Абушахманова Екатерина Олеговна
воспитатель
МБДОУ ЦРР ДС № 17
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №6773
Всероссийская педагогическая конференция «Педагогика в теории и на практике: актуальные вопросы и современные аспекты» 
Наименование работы: Использование дидактических игр пособий из фетра, в работе с детьми дошкольного возраста.
Свидетельство участника Конференции, бланк: КН №6773


Использование дидактических игр  пособий из фетра, в работе  с

детьми дошкольного возраста.

Федеральная образовательная программа и  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  ставит вопрос организации предметно-развивающей среды особо актуальным. 

Развивающая среда должна выполнять образовательную, развивающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции.

Очень важно обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания. Это возможно если учитывать ведущую роль игровой деятельности  в  развитии ребенка.

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач каждого педагога. То есть необходимо, как можно раньше, окружить ребенка такой средой, которая будет стимулировать его игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую,  двигательную деятельность.

Изучив литературу  и оценивая дидактическую игру и ее роль в системе обучения, я поняла – Дидактические игры, игровые задания и приёмы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят образовательную  деятельность ребёнка, вносят занимательность. 

Из методического пособия автора – исследователя Максимовой Марины Викторовны  «Использование дидактических игр как средства развития познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста», была заимствована идея знакомства детей с дидактическими играми, на основе пособий из фетра. 

По мнению других известных педагогов – психологов умственную деятельность, познавательное развитие, положительный эмоциональный настрой, общий тонус стимулирует нетрадиционное использование предметов.

Педагогу дано право на самостоятельный выбор, творчество при создании среды своей  группы и  она всегда будет  неповторима и индивидуальна. Результатами моего педагогического творчества, в этом направлении, стало создание дидактических   пособий из фетра. Которые сегодня, представляю Вашему вниманию.

Цель данных пособий:  Развитие самостоятельности и инициативы воспитанников, познавательных интересов и способностей,  интеллектуальное развитие на основе практических действий, развития  творческого потенциала воспитанников в игровой деятельности.

Задачи:

  • развивать любознательность и познавательную мотивацию
  • развивать воображения и творческую активность
  • формировать первичные представления: о себе, других людях, малой родине, об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, части и целом, пространстве, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
  • обогащать и активизировать словарный  запас
  • развивать все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное.
  • совершенствовать координацию руки и глаза; продолжать развивать мелкую моторику рук.

Инновация: Данное пособие, как элемент развивающей предметно – пространственной среды группы, соответствует требованиям ФГОС и ФОП. Оно обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщено, трансформируемо, полифункционально, вариативно, доступно и безопасно.

Ценность этих полифункциональных пособий  заключается в том, что они могут использоваться и  в работе воспитателя, и в самостоятельной деятельности  детей, так же  дают  родителям  идеи  для  творческого  участия в образовательном  процессе  и в семье. 

Дидактические пособия из фетра – это обучающий инструмент с интересными элементами, позволяющими решать воспитательные, развивающие и обучающие цели и задачи. Многофункциональные пособия, направленные на решение одновременно нескольких задач, предназначены для работы с детьми младшего, а так же старшего дошкольного  возраста. Вариации упражнений, да и сами игры не имеют пределов. Пособие постоянно может пополняться новыми элементами.

Хочется отметить, что создание подобных пособий очень продуктивно, хотя достаточно трудоемко, т.к. требует много времени на создание идеи, подбор материала, на изготовление, оформление. Но все затраты оправдываются, т.к. это уже готовый материал для проведения образовательной деятельности и коррекционной работы по различным тематическим направлениям, индивидуальной работы с детьми, использования в качестве сюрпризных моментов и т.д. Таким образом, игры сделают содержательнее не только процесс обучения, но и досуг  дошкольников.

Материал, выбранный для пособия – фетр, позволяет реализовать разнообразные идеи. Это материал приятный на ощупь, разнообразный по цвету  и  толщине. Игрушки из фетра не требуют дополнительной обработки краев, их можно стирать, гладить, их сложно помять или порвать. Все это важно именно для детских игрушек. 

Преимущества использования пособий и оборудования для дидактических игр из фетра в педагогической работе с детьми заключается в следующем:

 

  • Дети охотнее играют с пособиями, сделанными из теплых и мягких материалов (ткань, пряжа, фетр)
  • Фетр- безопасный и прочный материал, гипоаллергенный, нетоксичный
  • Яркие и красочные элементы привлекают внимание.
  • Игрушки из фетра способны одновременно активизировать различные каналы восприятия ребенка: кинестетический – разнообразные тактильные ощущения от прикосновения с фактурой фетра (различная толщина, шероховатость, мягкость/жесткость); визуальный – изучение цвета, знакомство с формой и размером с помощью фетровой игрушки; аудиальный – сопровождение игровых действий с фетровой игрушкой речью и изменением голоса (громкость, паузы, интонации)
  • Направлены на обеспечение эмоционального благополучия детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • Позволяют изменять развивающую предметно-пространственную среду в зависимости от образовательной ситуации;
  • Дают возможность использовать для решения многообразных образовательных и коррекционно-развивающих задач;
  • Позволяют варьировать расположение элементов пособия на полотне;
  • Обеспечивают свободный выбор деятельности детей.

 Дидактические игры из фетра получаются очень красивыми, безопасными, а самое главное развивающими.

Ценность данных дидактических пособий заключается в том, что они могут использоваться не только непосредственно в образовательной и самостоятельной деятельности ребенка, но и так, же в домашних условиях.

 

Остановимся на пособии Дидактическая игра «Наш веселый огород» 

Цель: формирование и закрепление представлений об овощах их размерах, цвете,

формах, где растет

Описание игр:

Воспитатель просит ребенка собрать урожай

Воспитанник поочередно снимает с грядок овощи и называет их. Выполняя

задание, ребенок закрепляет название овощей. Детям второй младшей группы можно

предложить во время «сбора урожая» описать характерные признаки овощей (свекла

– бордовая, морковь–оранжевая)

Ребенку предлагают отгадать загадки об овощах. А отгадки он выбирает сам среди

предложенных овощей и «сажает» ее на грядку. (Что за скрип? Что за хруст? Это что

еще за куст? Как же быть без хруста, если я …капуста)

Предложить ребенку разместить на «грядке» овощи определенного цвета. Например,

воспитатель предлагает ребенку выбрать овощи желтого цвета. Воспитанник «сажает

на грядку» репку и лук.

В индивидуальной работе

с детьми на занятиях по формированию элементарных математических

представлений данная игра может использоваться для сравнения групп предметов

методом приложения. Воспитатель размещает на одной грядке 3 морковки, а на

другой 2 редиски и просит ребенка сравнить каких овощей

больше.

Предложить ребенку разместить на «грядке» определенное количество овощей. 

Например, посади 1 свеклу и 2 морковки.

Сажая на «грядках» овощи, воспитанники могут закреплять расположение предметов

в пространстве. Воспитатель просит ребенка посадить лук, а справа от него чеснок,

затем слева от лука посадить морковку

 

В соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей свою работу с использованием игрового пособия из фетра я поделила на несколько этапов.

На первом этапе работы с пособиями из фетра я использую игры на простейшие игровые действия. Например, узнавание предметов: «Что это?», «Кто это?», «Проведи пальчиком по фигуре». Использую игровые пособия в пальчиковых играх(н, «Семья»), в индивидуальных занятиях на формирование математических представлений («Математическая мозайка») , на формирование знаний об окружающем мире («Огород»), на развитие культурно- гигиенических навыков («Чистим зубы»), в рассказывании сказок («Теремок»).

На втором этапе работы в данной теме предлагаю детям игры, в которых требуются уже более сложные действия: проявить внимательность, память, выбрать верный вариант из множества, на сортировку по разным признакам предметов(«Продолжи ряд», «Собери овощи», «Собери фрукты», «Что где растет», «Когда это бывает?», «Найди пару», «Расскажи сказку», «Чего не стало», «Четвертый лишний»).

На третьем этапе детской игры преобладают действия аналитического и творческого характера: соотнести, обобщить, придумать : «Построй дом», «Человек из геометрических фигур», «Сочини сказку», «День рождения мамы», «Встретим Новый год». На данном этапе я использую разнообразные игровые методы и приемы обучения «воображаемая игра», «создание проблемной ситуации», «чудесное появление объектов», «сказка наизнанку». Именно на этом этапе происходит развитие творческого мышления и познавательной инициативы.

      Театральный уголок  Результатом моего педагогического творчества стало изготовление  театрального уголка. «Маленький режиссер». Изготовление книжек сказок из фетра «Теремок» «Колобок» «Заюшкина избушка»,  который можно использовать и как настольный театр .Он позволяет развивать интерес к театрализованной деятельности малышей, к русским народным сказкам, способствует развитию речи. Работа с этим пособием позволяет привлечь детей 3-4 лет не только к театрализованной деятельности, но и реализовать содержание образовательных областей.

Прежде всего помогает ребенку развивать воображение и творческую активность. Ребенок может разыгрывать сюжет классической сказки, а может придумать свою историю. Он может сам расположить декорации к сказке по своему усмотрению и задуманному сюжету. «Маленький режиссер» является одним из самых мощных стимулов для развития речи. С ним невозможно играть молча. Ребенок озвучивает персонажей, рассказывает ход истории, говорит разными голосами Маленькие спектакли, которые дети готовят помогают им чувствовать себя уверенней и смелее. 

 

Книга «В мире сказок» последовательно дополнялась новыми страницами сказок: «Маша и медведь», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят», «Гуси – лебеди». Использование фетровых персонажей позволяло не только обыгрывать сказки по ролям, выстраивать во времени и пространстве необходимую сюжетную линию, но и изучать предметы окружающего рукотворного мира, их внешние признаки, назначение и функции. Так, каждый Поросёнок из сказки «Три поросёнка» предлагает повнимательнее познакомиться с их домиками: один из них сделан способом аппликации из сена, другой – из соломы, стены третьего имитируют каменную кладку. А на сменной Странице «Гуси – лебеди» сестрица Алёнушка «рассказывает» об устройстве русской печки, сравнивая с духовым шкафом куклы Кати в «Кукольном домике».

 

Результатом использования пособий из фетра, по моим наблюдениям, стало:

– Повышение мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников; 

– Создание положительного, эмоционального фона у воспитанников;
–    Активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
–  Способствовало развитию усидчивости, мелкой моторики, зрительного внимания, мышления и пространственных представлений.

–  Развитию фантазии, творчества у ребенка;

–  Воспитанию у ребенка уверенности в своих силах.

Но для решения поставленной цели не достаточно усилий только одного

образовательного учреждения. Эффективность и результативность будут

проявляться лишь в том случае, если дошкольное учреждение и семья будут

сообща идти к намеченной цели. Для этого необходимо наладить такой прочный контакт с родителями воспитанников, чтобы они стали союзниками

образовательного учреждения. Необходимо также отметить, что в соответствии с ФГОС родители занимают первостепенную очередь в развитии и обучении своих детей.

Родители – активные помощники в организации образовательного

процесса. Нельзя добиться хороших результатов в решении задач развития речи, если они не решаются совместно с семьей, если в ДОУ не создано детско – взрослое сообщество, для которого характерно содействие друг другу. Я стараюсь  максимально привлечь родителей к активному участию,

В процессе работы были замечены такие изменения:

–  у детей повысился интерес к слову, они отвечают на вопросы, участвуют в диалоге. 

Исходя из анализа, можно прийти к выводу, что данный дидактический материал помогает мне развивать детей младшего дошкольного возраста , предполагает сотрудничество и сотворчество, что доставляет удовольствие мне и моим воспитанникам. А ведь когда видишь в глазах детей радость, благодарность, то получаешь такой заряд положительных эмоций, что просто не можешь остановить полет творчества и продолжаешь радовать своих детей все новыми и новыми сюрпризами.

 

 

 

Использование дидактических игр пособий из фетра, в работе с детьми дошкольного возраста.