:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Таким образом, целостная система позволяет в условиях дошкольного учреждения формировать у детей дошкольного возраста представление о региональных особенностях и иных культурных различиях, а также приобщать к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в данной местности, одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь).

Человек изначально интересовался историей. И не важно, чья это история: история человека, государства, а может и всего мира. Ведь заглянуть в прошлое, поучиться опыту предков всегда необходимо. Можно почувствовать себя наследником великих нравов и обычаев. А для этого, прежде всего, нужно сохранять свои традиции, помнить свои национальные черты, самобытность народа и его духовность, историю, культуру. Именно через это мы учимся любить свою родину, свой родной город, все то, что оставили в дар наши предки.

У нас – общая история и общее будущее. Будем продолжать учиться уважать друг друга и беречь межнациональное согласие в нашей стране. И пусть мы говорим на разных языках, но все вместе образуем единый многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле. 

Люблю тебя, моя Росси,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые

За голос звонкий как ручей.

 

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть.

Люблю все то, что называют

Одним широким словом «Русь».

Поликультурное воспитание дошкольников в детском саду