Бабкин Дмитрий Станиславович
преподаватель
МБУ ДО «ДШИ им. А. С. Даргомыжского»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №6766
Всероссийская педагогическая конференция «Педагогика в теории и на практике: актуальные вопросы и современные аспекты» 
Наименование работы: Развитие техники игры на ксилофоне
Свидетельство участника Конференции, бланк: КН №6766


МБУ ДО «ДШИ им. А. С. Даргомыжского»

Преподаватель: Бабкин Дмитрий Станиславович

Цель урока:

Развитие техники игры на ксилофоне у учеников, улучшение координации и точности исполнения, формирование навыков работы с различными приемами игры.

Задачи урока:

  1. Образовательные:
    • Ознакомить учащихся с основными приемами игры на ксилофоне.
    • Объяснить и продемонстрировать техники звукоизвлечения и способы использования палочек.
  2. Развивающие:
    • Развивать координацию движений рук и глаз.
    • Улучшить ритмическое чувство и слуховую внимательность.
  3. Воспитательные:
    • Формировать дисциплину и внимание к деталям.
    • Развивать интерес к инструментальной музыке и творческому самовыражению.

Содержательно-целевой аспект:

  1. Тема урока: Работа над техникой в классе ксилофона.
  2. Содержание:
    • Введение в технику игры на ксилофоне.
    • Основные приемы игры: легато, стаккато, тремолло, маркато.
    • Практические упражнения на развитие техники.
    • Исполнение простых музыкальных произведений и этюдов.
  3. Методы и приемы:
    • Объяснение и демонстрация.
    • Индивидуальная и групповая работа.
    • Музыкальные игры и упражнения.
    • Обратная связь и коррекция ошибок.

Процессуально-деятельностный аспект:

    1. Организационный момент (2 минуты):
      • Приветствие учащихся.
      • Проверка готовности инструментов и палочек.
      • Настройка на урок.
    2. Введение в тему (7 минут):
      • Краткое объяснение целей и задач урока.
  • Рассказ об истории ксилофона и его роли в оркестре и ансамбле.

Ксилофон – один из самых узнаваемых ударных инструментов, играющий значительную роль в мировой музыкальной культуре. Этот инструмент с уникальным тембром и богатой историей развивался на протяжении веков, адаптируясь к различным культурным и музыкальным контекстам. История ксилофона начинается в глубокой древности. Первые упоминания о подобных инструментах относятся к африканским и азиатским культурам. Наиболее ранние формы ксилофона были найдены в Африке, где использовались деревянные бруски, расположенные на резонаторных трубках или других поддерживающих конструкциях. В Юго-Восточной Азии, в таких странах как Камбоджа и Таиланд, существовали аналогичные инструменты. Например, тайский ранат – это разновидность ксилофона, которая играет важную роль в традиционной тайской музыке.

Ксилофон начал проникать в Европу в Средние века. Одним из первых письменных упоминаний является манускрипт “Codex Las Huelgas” (около 1300 года). В то время ксилофоны использовались преимущественно в народной музыке и уличных представлениях.

В период Ренессанса и Барокко ксилофон постепенно стал частью европейской музыкальной культуры. Его конструкция улучшалась, а диапазон расширялся. Он использовался как сольный инструмент и в небольших ансамблях.

В XIX веке ксилофон стал популярным инструментом в народной музыке Восточной и Центральной Европы, особенно в Венгрии и России. Венгерские цыганские оркестры активно использовали ксилофон, называемый “цимбалом”.

В это время инструмент начал проникать в академическую музыку. Композиторы начали включать его в свои произведения, что свидетельствовало о его признании как полноценного концертного инструмента.

В XX веке ксилофон достиг пика своей популярности и стал неотъемлемой частью оркестров и ансамблей по всему миру. Современные ксилофоны изготавливаются из высококачественных материалов, таких как розовое дерево или синтетические материалы, обеспечивающие чистый и яркий звук.

Композиторы XX века активно использовали ксилофон в своих произведениях. Например, Игорь Стравинский и Дмитрий Шостакович включали этот инструмент в свои симфонии и балеты. В популярной музыке ксилофон также нашел свое место, особенно в джазе и эстраде.

 

  1. Основная часть (20 минут):
    • Демонстрация приемов игры:
      • Легато (игра без пауз между звуками).
      • Стаккато (короткие, отрывистые звуки).
      • Тремолло (быстрые повторяющиеся удары).
      • Маркато (акцентированные звуки).
    • Практическая работа:

Упражнения на координацию движений.

Упражнение “Маятник”:

  • Цель: развить равномерные движения рук.
  • Описание: ученики выполняют упражнения, имитирующие движения маятника, с палочками в руках, без игры на инструменте. Важно следить за равномерностью и синхронностью движений обеих рук.

Упражнение “Змейка”:

  • Цель: развить независимость движений рук.
  • Описание: ученики играют чередующиеся ноты левой и правой рукой, начиная с медленного темпа и постепенно его увеличивая. Например, левая рука играет ноту “До”, правая “Ре” и так далее вверх по гамме.

Упражнение “Эхо”:

  • Цель: развить реакцию и точность движений.
  • Описание: учитель играет короткие фразы, а ученики должны повторить их точно, имитируя динамику и ритм. Варианты фраз могут включать разные техники игры (легато, стаккато, акценты).

Развитие ритмического чувства через игры и задания.

Игра “Ритмическая цепочка”:

  • Цель: развить чувство ритма и внимательность.
  • Описание: ученики по очереди добавляют одну ноту к ритмическому рисунку, создавая “цепочку”. Например, первый ученик играет четверть, второй добавляет восьмую ноту, третий добавляет еще одну восьмую и так далее. Важно сохранять точный ритм и темп.

Игра “Музыкальные кубики”:

  • Цель: развить импровизационные навыки и чувство ритма.
  • Описание: ученики кидают кубики с ритмическими значениями (четверти, восьмые, триоли и т. д.) и играют выпавшие ритмы. Можно разделить на группы и провести соревнование на точность исполнения.

Задание “Ритмическое эхо”:

  • Цель: развить слух и точность ритмического повторения.
  • Описание: учитель играет ритмические фразы на ксилофоне, а ученики повторяют их. Начинать с простых ритмов и постепенно усложнять.

Исполнение этюдов и простых музыкальных произведений с акцентом на различные техники.

Этюд “Легато-марш”:

  • Цель: освоение техники легато и маркато.
  • Описание: ученики исполняют этюд, в котором чередуются фразы на легато и акцентированные ноты. Важно следить за плавностью и точностью акцентов.

Этюд “Веселая игра”:

  • Цель: освоение техники стаккато и роллов.
  • Описание: ученики исполняют этюд, в котором чередуются короткие ноты на стаккато и быстрые тремолирующие ноты. Важно соблюдать четкость и равномерность исполнения.
  • Длительность: 10 минут.

Музыкальное произведение “Простая мелодия”:

  • Цель: интеграция различных техник в музыкальном контексте.
  • Описание: ученики исполняют простое музыкальное произведение, в котором используются различные приемы игры (легато, стаккато, маркато, тремолло). Учитель следит за точностью исполнения и выразительностью.

 

  1. Закрепление материала (10 минут):
    • Вопросы к ученику по пройденному материалу.
    • Повторение основных приемов и их практическое применение.
  2. Рефлексия и подведение итогов (2 минуты):
    • Обсуждение успехов и трудностей.
    • Индивидуальная обратная связь каждому ученику.
    • Домашнее задание: подготовка этюдов и упражнений для закрепления техники.

Результативно-оценочный аспект:

  1. Критерии оценки:
    • Точность и чистота исполнения приемов.
    • Координация движений и правильность постановки рук.
    • Ритмическая точность и музыкальность исполнения.
  2. Формы оценки:
    • Наблюдение и индивидуальная оценка каждого ученика.
    • Самооценка учащихся (рефлексия).
    • Устное обсуждение и анализ ошибок и достижений.
  3. Ожидаемые результаты:
    • Учащиеся освоят базовые приемы игры на ксилофоне.
    • Улучшится координация движений и ритмическое чувство.
    • Повысится уровень техники игры на инструменте.
    • Ученики проявят интерес и уверенность в игре на ксилофоне.
Развитие техники игры на ксилофоне