Чотчаева Айшат Абулкеримовна
преподаватель
ГБПОУ СК «Кисловодский медицинский колледж»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №6759
Всероссийская педагогическая конференция «Педагогика в теории и на практике: актуальные вопросы и современные аспекты» 
Наименование работы: Формы и методы повышения мотивации учащихся на занятиях основ микробиологии и иммунологии с помощью внедрения инновационных технологий
Свидетельство участника Конференции, бланк: КН №6759


«Формы и методы повышения мотивации учащихся на занятиях 

основ микробиологии и иммунологии с помощью внедрения 

инновационных технологий»

ГБПОУ СК «Кисловодский медицинский колледж»

преподаватель высшей 

квалификационной категорий 

Чотчаева А.А.

«Занятие – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», – писал известный педагог В.А.Сухомлинский.

В современном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статуса образовательной организации. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии: ИКТ, личностно-ориентированные технологии в преподавании, информационно-аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования студентов, мониторинг интеллектуального развития, воспитательные технологии, дидактические технологии, нетрадиционные формы проведения занятий, психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс колледжа.

Обучение студентов может стать привлекательным и захватывающим. Интерактивная доска призвана вдохновить и призвать студентов к стремлению овладеть новыми знаниями. Высокое разрешение цветовых изображений на экране привлекательны для учащихся, помогут преподавателю “оживить” занятие. Например, на занятиях основ микробиологии и иммунологии – использование красочных рисунков возбудителей заболевания для работы с учащимися, просмотр электронных приложений к учебникам, выполнение электронных заданий, просмотр видеороликов по изучаемой теме, фотографий, схем, таблиц и т.д.

Исходя из вышеперечисленного, следует, что сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий. Преподавателю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал российского педагогического опыта.

Методика формирования мотивации с помощью 

инновационных технологий на занятиях

Новые цели и стратегии современного образования сформулированы в нормативных и методологических федеральных документах. На данный момент уже прошло несколько этапов модернизации российского образования: разработана методологическая основа для современных преобразований, созданы дидактические инновации, появилась нормативно – правовая база, постоянно дорабатываются учебники.

Достижение новых целей на занятиях основ микробиологии и иммунологии не может осуществляться только традиционными средствами. Требуются конкретные перемены в содержании и процессе образования, т. е. в методике обучения. Важно разделить педагогические инновации еще на два вида: дидактические и методические. Педагогические инновации обеспечивают учебный процесс на уроке через дидактику и методику.

Значит, необходима методическая интерпретация дидактических инноваций, которую назвали методическими инновациям.

Подводя итог, приходим к выводу, что для реализации инновации от идеи до практики необходим новый тип инноваций – методические инновации, которые призваны помочь преподавателю-практику наиболее точно и быстро достигать новых целей образования. Высокий уровень профессиональной готовности преподавателя к самостоятельному достижению обновленных целей образования, к применению дидактических инноваций на уроке встречается, но редко. Поэтому методические инновации актуальны для большинства педагогов.

Среди многообразия инновационных технологий и средств, выработанных практикой для повышения мотивации обучения, современный преподаватель должен ответственно подходить к обучению учащихся. Такие инновационные технологии, как организация занятии в нетрадиционных формах, проектная деятельность обучающихся, мониторинг их интеллектуального развития и многие другие требуют длительной подготовки. На занятиях основ микробиологии и иммунологии мы предложили инновационные средства обучения, которые не требуют длительной подготовки преподавателя, но могут повысить интерес к обучению:

  • новизну учебного материала;
  • включение новых и нетрадиционных форм обучения в занятие;
  • чередование форм и методов обучения, взаимообучение (в парах, микрогруппах), систематический контроль знаний, умений;
  • создание ситуаций успеха;
  • обучение с помощью информационных средств;
  • показ достижений обучаемых;
  • создание положительного микроклимата в группе;
  • увлеченное преподавание;
  • положительное отношение к работе, студентам.

Исследование проблемы показали, что применение инновационных технологий повышают уровень мотивации обучения на занятиях в колледже. Для этого была рассмотрена сущность инновационных технологий, методов и приемов современной дидактики.

В работе исследованы мнения преподавателей-практиков и методистов, которые помогли изучить тему достаточно подробно, что позволило проверить это на практике. Использование таких инновационных технологий, как дидактические игры, дифференцированные задания, проблемные ситуации на занятиях, проектная и исследовательская деятельность, ИКТ – способствовало повышению уровня мотивации обучения студентов. Не могла не отметить тот факт, что в результате наблюдений за учащимися и анализе их деятельности на занятиях, пришла к выводу, что использование инновационных технологий вносит существенный вклад в формировании у студентов целостного представления о мире, повышение интереса и мотивации обучения, формирование научного мировоззрения.

Формы и методы повышения мотивации учащихся на занятиях основ микробиологии и иммунологии с помощью внедрения инновационных технологий