Курчатова Людмила Владиславовна
учитель математики
МОБУ СОШ № 9 им. М.И. Кершенгольца
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №6797
Всероссийская педагогическая конференция «Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС» 
Наименование работы: Формирование ИКТ-компетенций при профориентационной работе
Свидетельство участника Конференции, бланк: КН №6797


Формирование ИКТ-компетенций при профориентационной работе

В современной системе общего образования присуща стандартизация. Федеральные государственные образовательные стандарты ориентируют педагогов и на профориентационную работу. 

В 10-11 классах в силу возрастных особенностей детей возникает возможность уделить внимание проработке предметных результатов, и в это время у учащихся происходит профессиональный выбор. Метапредметные и личностные составляющие уже имеют проработанную базу, поэтому педагогам предоставляется возможность для достижения планируемых предметных результатов, предпрофессиональной подготовки и помощи в самоопределении старшеклассников.

В современном обществе ИКТ-компетенциями должны обладать не только люди, чьи профессии связаны с IT-технологиями, но и все учащиеся школы. Как понимают ИКТ-компетенцию учащихся? ИКТ-компетентность – это способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества. Более эффективными способами формирования ИКТ-компетентности учащихся, считают интегративные межпредметные проекты, внеурочную деятельность. 

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся реализуется средствами различных учебных и внеучебных предметов. Важно, чтобы формирование того или иного элемента, или компонента ИКТ-компетентности было непосредственно связано с его применением. Метапредметные результаты освоения образовательной программы основного общего образования должны отражать формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Наиболее важными аспектами изучения ИКТ-компетенций являются:

  1. Информационный – овладение информацией;
  2. Деятельностный – овладение способами деятельности;
  3. Личностный – осознание личностного значения познаваемого предмета.

Исходя из вышеизложенного, в МОБУ СОШ №9 им. М.И. Кершенгольца в 2020-2021 учебном году был разработан элективный курс «Сайтостроение», который формировал не только ИКТ-компетенцию, но и также являлся ключом в профориентационной работе с выпускниками школы. В результате изучения элективного курса «Сайтостроение» у учащихся развивались различные виды мышления, они получали представление об основных информационных процессах в различных ситуациях. Элективный курс «Сайтостроение» был рассчитан на 34 занятия, образовательным продуктом курса является сайт https://yaroditelschool9.wixsite.com/site

Одним из значительных преимуществ (и в работе профессионала, и в работе учащегося), обеспечиваемым использованием ИКТ, представляется простота внесения изменений (в том числе – исправлений ошибки, улучшений, дополнений) в работу. В ходе создания своего продукта – гипермедиа объекта, обучающийся легко исправляет появляющиеся по ходу обстоятельства ошибки, модифицирует структуру продукта, дополняет новые ссылки, расширяет отдельные компоненты. В ходе взаимодействия с другими появляется ситуация учета предложений по улучшению. Это представляется весьма необходимым компонентом формирующейся системы образования в целом. Учитель из оценщика и судьи, заключение которого «окончательно и обжалованию не подлежит», преобразуется в коллегу, который дает рекомендацию или совет, как выполнить то или иное действие верно. Реализованная рекомендация или совет – большой успех, как для обучающихся, так и для учителя. Обучающийся при этом формирует способность учитывать суждение других, постепенно формирует и большую рефлексивность, самокритичность, объективность и эмпатию в оценке работы другого, а также умение учиться новому.

По окончании изучения программы элективного курса, обучающиеся овладели практическими навыками технологии создания отдельных веб-страниц, тематических сайтов. Занятия имели комплексную творческую работу по созданию учениками определенного образовательного продукта. 

Формирование ИКТ-компетенций является современным методом, с помощью информационно-коммуникационных технологий можно дополнять традиционные формы обучения. Профессиональное самоопределение – сложный, непрерывный процесс, который в современных условиях осуществляется не только в стенах школы, он сопровождает человека всю жизнь. Однако, используя современные методы в профориентационной работе и зная компетенции ребёнка, школа может помочь ему сделать выбор перспективной и востребованной профессии. Благодаря такому обучению образование выходит на качественно новый уровень, за счёт совмещения познавательного процесса с полным погружением.

 

Формирование ИКТ-компетенций при профориентационной работе