Исянова Гузель Дамировна
МБОУ СОШ № 79
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №6760
Всероссийская педагогическая конференция «Опыт внедрения и реализации ФОП начального общего, основного общего и среднего общего образования в практику образовательных организаций»
Наименование работы: Реализация федеральных образовательных программ: дефициты и первые успехи
Свидетельство участника Конференции, бланк: КН №6760


«Реализация федеральных образовательных программ: дефициты и первые успехи»

Актуальность

        Современная школа стоит на пороге очередных изменений и преобразований. 

       Российское образование, с учетом намеченных основных направлений Федеральной целевой программы развития образования, находится на этапе перехода к новому Стандарту, в котором предусматривается коренное изменение приоритетов.                                                                                     Стратегическая задача развития образования заключается в обновлении, методов обучения и достижения нового качества его результатов. Стандарт рассматривается как «средство обеспечения стабильности  заданного уровня качества образования и его постоянного воспроизводства и развития».

      Становление новой системы образования ориентировано на вхождение России в мировое образовательное пространство. Это сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

     В предыдущей редакции ФГОС были только общие установки на формирование определенных компетенций. Школы сами решали, что именно и в каком классе изучать. Поэтому образовательные программы в каждой школе были собственные, а результаты обучения не детализированные. Новые ФГОС 2021 года устанавливают строгие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине на обоих уровнях образования.    

     Новые ФГОС учитывают особые образовательные потребности детей с ОВЗ.

Метапредметные и личностные результаты

        Новые ФГОС, как и прежде, требуют системно-деятельностного подхода. Они конкретно определяют требования к личностным и метапредметным образовательным результатам. Если в старых стандартах эти результаты были просто перечислены, то в новых они описаны по группам.

Личностные результаты группируются по направлениям воспитания:

  • гражданско-патриотическое;
  • духовно-нравственное;
  • эстетическое;
  • физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
  • трудовое;
  • экологическое;
  • ценность научного познания.

       Метапредметные результаты   группируются по видам универсальных учебных действий:

  • овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;
  • овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность;
  • овладение универсальными учебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль.

         В действующих ФГОС личностные и метапредметные результаты описаны обобщенно. В новых Стандартах каждое универсальное учебное действие содержит критерии сформированности. Например, один из критериев, по которому нужно будет оценивать сформированность регулятивного УУД «Самоорганизация», – это умение ученика выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях.     Предполагается, что с таким подробным и конкретным описанием планируемых результатов педагогам будет проще организовывать на уроках систему формирующего оценивания.

Перечислим основные нововведения:

  • Конкретизировали требования к предметным результатам;
  • Прописали критерии сформированности УУД и достижения личностных результатов;
  • Изменили объем аудиторной нагрузки в НОО и ООО;
  • Ввели новые требования к рабочим программам. Формируйте рабочие программы с учетом рабочей программы воспитания.
  • Закрепили вариативность содержания программ;
  • Убрали из списка обязательных предметов второй иностранный;
  • Расширили требования к материально-технической базе.

       

 

При переходе к ФГОС нового поколения в начальной школе мы, конечно, столкнулись с множеством проблем. Их можно разделить на три группы: общие, системные, личностные. Отдельной группой можно выделить проблему психолого-педагогические проблемы обучения и развития школьников в условиях реализации ФГОС.

Общие:

Общие проблемы заключаются в неготовности нас, педагогов к :

  • – планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;
  • – синхронизации действий со всеми участниками образовательного процесса при введении ФГОС;
  • – изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;
  • – выявлению социального заказа с целью формирования комфортной развивающей образовательной среды;

Системные проблемы :

Вытекают из неготовности педагога к реализации ФГОС с позиции выполнения его требований к результатам, структуре программы, к условиям образовательного процесса. Проблемы педагога в части реализации требований ФГОС к результатам освоения Основной Общеобразовательной Программы(ООП):

– недостаточность опыта проектной и исследовательской деятельности;

– слабое развитие индивидуального подхода в образовательной деятельности;

– неготовность к переходу на новую систему оценивания результатов образовательных достижений учеников (контрольно-оценочная деятельность остается полем деятельности лишь педагога, учащиеся не стали субъектами контрольно-оценочной деятельности, которая является важным компонентом учебной деятельности);

Проблемы педагогов в части реализации требований ФГОС к структуре ООП:

– сложности при формировании и реализации программы духовно- нравственного развития и воспитания школьников;

– сложности в организации внеурочной деятельности (отмечено, что внеурочная деятельность в том виде, как она сейчас организована, приводит к большой утомляемости, ухудшению здоровья детей и учителя). 

Проблемы неготовности к условиям реализации ООП:

– согласно требованиям в школах  должн быть библиотечный фонд для начальных классов ; хотелось бы оснащенности электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана; компьютерный класс для начальной школы)

-малоэффективное использование средств, ресурсов вследствие недостаточной экономической грамотности;

– недостаток квалифицированных специалистов смежных отраслей (педагога- психолога, логопеда)

– нехватка площадей для школы (здание не соответствует требованиям ФГОС, федеральным требованиям к организации образовательного процесса

 согласно требованиям нового ФГОС в школе должны быть зоны отдыха, игровая зона, комната психологической разгрузки для учителя и учащихся, зал для занятия физической кульиурой)

Личностные проблемы :(связанные с особенностями личности педагога).

– психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии, а не осознанием себя как учителя «нового типа»; консервативным мышлением в силу возраста или профессиональной усталости и др.;

– дидактическая, обусловленная недостаточным уровнем теоретико- методологической подготовки в части изменений в технологии организации образовательного процесса, типологии уроков, организации проектной и исследовательской деятельности в рамках как аудиторной, так и неаудиторной занятости;

– организационно-нормативная, возникающая при отсутствии научной организации труда, практики работы с нормативно-правовыми документами, навыков командно-проектной работы;

– профессиональная, определяемая неготовностью учителя к реализации в деятельности экспертно-аналитических, прогностических и организационных функций;

        Эти проблемы возникли не потому, что учитель не хочет перестроиться, а потому, что ТРУДНО перестроиться.

Одним из самых важных моментов в воспитании по новым стандартам является момент формирования духовно-нравственной личности. Какими качествами должен обладать ребёнок при выпуске из общеобразовательной школы?

Модель выпускника школы.

        В стандартах дана чёткая характеристика выпускника общеобразовательной школы:

  • любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  • осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества;
  • креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни;
  • владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивированный на творчество и современную инновационную деятельность;
  • готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность;
  • осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, выполняющий свои обязанности перед семьёй, обществом, государством, человечеством;
  • уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
  • осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для самого человека и других людей;
  • подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества, его устойчивого развития.

Легко ли воспитать и выпустить такую личность? Нет.

        Там же прописаны и модели выпускников дошкольных учреждений и начального образования.

Кто к нам идёт в школу? По новым стандартам выпускник д/с-Это:

  • деятельный и активный
  • креативный
  • любознательный
  • инициативный
  • доброжелательный
  • отзывчивый
  • открытый
  • с чувством собственного достоинства
  • и уверенный в своих силах ребёнок.

        Могу с уверенностью сказать, что ни один из первоклассников не соответствовал данной модели.

        Кто к нам приходит в школу?

  • потребители
  • капризные и обидчивые
  • физически слабые и больные дети
  • дети с ОВЗ и логопедическими проблемами.

        Возникает вопрос: Как реализовать требования ФГОС к формированию личности ребёнка, если он изначально не соответствует стандартам? Каким образом преодолевать физические проблемы? А , самое главное, как работать с родителями и перестроить их сознание?

По новым стандартам главное – не просто создать условия для получения новых знаний и умений, наша задача научить детей УЧИТЬСЯ, создать благоприятные условия для личностного и познавательного развития каждого ученика, научить детей применять, развивать эти знания и умения в урочное и внеурочное время.

Теперь, в начальной школе ребенок должен научиться не только читать, считать и писать, ему должны привить две группы новых умений.

– К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа информации.

 –  Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Источниками знания, как правило, были учитель и учебник. Сейчас, хотим мы этого или не хотим, информационная база у детей гораздо шире, и задача учителя показать спектр возможностей поиска информации. И не просто поиска, а как эту информацию воспринимать, оценивать, как оперировать ею. Ребенок должен понимать, каких знаний ему не хватает, где и как можно получить дополнительные знания.

Нельзя не учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация к получению новых знаний. Ученика уже не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет.

Поэтому учитель должен понимать, “Как учить?” или, точнее, “Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: “Чему мне нужно научиться?” и “Как мне этому научиться?”

Кроме того, в соответствии требованиям нового стандарта, учителю предстоит освоить современную технику и образовательные технологии, новые УМК, использовать возможности материально – технической базы, научиться реализовывать учебные программы, программы внеурочной образовательной деятельности, участвовать в проектировании образовательной программы.

     Многое зависит от желания учителя, его характера, уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, то успех не заставит себя ждать.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.

Ну, а что касается готовности учителей к ФГОС, так они мобильные и креативные и всегда ко всему готовы!!!

Хочется пожелать всем огромного терпения для осуществления  реализации ФГОС!!!

Реализация федеральных образовательных программ: дефициты и первые успехи