Использование досуговых форм взаимодействия с родителями в формировании здорового образа жизни дошкольников
Алтынбаева Альбина Наильевна, инструктор по физической культуре высшей квалификационной категории филиала ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город» п. Придорожный «Детский сад «Волжская жемчужина»
Дошкольный возраст – является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, стремительно формируется личность и индивидуальность. Это время, когда развиваются и укрепляются нее только психические и нравственные качества, но и закладывается фундамент здоровья, общей двигательной подготовленности и полноценного физического развития.
Формируя отношение ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе педагогов ДОУ и непосредственного участия родителей. Воспитание здорового ребёнка – задача не из легких.
Известно, что даже самая хорошая оздоровительная программа не будет эффективной, если нет закрепления результатов в семье, именно поэтому нашей целью является – формирование в содружестве с родителями потребности к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста, воспитание здорового, гармонически развитого ребёнка.
Работа по формированию здорового образа жизни заключается в том, чтобы совместно с родителями сформировать у детей привычки, которые сохраняют и укрепляют здоровье с детства: соблюдение режима дня, правильное питание, закаливание, формирование потребности в движении. Родители должны быть постоянными активными участниками образовательной деятельности, проводимой в учреждении, одобряли детский интерес к физической культуре и всячески его поддерживали, так как именно они составляют первую общественную среду ребенка, являются основными воспитателями, от позиции которых во многом зависит развитие ребёнка. Совместную работу с семьей строим на принципах
-добровольности,
-компетентности,
-современности,
– единства.
Задачи: активизировать желание родителей к повышению компетентности по вопросам формирования здорового образа жизни у детей; помочь родителям в освоении форм, способов и средств по формированию здорового образа жизни у детей в рамках участия в спортивно-досуговой деятельности с детьми; способствовать созданию в семье условий для реализации потребности детей в физической активности;
Одной из приоритетных задач для меня является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, я как инструктор по физической культуре совместно с воспитателями знакомлю малышей с бесконечным миром спорта, приобщаю их к разным движениям, элементам гимнастики и спортивных игр, ежедневно провожу УГ.
По своим наблюдениям хочу отметить, что важнейшим способом взаимодействия педагогов и родителей в вопросе формирования здорового образа жизни является организация совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Одной из эффективных форм пропаганды здоровой и крепкой семьи в ДОУ является проведение совместных спортивных праздников и досугов. Их цель – приобщение детей и родителей к физической культуре и спорту, здоровому семейному отдыху, получение заряда бодрости и энергии, а также сближение ДОУ с семьёй. Для реализации цели нами успешно реализуется календарно-тематический план по формированию у детей основ здорового образа жизни через спортивные досуги который включает в себя:
-УГ совместно с родителями; На зарядку вместе с мамой!
-Флешмоб на зарядку всей семье;
– Фестиваль «Спортивной скакалки»;
– Дни здоровья (где родителям каждый раз предстоит проходить новые дорожки здоровья, спортивные задания и физические упражнения);
– тематические праздники, посвященные 23 февраля, 8 марта, день мамам.
– Спортивная семья – здоровая семья!
– наши семьи принимают участие и в сдаче норм ГТО в виде регионального конкурса «Самый спортивный папа-онлайн»
– Мастер класс для родителей «Вместе с мамой я играю в мяч» (разбирали в какие игры можно играть дома с ребенком)
Так же мы организовываем всевозможные акции, маршруты выходного дня, фестивали.
Основу программы физкультурного мероприятия составляют веселые подвижные игры и разнообразные физические упражнения, отражающие приобретенные детьми двигательные навыки за определенный период времени, они не требуют специальной подготовки и естественно вливаются в праздничную программу, доставляя детям большое удовольствие. Дети, видя, как родители бегают, прыгают, соревнуются, проникают новыми чувствами к ним и испытывают огромную радость от взаимного общения. Ведь дети особенно восприимчивы к положительному примеру взрослых. Обучение родителей навыкам совместного занятия с детьми подвижными играми является хорошим средством их успешного взаимодействия. Совместные игры родителей с детьми значительно укрепляют их взаимопонимание, разнообразят общение.
Таким образом, можно сделать следующий вывод, что самочувствие дошкольников зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни, образа жизни родителей. Семья и дошкольное образовательное учреждение – два принципиальных института социализации детей. Их воспитательные функции разные, но для многостороннего развития дошкольника нужно их взаимодействие. Физическое воспитание – это не только занятие физкультурой, а целая система организации двигательной деятельности детей дома и в детском саду. Таким образом, информация и опыт, приобретённые родителями, принимавшими активное участие в спортивно-досуговых мероприятиях, направленных на формирование у детей основ здорового образа жизни, помогли повысить эффективность работы по оздоровлению детей; получить нужные познания о физиологическом развитии малыша; сформировать потребность в здоровом образе жизни в собственной семье; понизить «дефицит» позитивных чувств у детей, сотворить атмосферу праздника в процессе совместной спортивной деятельности.
Картотека представляет собой систематизированный набор мероприятий работы с семьями, направленных на повышение их вовлеченности в процесс физического воспитания и оздоровления детей. Картотека пополняется сценариями мероприятий для воспитания здорового и активного поколения. (приложение 1)
Список литературы:
- Лебеденко, И.Ю. Основы физической культуры и спорта / И.Ю. Лебеденко. — М.: Юрайт, 2018.
- Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду / Т.И. Осокина. — М.: Просвещение, 2016.
- Смирнова, Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова. — СПб.: Питер, 2019.
- Степанова, О.А. Игра как средство воспитания и коррекции поведения детей / О.А. Степанова. — М.: Владос, 2018.