Алексеева Ксения
6 «А» класс
Руководитель: Семенец Людмила Викторовна
учитель истории и обществознания
МБОУ ЗАТО г. Североморск «СОШ №12»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №6782
Всероссийская конференция для школьников и студентов «Люблю тебя, мой край родной!» 
Наименование работы: Освоение Арктики
Свидетельство участника Конференции, бланк: КН №6782


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЗАТО Г. СЕВЕРОМОРСК «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12»

«ОСВОЕНИЕ АРКТИКИ»

Автор:        обучающаяся  6а  класса

Алексеева Ксения

Педагог: Семенец Л.В., 

учитель истории и обществознания

Североморск

2024

 

Содержание

 

1  Первые исследования Арктики в XI-XVII веках………………………………2-3

2   Арктика в годы Второй мировой войны……………………………………3-5

3  Арктика в советский период…………………………………………………5-7

4  Новейшая история……………………………………………………………7-8

5   Российская Арктика…………………………………………………………8

  • Первые исследования Арктики в XI-XVII веках

 

В XI веке русские мореплаватели начали осваивать побережье Северного Ледовитого океана. В 1032 году, согласно записи в Никоновской летописи, новгородский посадник Улеб совершил поход с Северной Двины к “Железным воротам”, то есть к проливу Карские ворота либо к проливу Югорский Шар (отделяют Южный остров архипелага Новая Земля и остров Вайгач от материка и друг от друга). В XII-XIII веках поморами были исследованы острова Вайгач, Новая Земля, а в конце XV века – острова архипелага Шпицберген и остров Медвежий в Баренцевом море. С XIII века началась крестьянская колонизация Беломорья. В 1499 годк в низовьях Печоры был основан Пустозерск – первый русский заполярный город (просуществовал до 1960-х годов; находился в 20 км от нынешнего города Нарьян-Мара). В 1533 году на мурманском берегу Баренцева моря был основан Трифонов Печенгский монастырь, который наряду с Соловецким монастырем на одноименном острове в Белом море (1429) стал важным пунктом освоения Арктики. Главным русским портом на европейском севере России вплоть до XX века оставался Архангельск, основанный в 1584 году.

В XVI-XVII веках русскими купцами активно осваивался так называемый Мангазейский морской ход, участок Северного морского пути (СМП) от устья Северной Двины до Тазовской губы в устье Оби. В 1601 году на реке Таз по царскому указу был построен город Мангазея (просуществовал до 1672 года; ныне территория Красноселькупского района Ямало-Ненецкого автономного округа), который являлся торговым и военным форпостом русского государства в Арктике. В тот же период на реке Ухте кустарным способом начали добывать нефть: ее собирали с поверхности воды и в прибрежных ямах.

В 1733-1743 годах российскую Арктику впервые комплексно и масштабно исследовала Великая Северная экспедиция, в работе которой приняли участие Витус Беринг, братья Дмитрий и Харитон Лаптевы, Степан Малыгин, Семен Челюскин. В ходе морских и пеших походов они нанесли на карту почти все русское побережье Ледовитого океана.

Арктика в годы Второй мировой войны

В начале войны с фашистской Германией, в 1941 году, советское командование Северного фронта осознало важность охраны Северного морского пути от неприятеля. Для закрытия прохода немецких судов и авиации на восток, в Арктику, на архипелаге Новая Земля спешно создаются военные укрепления: Канин Нос, Югорский Шар, мыс Желания и так далее.

На мысе Желания в 1941 году работала советская метеорологическая станция, целый посёлок метрологов. В начале весны здесь случилась трагедия: во время родов в возрасте 33 лет умирает гидролог Татьяна Пинчукова. Она родила девочку, которую забрал со станции ледокольный пароход «Георгий Седов». Уже после объявления войны вместе со снабжением для станции «Седов» доставил на мыс Желания одно 45-миллиметровое орудие с боекомплектом. Также на ледоколе прибывает и артиллерийский специалист, который руководит установкой орудия, обучает личный состав полярной станции и проводит учебные стрельбы. Страна Советов вступила в войну с Германией, и мирные учёные стали защитниками Родины.

Системы оборонительных сооружений мыса Желаний сохранились, по сей день. Орудийные дворики-большие сооружения, представляющие собой валы, в центр которых ставилось орудие, зарядные погреба, где хранились заряды. Сохранились и долговременные замаскированные огневые точки, дзоты стены из брёвен, зашитых камнем.

Вообще мыс Желания был удобной локацией для наблюдения за врагом. Обрыв высотой 40 м являлся естественной крепостью, позволяющей наблюдать за подходящими судами со стороны моря и простреливать врага из дзотов.

Из архивов известно, что 25 августа 1942 года с мыса Желания была получена радиотелеграмма: в 5 утра станция была подвержена обстрелу с немецкой подводной лодки. В неё, в частности, говорится: «Ведём огонь из всего имеющегося орудия». 

«Нужно сказать, что немцы чувствовали себя совершенно безнаказанно, судя по всему, они думали, что тут работают простые гражданские полярники в своих избушках и ничего сделать не смогут. Ну, максимум из винтовки попробуют ответить на нападение, а полярники и с хорошей дистанции палили по немцам из палубной артиллерии».

Немцам пришлось несладко. Они не ожидали такого ответа от простых метеорологов. Фашистам всё же удалось попасть в несколько зданий полярной станции, от неприятельского огня на ней вспыхнул сильный пожар. Огнём были уничтожены дом лётчиков, продовольственный склад, метеорологический дом, повреждены здание и оборудование радиостанции. Погибло всё действующее и запасное метеорологическое оборудование, библиотека, архив и материалы наблюдений. Однако, в конце концов полярникам удалось отбить атаку подводной лодки, и она ушла в море. Более того, подлодка понесла серьёзный урон, так как снаряды с берега неоднократно попадали в её корпус.

Ни один житель полярной станции на мысе Желания в годы войны не погиб. А могила Татьяны Пинчуковой сохранилась. Она расположена в расщелине обрывистого склона и обращена к полярной станции. Неподалеку от могилы установлен камень неправильной треугольной формы с табличкой, на которой выгравирована надпись: «Гидролог Татьяна Николаевна Пинчукова, 1908–1941 гг.». По информации МАКЭ, Татьяна Пинчукова работала и зимовала с мужем на полярной станции. Её дочь, родившаяся в марте 1941 года, выжила и приезжала на мыс Желания на могилу матери в 1980-е годы.

3  Арктика в советский период

В 1920-х-1930-х гг. в СССР была развернута широкая программа правительственных мероприятий по изучению и освоению Крайнего Севера. 4 марта 1920 г. Президиум Высшего совета народного хозяйства РСФСР утвердил положение о Северной научно-промысловой экспедиции (Севэкспедиции), перед которой была поставлена задача координации всех научно-исследовательских работ в Арктике (с 1925 г. – Институт по изучению Севера, с 1958 г. – Арктический и антарктический научно-исследовательский институт). 15 апреля 1926 г. было принято постановление Президиума ЦИК СССР, согласно которому территорией Советского Союза были объявлены все земли и острова между меридианами 32°4’35” восточной долготы и 168°49’30” западной долготы, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья СССР и до Северного полюса. В 1926 г. на остров Врангеля были завезены первые поселенцы.

В 1931 г. было открыто первое промышленное нефтяное месторождение на русском севере – Чибьюское. Добыча на нем началась в 1939 г.

В 1932 г. при Совете народных комиссаров СССР было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпути), которому было поручено народно- хозяйственное освоение Арктики и обеспечение судоходства по Северному морскому пути (СМП) от Белого моря до Берингова пролива. Кроме того, на Главсевморпуть возлагалась организация геологических работ, поисков и разведки полезных ископаемых в Арктике. Первым руководителем ведомства стал полярный исследователь Отто Шмидт. В том же году он возглавил поход ледокольного парохода “Сибиряков”, который впервые в истории прошел СМП за одну навигацию (за 65 дней).

В 1937 г. советские летчики Валерий Чкалов и Михаил Громов совершили первый перелет через Северный полюс. В том же году в СССР была организована первая дрейфующая научная станция “Северный полюс” (руководитель – Иван Папанин). Впоследствии такие станции работали в Центральной Арктике вплоть до 1991 г. (программа возобновлена в 2003 г.).

В 1930-е и 1940-е гг. в СССР началось активное заселение и промышленное освоение Арктики. В эти годы были построены арктические порты Игарка, Диксон, Певек, Тикси, основаны города Нарьян-Мар, Норильск, Воркута и др. Тогда же в арктических районах Западной Сибири были открыты первые большие запасы нефти и газа. В 1948 г. для активизации геологоразведочных работ в регионе в Ленинграде был создан Научно-исследовательский институт геологии Арктики (ныне Всероссийский научно-исследовательский институт геологии и минеральных ресурсов Мирового океана имени академика И.С. Грамберга). В 1960-е гг. были открыты крупнейшие нефтегазовые месторождения региона: Уренгойское (1966), Ямбургское (1969), Бованенковское (1971) и др. В 1980-х гг. нефтегазовые месторождения были обнаружены и на арктическом шельфе: Штокмановское (1988), Приразломное (1989) и до.

В 1962 г. советская атомная подводная лодка “Ленинский комсомол” всплыла в районе Северного полюса (в 1959 г. аналогичную акцию первыми осуществил военно-морской флот США). В 1977 г. советский атомный ледокол “Арктика” стал первым в мире надводным судном, которому удалось достичь географической точки Северного полюса.

4  Новейшая история

В 1992 г. почетный полярник СССР Константин Зайцев первым водрузил флаг России на Северном полюсе.

В 1990-х гг. финансирование Арктических регионов было значительно сокращено, многие объекты инфраструктуры были заброшены, почти на треть сократилось число населенных пунктов. Годовые объемы перевозок по Северному морскому пути сократились в четыре раза: с 6,6 млн т в 1987 г. до 1,65 млн т в 1996 г.

В 1996 г. был принят федеральный закон “Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации”. Документ обеспечивал “государственный протекционизм” и создание для населения и значительной части отраслей хозяйства в Арктике льготного режима развития.

В Концепции национальной безопасности РФ от 10 января 2000 г. была поставлена задача “в кратчайшие сроки” разработать “механизмы поддержания жизнедеятельности и экономического развития кризисных регионов и районов Крайнего Севера”.

В 2000-х гг. были расконсервированы и достроены ряд крупных инфраструктурных проектов, в том числе Ямальская железная дорога до Надыма и Ямбурга, Варандейский нефтяной терминал, а также газопровод “Ямал – Европа”.

19 сентября 2008 г. президент РФ Дмитрий Медведев подписал “Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу” – главный документ, определяющий стратегию развития российской Арктической зоны. В нем говорилось, что полярный регион должен к 2020 г. стать “ведущей стратегической ресурсной базой” страны. В феврале 2015 г. была создана Государственная комиссия по вопросам развития Арктики.

В 2014 г. Россия впервые в мире начала добычу нефти с шельфового месторождения в Арктике – первая партия нефти была отгружена с платформы “Приразломная”

5   Российская Арктика

Российская Арктика – полярная область земли в пределах границ РФ, примыкающая к Северному полюсу, и включающая северное побережье Евразии, Северный Ледовитый океан с островами, и часть Тихого океана, омывающую Чукотку. Современные границы российской Арктики определены указом президента РФ Владимира Путина от 2 мая 2014 г.

Терминология Слово Арктика имеет греческое происхождение и связано с обозначением медведя (прежде всего созвездия Большой и Малой Медведицы, среди которых имеется Полярная Звезда). В русской традиции Арктика может также называться Заполярьем или Крайним Севером.

Огромную роль в освоении Арктики сыграл проложенный вдоль российской арктической береговой линии Северный морской путь (СМП), длиной 5600 км. Он соединил европейские и дальневосточные порты. Он является главной судоходной магистралью России в Арктике, и в советские времена он был закрыт для международного судоходства.Мурманск недаром называют столицей Арктики. Здесь берёт начало Северный морской путь. Здесь находится база арктического ледокольного флота. С Мурманском связаны многие страницы в истории освоения Арктики.

Освоение Арктики