Шамарина Яна Денисовна
10 класс
Руководитель: Хамылов Иван Николаевич
Учитель
Гимназия ФГБОУ ВО «ОГУ им. И.С. Тургенева» в г. Мценске
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №6770
Всероссийская конференция для школьников и студентов «Мой шаг в науку» 
Наименование работы: ПРИНЦИП ФЕДЕРАЛИЗМА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Свидетельство участника Конференции, бланк: КН №6770


ПРИНЦИП ФЕДЕРАЛИЗМА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА 

НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

Шамарина Яна Денисовна,

ученица 10 класса 

Гимназии ФГБОУ ВО «ОГУ им. И.С. Тургенева» в г. Мценске

Согласно Конституции Российской Федерации, Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Исходя из этого, следует утверждать, что установленная в стране форма государственного устройства предполагает наличие территориальных образований, обладающих определённой политической самостоятельностью, то есть обладают рядом независимых политических полномочий. Так, федерализм, присущий Российской Федерации, представляет собой наличие двух уровней государственной власти – федерального и регионального, а также самостоятельного уровня власти – местного самоуправления. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что к ведению только Российской Федерации относятся полномочия, направленные на действие во всей стране, в то время как полномочия субъектов осуществляются только на территории этих субъектов. 

Например, Правительство Российской Федерации как орган исполнительный власти, согласно Конституции Российской Федерации, имеет ряд именно экономических полномочий, таких как разработка федерального бюджета и обеспечение его исполнения, содействие развитию предпринимательства и обеспечения проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики. 

Несмотря на то, что субъекты находятся внутри территории Российской Федерации и сами являются ею, и государства, и субъекты государства обладают общими полномочиями, закрепленными в Конституции Российской Федерации. Некоторые из них носят не политический, а экономический характер, а именно:

1) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности;

2) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации; 

3) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Помимо этого, Конституция Российской Федерации закрепляет самостоятельные полномочия органов местного самоуправления в экономической сфере общественной жизни: управление муниципальной собственностью; формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, введение местных налогов и сборов. Таким образом, можно предполагать, что принцип федерализма, действующий в Российской Федерации, предполагает не только политические, но и экономические аспекты, которые проявляются в разграничении разноплановых полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления. 

Также политика федерализма в Российской Федерации активно проводится в отрасли налогов, сборов и страховых взносов. Так, в Налоговом кодексе Российской Федерации закрепляется налоговая система, предполагающая разделение безвозмездных и обязательных платежей на три уровня: федеральный, региональный и местный. Согласно статьям 13-15 рассматриваемого нормативного правового акта, к федеральным налогам и сборам относятся НДС, акцизы, налог на доходы физических лиц, на прибыль организаций, на добычу полезных ископаемых, водный налог, государственная пошлина, налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, налог на сверхприбыль; к региональным налогам относятся налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог; к местным налогам и сборам относятся земельный налог, налог на имущество физических лиц, торговый сбор.

Помимо системы установления налогов и сборов, федерализм прослеживается и в бюджетной системе Российской Федерации. Так, к уровням бюджета бюджетной системы федеративного государства относятся: федеральный бюджет, который предназначен для исполнения расходных обязательств самой Российской Федерации; бюджеты субъектов Российской Федерации, предназначенные для исполнения расходных обязательств отдельно взятого субъекта Российской Федерации; местные бюджеты, которые предназначены для исполнения расходных обязательств различных муниципальных образований.

          Таким образом, можно утверждать, что бюджетная система Российской Федерации имеет иерархический, системный вид, при котором распределение бюджетных средств идет от государства к отдельным муниципальным образованиям с дальнейшим возвращением на каждый уровень, что видно в такой статье доходов, как налоги. Подобные предположения подтверждаются и другими исследователями. Так, Алдатова З.Б. указывает, что принцип федерализма в финансовой деятельности Российской Федерации прежде всего подразумевает распределение государственно-властных полномочий между различными уровнями государственной власти и муниципальными образованиями в налогово-бюджетной сфере.

Таким образом, экономический федерализм:

1) предоставляет возможность управления частью экономической сферы местными властями в субъекте/муниципалитете, что позволяет повысить значимость территориального образования в масштабах страны в результате ведения индивидуальной экономической политики;

2) позволяет, в связи с иерархическим распределением бюджетных полномочий, контролировать федеральному центру экономическую деятельность субъектов, а субъекты, в свою очередь, контролируют муниципальные образования, посредством распределения бюджетных средств для исполнения расходных обязательств;

3) предполагает ограничение власти, в связи с ее сосредоточением в руках не только государства, но и его субъектов и муниципальных образований, что позволяет вести различную и эффективную политику в каждом государственном образовании различного уровня и территориального положения. 

ПРИНЦИП ФЕДЕРАЛИЗМА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ