Сидорчук Юлия Сергеевна
Учитель начальных классов
ГБОУ ЛНР «СШ№2»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №6767
Всероссийская педагогическая конференция «Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС» 
Наименование работы: Использование мультимедийных средств обучения на уроках в начальной школе как условие повышения мотивации и познавательной активности обучающихся
Свидетельство участника Конференции, бланк: КН №6767


Учитель начальных классов Сидорчук Ю.С.

«Использование мультимедийных средств обучения на уроках в начальной школе как условие повышения мотивации и познавательной активности обучающихся»

 

Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Введение в образовательный процесс нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования определило обязательное внедрение и использование новейших мультимедийных и информационно-коммуникативных технологий в процесс обучения. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу учителя начальных классов способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий. Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика.

Мультимедийное сопровождение на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Как писал великий педагог Константин Дмитриевич Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно». Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет. Урок, включающий слайды, презентации, данные электронной энциклопедии, вызывает у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных и расторможенных. Экран притягивает внимание, которого порой невозможно добиться при фронтальной работе с классом.

Слайды, выведенные на большой экран, – прекрасный наглядный материал, который не только оживляет урок, но и формирует вкус, развивает творческие и интеллектуальные качества личности ребенка. Творческий учитель, имеющий навыки работы на компьютере, может подготовить богатейший материал к уроку. Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать учащимся более яркое представление об услышанном на уроке. Дети с удовольствием погружаются в материал урока, рассказывают дома об увиденном на экране. Ребята активно помогают мне в поиске информации, учатся создавать свои презентации и с гордостью демонстрируют их одноклассникам.

Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель-ученик. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях.

На уроках математики с помощью слайдов, созданных в программе Power Point, может осуществляться демонстрация примеров, задач цепочек для устного счета, могут быть организованы математические разминки и самопроверка.

На уроках русского языка очень удобно проводить словарную работу, орфографическую минутку, проверочные работы, тесты с использованием ИКТ. Здесь у учащихся появляется возможность быстро проверить, исправить ошибки и оценить свою работу.

Давно не записываю на доске материал контрольной работы по математике и русскому языку. Листы с заданиями распечатываются каждому ученику. Ребенок быстрее настраивается на успешную работу, а не ищет пути к отступлению. Лучше развиваются навыки самоконтроля и навыки работы с индивидуальными измерительными материалами.

Все больше учащихся класса вовлекаются проектной и исследовательской деятельностью, отражающей интересы учеников по предметам и во внеклассной работе.

Повышение мотивации к обучению, показателем которого является процент качества знаний по предметам и уровень работ учащихся.

Используя знаменитое выражение, могу сказать, что ИКТ это та «удочка», с помощью которой «можно ловить рыбу», то есть получать желаемый результат. В конечном итоге это приведет к тому, что «почему, зачем и как» учителя и ученика максимально близко подойдут друг к другу и, как результат их совместной деятельности, будет получен компетентный ученик и компетентный учитель.

 

Использование мультимедийных средств обучения на уроках в начальной школе как условие повышения мотивации и познавательной активности обучающихся