Заморщикова Варвара Васильевна
учитель начальных классов
Спиридонова Евдокия Николаевна
учитель начальных классов
МОБУ CОШ №31 города Якутска, Республика Саха (Якутия)
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №6783
Всероссийская педагогическая конференция «Педагогика в теории и на практике: актуальные вопросы и современные аспекты» 
Наименование работы: Формирование экологической культуры младших школьников через реализацию программы «Орлята России»
Свидетельство участника Конференции, бланк: КН №6783


Формирование экологической культуры младших школьников через реализацию программы 

«Орлята России»

Заморщикова Варвара Васильевна,

 Спиридонова Евдокия Николаевна, 

учителя начальных классов

МОБУ СОШ №31 г. Якутска

Наша школа – МОБУ СОШ №31 г. Якутска является флагманской школой по реализации программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России». Начиная с 2022-2023 учебного года, мы активно работаем по внедрению данной программы. В нашей статье хотим рассказать об опыте реализации трека «Орленок – эколог». 

В настоящее время большое внимание уделяется экологическому воспитанию обучающихся, целью которого является формирование экологической культуры школьников. Под экологической культурой мы понимаем отношение ребенка к миру, к живой природе. Что же входит в понятие «экологическая культура»? На наш взгляд, это восприятие и формирование отношения к окружающему миру. В этом процессе ребенок должен стать не сторонним наблюдателем, а активным участником процесса. 

Методические материалы к треку «Орлёнок-Эколог» содержат курс внеурочной деятельности: программу для обучающихся начальных классов, технологические карты занятий, предлагаемое календарно-тематическое планирование. Для каждого занятия ставятся свои цели и задачи, есть примерные планы проведения занятий. В планах занятий есть ссылки на видео и аудио материалы, презентации, инструкции, весь дополнительный материал для использования на занятиях. Мы можем использовать любой материал из рекомендованных по своему выбору. Все рекомендуемые материалы носят практико-ориентированный характер, что очень важно для повышения экологической грамотности учащихся начальных классов. 

Воспитываемые ценности, значимые качества человека в рамках трека «Орленок – Эколог» – это природа и Родина. Основная цель  трека «Орленок – эколог» – пропаганда экологических знаний и воспитание ответственного отношения к окружающей среде. 

В Якутии время реализации данного трека попадает на март – апрель, когда отступают сильные морозы и погодные условия в момент реализации трека позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. С целью активизации познавательных интересов младших школьников, занятия трека проводятся в разных формах: в виде квест – игры, проектных работ, экскурсий и т.д. Рассмотрим некоторые из занятий подробнее.

Первое занятие трека «Орленок- эколог»- вводное, на котором дети знакомятся с ценностями и значимыми качествами, логотипом и символом трека.

Второе занятие можно провести в форме игры – путешествия «Экологическая тропа».

На 1 этапе игры:

– создаём проблемную ситуацию (фоновая музыка «Шум пилы», картинка вырубленного леса на доске/экране); 

– организуем обсуждение случившийся ситуации, задаем вопросы:

– Что произошло? Какие могут быть последствия? 

– обобщаем ответы детей и рассказываем о том, что сейчас дети были в роли экологов (устанавливаем причинно-следственную связь); 

– рассказываем о лексическом значении слова «эколог»; 

-организуем совместную деятельность учащихся по постановке коллективной цели на занятие: восстановить вырубленный лес.

Для того, чтобы восстановить лес, учащимся предлагается выполнить задания. Перед этим каждый из детей выбирает цветную карточку, на которых изображены 4 стихии природы. Разделяем учащихся на группы по этим стихиям. Каждая группа получает задание, связанное с их стихией: 

  • Участникам группы «Земля»: отгадать, чьи следы изображены на карточках, затем нарисовать и рассказать об одном из отгаданных животных Якутии. 
  • Участникам группы «Огонь»: придумать и нарисовать плакат или составить аппликацию на тему «Берегите лес от огня!».
  • Участникам группы «Вода» выдается лист с картой Якутии. Они должны отгадать и написать на карте названия рек, затем подготовить сообщение об одной из этих рек. 
  • Участникам группы «Воздух»: придумать «Завод будущего», изобразить проект завода и описать, в чем его преимущество, как он работает с выбросами в воздух.

В конце занятия мы организуем обмен мнениями: легко ли было восстанавливать лес? С какими трудностями столкнулись при выполнении зданий; что нового узнали? Все выполненные работы добавляются в рюкзачок эколога.

Проект «Лекарственные растения Якутии».

Цель проекта: познакомиться с многообразием лекарственных Якутии и создать альбом лекарственных растений. В Якутии растут очень много различных растений, обладающих лечебными свойствами, которые применяют при самых разных заболеваниях организма, для снятия боли, при простудных заболеваниях, для остановки кровотечений, для заживления ран и так далее. На занятии учитель знакомит учащихся с некоторыми лекарственными растениям.  На первом этапе проекта организуем работу в группах. Каждая группа выбирает один из видов растений:

 «Деревья», «Травы», «Ягоды», «Мхи». Детям раздаются справочники «Лекарственные растения Якутии». Каждой группе дается задание найти в справочниках   растения по своему виду. Учитель объясняет, что учащимся нужно распределить между собой виды растений, на листе А4 подготовить сообщение о выбранном виде растений.

План работы в группах:

1.Нарисовать выбранное растение.

2.Написать сообщение о растении.

После завершения работы, каждая группа рассказывает о выбранном растении, отвечает на вопросы. Детям дается домашнее задание: найти в справочниках, или узнать у родителей инструкцию употребления, рецепт приготовления отвара или настоя из выбранного растения, подобрать материал о нем.  На следующем занятии проводится работа по изготовлению альбома «Лекарственные растения Якутии».

Коллективно -творческое дело «Береги природу». Цель КТД: воспитать бережное отношение к природе, сформировать представление об экологии, и её роли в жизни человека; научить изображать плакат на экологическую тему. 

В рамках данного КТД учащиеся создают плакаты на экологическую тему, рассказывают одноклассникам о своем плакате, его значении. Отличительными свойствами плаката являются: наглядность, зрелищность, доступность, запоминаемость. Его цель – произвести впечатление на зрителя, прохожего, поэтому рисунок должен быть четким, ярким, красочным, без лишних деталей с минимальным штриховым текстом, тщательно организованным на листе. Объясняется это тем, что плакаты рассчитаны на восприятие с определенного расстояния и их содержание воспринимается мгновенно.

          Разные формы работы по реализации трека «Орленок – эколог» способствуют формированию экологической культуры у учащихся, осознанию ценности природной среды и необходимости нести ответственность за её сохранение. Это и есть ключевые задачи трека «Орлёнок-Эколог». Ребята узнают о важных и серьезных экологических проблемах, о роли каждого в экологии планеты, осознают ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение. Орлята нашей школы призывают всех людей к бережному отношению к природе! Помните: всё в наших руках!

 

Использованная литература:

  1. Всероссийская программа «Орлята России». Трек «Орленок – Эколог».
  2. Грязева Л. И. Внеклассное мероприятие «Экологическая тропа»

http://.ru/lidokkokoc/files/ekologhichieskaia-tropa-vnieklassnoie-mieropriiatiie.html

  1. Макаров А.А. Лекарственные растения Якутии и перспективы их освоения. – Новосибирск: Изд. СО РАН, 2002.
  2. Плешаков А.А. Зеленая тропинка. – М.: Просвещение, 2002.
Формирование экологической культуры младших школьников через реализацию программы «Орлята России»