Чубко Марина Евгеньевна
воспитатель
Филиал МБДОУ «Детский сад № 43» - «детский сад № 40» г.Славгород, Алтайский край
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №6778
Всероссийская педагогическая конференция «Педагогика в теории и на практике: актуальные вопросы и современные аспекты» 
Наименование работы: Проект «Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора».
Свидетельство участника Конференции, бланк: КН №6778


Филиал муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 43» – «детский сад № 40»

Тема: «Развитие  связной речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора».

Автор: Чубко Марина Евгеньевна

воспитатель 

высшей квалификационной категории

Оглавление 

  • Актуальность проекта………………………………………………………..3
  • Цели и задачи проекта ………………………………………………………4
  • Содержание проекта ………………………………………………………….5
  • Ожидаемые результаты…………………………………………………….13
  • Работа с родителями…………………………………………………………13
  • Вывод………………………………………………………………………….14
  • Список литературы………………………………………………………….15

Проект «Развитие  связной речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора».

  • АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

 Один из принципов дошкольного образования – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Использование малых форм фольклора в работе с детьми помогает реализовать данный принцип дошкольного образования, обозначенный в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Дошкольное образовательное учреждение  –  первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и развития детей.

Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

Исследования психологов и педагогов, показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т.е. у детей развивается понимание образной стороны речи.

   Вместе с тем, ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества потешки, пословицы, поговорки, загадки и сказки занимают особое место. С их помощью  можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие.

Я определила для себя важные причины, по которым использовала  малые формы фольклора для развития связной речи детей:

         1.Малые формы фольклора имеют важнейшее значение для подготовки детей к школе, где монологическая речь является необходимым условием успешной учебы.

2.В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, которая угрожает  русскому языку, а значит и  русской культуре.

Поэтому проблема развития речи детей дошкольного возраста посредствам  малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

3.В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых и детей. Ребёнок во многом зависит от взрослых; прекрасно, если взрослые наполняют жизнь ребёнка светом добра и ласки, духовно обогащают среду, в которой он растёт, закладывают предпосылки высоких человеческих начал.

4.А что может развить и обогатить речь детей, его духовную среду? Это русский народный фольклор. Фольклор любовно и мудро поучает дошкольника, приобщает его к высокой моральной культуре своего народа.

  1. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Повысить уровень развития связной речи старших дошкольников в результате проведения работы по развитию речи средствами малых форм фольклора.

– Приобщать детей к русским традициям и культуре через развитие речи средствами малых форм фольклора.

ЗАДАЧИ:

-Проанализировать психолого-педагогические основы развития речи детей  дошкольного возраста.

– Определить основные методы, формы использования малых форм фольклора в процессе речевого развития детей и разработать методику их комплексного применения.

– Обогатить словарный запас детей. Развивать образную и связную речь детей. Познакомить детей с историей, культурой, народными традициями. 

– Проследить динамику изменения уровня речевого развития в процессе исследовательской работы.

 

ГИПОТЕЗА данного исследования базируется на предположении о том, что уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста повышается, если:

 — педагоги дошкольного образования будут заинтересованными руководителями процесса речевого развития;

 — будет организовано специальное обучение родной речи с использованием малых форм фольклора не только в непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, но и в других режимных моментах;

 — малые формы фольклора будут отобраны адекватно возрасту детей для обучения и развития речи.

Проект исследовательско-творческий, долгосрочный, групповой.

Продолжительность реализации проекта – 1 год. В соответствии с направлениями  работы были обозначены виды деятельности, периоды и этапы работы. 

Периоды работы:

обучение детей 6-7 лет (с сентября 2021по май 2022г.)

Этапы работы: подготовительный этап, основной и заключительный.

Участники проекта: дети, педагоги, родители воспитанников.

3 СОДЕРЖАНИЕ 

1.Основные принципы работы 

  1. Понятия малых форм фольклора
  2. Система работы по развитию речи с использованием малых форм фольклора.    
  3. Перспективное планирование проектных мероприятий на 2021– 2022 учебный год  в подготовительной группе. 
  4. Вывод.  
  5. Список литературы.

1.Свою работу по развитию речи посредством фольклора я строила на следующих основных принципах:

  •  на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;
  •  интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);
  •  активного включения детей;
  •  максимального использования развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды.

2.Начала работу с того, что познакомила детей с малыми формами фольклора, к которым относятся: пословицы и поговорки, загадки, скороговорки,  потешки, заклички, сказки, а также считалки, дразнилки, колыбельные песни и многое другое.

Понятия:

Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. 

Поговорки это меткое яркое народное выражение, часть суждения без вывода. Согласно определению В.Даля, поговорка – это такая короткая складная речь, которая ходит в народе, но не является полноценной пословицей. 

Пословица это краткое мудрое изречение содержащее законченную мысль. Пословица – это жанр  фольклора,   краткое  изречение, заключающее    в себе  поучение. Пословица   советует, наставляет, предупреждает. 

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения

Дразнилки

Насмешливая прибауткаобычно рифмованная, употребляется детьми для того, чтобы дразнить кого-нибудь, трунить над кем-нибудь.

Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, “заинька”.

Потешки, пестушки это песенки, сопровождающие несложные игры и забавы взрослого с ребенком. Дети, слушая песенки, которыми сопровождаются игры, вырабатывают основы ритмического слуха, запоминают интонации и мотивы потешек,  нередко затем сами повторяют их. Ценность потешек состоит еще в том, что они практически и психологически подготавливают детей к самостоятельному творчеству, к восприятию и исполнению произведений уже своего детского фольклорного репертуара, к участию в играх со сверстниками.

Заклички-небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда. Все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, а также времена года: весна, лето, осень, зима – живут в закличке, как одушевленные существа. Ребенок сам вступает с ними в контакт, сговор.

Скороговорка – частоговорка,  род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношенья. Скороговорки созданы народом для забавы детям. Однако эта забава иногда приносит очень большую пользу. Используя скороговорки можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков, слогов, неправильного ударения.

Считалки – замечательный речевой материал! Считалки для детей в основном используются для установления очередности, для определения, кому начинать игру. Благодаря считалкам у детей развивается память и чувство ритма.  Разучивая с детьми всевозможные считалки, вы будете и тренировать память, и развивать у детей чувство ритма.

Сказкиодин из самых излюбленных детьми жанров фольклора. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного характера, обычно со счастливым концом.

“Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании” – писал К.Д. Ушинский.

3.СИСТЕМА РАБОТЫ.

Период обучения с детьми 

В ходе работы я старалась, чтобы каждый день пребывания детей в детском саду был интересным и насыщенным, поэтому реализация методики предполагала интегрированный подход в обучении. Знания по развитию речи знаниями малых форм фольклора дети получали в непосредственной образовательной деятельности, во время прогулок, праздников и развлечений, во время бесед, чтения книг, в изодеятельности, в театрализованной деятельности, игровой и другой совместной деятельности, в режимных моментах.

1.Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объяснялись значения слов, которые дети услышат в потешке. Знакомились с видами потешек и для каких целей можно использовать ту или иную потешку. 

Дети с удовольствием используют в речи потешки. Я создала «Альбом потешек с иллюстрациями», который очень любят рассматривать наши дети. 

2.В своей работе я  использовала народные игры. Составила картотеку народных игр и считалок.

Дети знают русские народные игры, с удовольствием в них играют вместе с воспитателями и могут организовать самостоятельно.

 Дети с удовольствием играют в народные игры на прогулке, на музыкальном и  физкультурном занятиях. Используют считалки для того чтобы  установить очерёдность в игре, снять напряжение, поскольку «забавные слова», смысл которых неясен, а порой и смешон, увлекает детей, они сами начинают придумывать смешные выражения, а иногда и тексты. 

  1. В  течение  года  проводится  ряд  мероприятий,  посвященных  различным  формам   работы  с  пословицами  и  поговорками:  
  • уточнение  жанровых  особенностей,  
  • сравнение  пословиц  с  другими  фольклорными  формами,  
  • подбор  пословиц  к  художественным   текстам  и  т.д.  
  • Создали альбом «Пословицы и поговорки».
  • На занятиях с детьми использовались мотивационные установки:

– игровые: “Помочь выбраться трем поросятам из беды с помощью подходящей пословицы”;

–  подготовки к школе: “Кто лучше запомнить образные выражения, тому легче и интереснее будет учиться в школе”;

–    соревновательные: “Кто больше назовет пословиц о труде …?”;

– личные: “Назовите поговорки, которые вам нравятся”, “Подберите пословицу, которая вас учит добру”.

Для закрепления поговорок и пословиц  использовала разные формы работы:

  • игры-соревнования «Кто больше скажет пословиц»;
  • дидактическая игры: «Один начинает, другой продолжает». «Продолжи пословицу»: воспитатель говорит начало, а дети продолжают, затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее заканчивает;
  • можно предложить детям подбирать пословицы и поговорки по теме: о честности, храбрости, о Родине, о дружбе, о матери, о труде;

4.Знакомила со скороговорками.

Для совершенствования дикции подобралось нужное количество скороговорок на длительный срок, распределив их по трудности. Произнесение скороговорок носит творческий характер, поэтому учила детей произносить их четко, с изменением темпа и силы голоса, выражая своё настроение, желание или намерение (огорчение, удивление, просьбу, нежность, ласку).

5.При работе с загадкой использовала такие формы:

    – нарисуй отгадку;

    – придумай свою загадку;

    – придумай загадку по картинке. 

6.Привлекла детей к одному из  любимых жанров фольклора – сказке.

  •   Познакомила детей с методом работы «Рассказывание сказок помнемотаблицам». При помощи мнемотаблиц ребенок легко усваивает содержание сказки, что облегчает ее пересказ, а в дальнейшем будет способствовать созданию собственной сказки.
  • Дети называют и пересказывают  знакомые сказки воспитателю, друг другу, родителям при помощи мнемотаблиц.
  • Составила совместно с детьми «Альбом рисунков по мотивам русских народных сказок». 
  •  Совместно с воспитателем сочиняют сказки по схеме «Я начну, а вы продолжите». А затем в свободной деятельности проиллюстрировали эти сказки.
  • И самая интересная работа – дети сочиняют сказку сами.

7.Театрализованная деятельность

  • Дети подготовительной группы инсценировали спектакли по мотивам русских народных сказок, русские народные потешки, а также спектакли собственного сочинения. 
  •  Я разработала конспекты занятий, праздников, спектаклей, инсценировок с использованием фольклора. 
  • Для постановки спектаклей использовали декорации, костюмы, различные виды театров. 
  • Показывали спектакли детям младших групп.

Ребята с удовольствием принимали участия в этом занимательном творческом процессе. 

8.Мы тесно сотрудничаем с детской библиотекой.

Сотрудники библиотеки организовывают различные конкурсы и мероприятия, в которых мы с детьми участвуем(конкурсы – «Книжка – малышка»; «Любимый герой сказки»; тематические мероприятия «Сундучок старинных слов»; «Откуда сказка к нам пришла» и др.). Вместе с нами активное участие принимали и родители.(конкурс «Семейное чтение»)

9.Перспективное планирование проектных мероприятий на 2021 – 2022 учебный год в подготовительной  группе 

Этапы проектирования Проектные мероприятия Сроки исследования
Подготовительный  1. Подобрала необходимые материалы, изучила ряд методик по введению малых форм фольклора  в процесс обучения развитию речи детей подготовительной  группы.

2.Диагностические исследования 

Анализ проведенных исследований по данной проблеме.

Постановка целей и задач.

3. Составление перспективного плана работы по развитию связной речи посредствам малых форм  фольклора.

4. Дополнение и разработка конспектов, развлечений  с использованием  фольклора, подбор сценариев  театральных постановок к сказкам.

5. Консультация для педагогов.

6. Родительское собрание

Август 2021 г.

Сентябрь 2021г.

 Сентябрь 2021г.

Сентябрь 2021г. По Май 2021г.

 (в течение учебного года).

Октябрь 2021

Сентябрь 2021 г.

Основной 1. Продолжили пополнять развивающую среду новой литературой: русскими народными сказками, пословицами, поговорками, потешками, загадками и т.д. 

– Совместно с детьми и родителями создали театрализованную зону: различные виды театров. 

– Приобрели дидактические игры по развитию речи: «Придумай историю», «Когда это бывает?», «Продолжи сказку», «Составь рассказ», «Что лишнее?», «Найди различия», «Магазин» и т.д. 

2. Знакомство с пословицами и поговорками

– Провели с детьми игры-соревнования «Кто больше скажет пословиц»

 – Организовывала дидактические игры: «Один начинает, другой продолжает». «Продолжи пословицу»: воспитатель говорит начало, а дети продолжают, затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее заканчивает;

3.Продолжила с детьми отгадывание и придумывание загадок.

– Заранее знакомила с теми предметами и явлениями, о которых  предлагала загадки, для того чтобы доказательства были более обоснованными и полными.
– Разучивали загадки по темам. 
–   Дети играли в дидактические игры и упражнения на нахождение сходства и различия между предметами: «Что бывает таким же?», «Найди отличия», «Скажи по-другому», «Кто самый внимательный?», «Поиск общего», «Лишнее слово».

3. Скороговорки

– Изготовление картотеки «Скороговорки на разные звуки»

-Заучивание новых скороговорок

-Игры: «Назови скороговорку тихо, быстро, спокойно», «Отгадай по картинке, что за скороговорка»,

«Я назову начало, а ты конец»

 4.Применяли  в режимных моментах – концовки, частушки, дразнилки, заклички и приговорки, прибаутки и небылицы, частушки, с целью создания благоприятной речевой среды. 

5.Познакомила детей с народными праздниками и традициями. 

– создала для детей альбом «Народные праздники и развлечения»

-Провела беседу « О быте  русского народа, о их праздниках и развлечениях»

– Дети с удовольствием отгадывали загадки о старинной утвари русского народа.

-совместно с музыкальным работником организовала  календарно-обрядовые праздники: «Осенины», «Зимние посиделки», «Масленица» и др.

6.Продолжила знакомить детей с народными играми, считалками.

– Пополнила картотеку народных игр и считалок

– Дети с удовольствием играют в народные игры на прогулке, на музыкальном и  физкультурном занятиях.

– Используют считалки для того чтобы  установить очерёдность в игре, снять напряжение.

7. Привлекла к увлекательному путешествию по сказке «Литературная викторина»

-Продолжила знакомить детей со сказкой используя мнемотаблицы.

– Дети  называют и пересказывают знакомую сказку воспитателю, друг другу.

– дети сочиняют сказку сами, используя мнемотаблицы и иллюстрации.

– сочинили сказки по примеру «Я начну, а ты продолжи..»

– Ребята  с воспитателем составили «Альбом рисунков по мотивам русских народных сказок».

8.Театрализованная деятельность

Дети подготовительной группы инсценировали спектакли по мотивам русских народных сказок

используя разные виды театров.

– Для показа сказки «Теремок» Использовали театр на руке.

– Сделали рисунки по сюжету сказки «Кот, петух и лиса»

– Показали кукольный театр по сказке «Заюшкина избушка»

– в свободной  деятельности дети часто пользуются разными видами театров.

– Для постановки спектаклей широко использовали различные виды театров. 

– Ребята с удовольствием показывают спектакли детям младших групп.

9. Мы с детьми принимали участие в культурной жизни города. 

– Не раз в течении года посещали детскую библиотеку.

– Посещали и  городской выставочный  зал.

– Побывали в городском музее.

Вместе с нами активное участие принимали и родители.

Сентябрь 2021г.

(В течение года

пополнять)

Сентябрь 2021

В течение года

Октябрь 2021г.

(И дальнейшая работа в течение года)

Ноябрь2021г.

(И дальнейшая работа в течение года)

В течение года

Декабрь 2021г.

( и дальнейшая работа в течение года)

В течение года

Январь 2022г.

(И дальнейшая работа в течение года)

Февраль – Апрель

2022г.

В течение года

Заключительный 1. Организация и проведение диагностических исследований. Анализ результативности.

2. Консультация для педагогов.

Обмен опытом «Развитие  связной речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора».

Презентация картотеки, дидактического и наглядного материала собранного в течении года.

Презентация проекта для педагогов

3. Итоговое родительское собрание, анкетирование родителей, презентация проекта для родителей.

Май 2022 г.

Май 2022 г.

Май 2022 г.

4.Ожидаемые результаты

Дети

  1. Дети овладеют  грамматической структурой языка.
  2. У них сформируется  диалогическая и монологическая речь.
  3. Будет обогащен и активизирован словарный запас  детей.

4.Сформирован устойчивый интерес к русскому народному творчеству.

  1. Дети будут проявлять  интерес и активность  на всех этапах ознакомления  с фольклором.

6.Знакомство  детей с укладом жизни и быта русского народа.

7.Воспитание эстетических чувств, при знакомстве с образцами устного народного творчества.

8.Сформируются предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.

9.У детей сформируются представления о нравственно-ценных  нормах и правилах поведения.

10.Сформируется коммуникативная и социальная компетентность  детей.

  1. Работа с родителями
Месяц Содержание работы Форма проведения
Сентябрь Развитие связной речи детей 6-7 лет.

Привлечение родителей к пополнению развивающей среды и созданию театральной зоны.

Родительское собрание
Октябрь «Пословицы и поговорки, их значение для развития детей»

Выставка наглядных пособий по малым формам фольклора. Журналы, альбомы, книги, картотеки, иллюстрации и т.д

Круглый  стол

Выставка в родительском уголке. 

Ноябрь «Роль скороговорок в развитии речи детей»

 

Консультация для родителей
Декабрь Тема « Фольклор в речевом развитие детей»

1.«Народные праздники и развлечения»

2.«Как организовать праздник в семье используя малые формы фольклора» 

Консультация для родителей

Обмен опыта родителей

Январь «Сказка – ложь, да в ней намёк….», «О чём говорят сказки…» Цель: расширить знания  родителей о значение сказки в общем развитии ребенка. Оформление в родительском уголке 
Февраль Инсценировка сказки «Заюшкина избушка» Отрывок занятия по развитию речи с элементами инсцинирования сказки 
Март «Сочиняем сказку вместе» Индивидуальные консультации для родителей.
Апрель «Воспитание сказкой» Консультации для родителей
Май Презентация «Наши успехи». Родительское собрания

Родители

1.Расширение педагогических знаний родителей в вопросе развития связной речи при помощи малых форм фольклора.

  1. Приобретение дидактических игр по развитию связной речи для закрепления в домашних условиях.

3.У родителей сформируются представления о создании благоприятного эмоционального и социально –  психологического климата для полноценного развития    ребенка;

4.Родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад»

Педагоги

1.Повышение профессионального мастерства педагога. 

2.Изучение методических разработок  по использованию малых форм фольклора в  развитии  связной речи детей.

  1. Внедрение в педагогический процесс по развитию связной речи малых форм фольклора.
  2. Установление взаимосвязи логопеда и воспитателей. Составление перспективного плана работы по развитию связной речи посредством малых форм фольклора. Разработка серии конспектов в соответствии с лексическими темами.
  3. ВЫВОД:

 Анализируя результаты проведенной работы, можно сделать следующий вывод, что малые формы фольклора  позволили наиболее полно развить связную речь детей.

  • Дети овладели  грамматической структурой языка, у них сформировалась диалогическая и монологическая речь.
  • Активизировался и обогатился словарный запас. 
  • У детей повысился интерес к устному народному творчеству; они используют в своей речи пословицы, поговорки, скороговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организуют игры-забавы с помощью считалок, любят отгадывать и загадывать загадки.
  • Дети стали  чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее,  у них хорошо развито воображение.
  • Дети очень любят сказки, пересказывают их и с удовольствием сочиняют свои.
  •  У родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют их смысл. Используют для закрепления звуков в словах – скороговорки. Родители стали чаше читать детям сказки, вместе сочиняют новые. 

Выдвинутая мною гипотеза в начале работы о том, что развитие речи  дошкольников средствами малых форм фольклора будет осуществляться успешно при определённых, правильно созданных педагогических условиях, подтвердилась.

7.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. –М.: Учпедгиз, 1957.
  2. Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. –Курск: Академия Холдинг, 1976.
  3. Даль В.И. Пословицы и поговорки. Напутное // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост.: Ю.Г.
  4. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание.-1991.-№9
  5. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. –М.: Просвещение,
  6. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание.-1986.-№9
  7. Мацкевич А.Я. Малые формы фольклора – дошкольникам //Работа с книгой в детском саду /Сост.: В.А. Богуславская, В.Д. Разова. –М.: Просвещение, 1967
  8. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. –М.: Просвещение, 1987.
  9. Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми // Дошк. воспитание.-1984.-№4
  10. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду /Под ред. А.В. Орловой. –Владимир.: Академия, 1995.
  11. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. -М.: Просвещение, 1972

  

 

Проект «Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора».