Моярович Альбина Сергеевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Школа №6», г. Липецк
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ С МЕДИАТЕКСТАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация. В статье рассматриваются возможности ИКТ на уроках русского языка в целях организации работы школьников с медиатекстами, обладающими огромным дидактическим потенциалом.
Ключевые слова: современный урок, информационно-коммуникационные технологии, медиатексты.
ORGANIZING SCHOOLCHILDREN’S WORK WITH MEDIA TEXTS IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS USING INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES
Annotation. The article discusses the possibilities of using ICT in Russian language classes to organize students’ work with media resources that have great didactic potential.
Keywords: modern lesson, information and communication technologies, media texts.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) в образовательное пространство современной школы с каждым годом приобретает всё большую актуальность. Этот процессв прежде всего обусловлен стремительно растущим объемом информации, с которой повседневно сталкиваются подростки. Главная задача учителя русского языка – научить школьников понимать и правильно интепретировать содержание информационных потоков. Для реализации поставленной задачи видится необходимым обращение к такому ресурсу, как медиатекст. Это становится возможным благодаря использованию ИКТ в рамках учебного процесса.
Термин «медиатекст» имеет иноязычное происхождение. У истоков данного вида текстовой информации стояли зарубежные исследователи Теун Ван Дейк и Алан Белл. Они рассматривали медиатекст в качестве разновидности текста, который рассчитан на массовое потребление [2].
Отечественный исследователь Т.Г. Добросклонская, занимающаяся рассмотрением вопросов, связанных с возможностями медиатекстов, акцентирует внимание на их дидактическом потенциале, отмечая, что им свойственна воздействующая функция. Ислледователь справедливо полагает, что медиатексты можно использовать в рамках образовательного процесса, так как тексты данной направленности помогают формировать взгляды и поведение учащихся [1]. При этом важно отметить, что информационные тексты развивают медиаграмотность школьников, что, безусловно, является важным компонентом школьного языкового образования.
Однако возникает резонный вопрос: «Каким образом учителю организовать образовательный процесс с использованием возможностей медиатекстов?». Ответ прост: с помощью информационно-коммуникационных технологий, которые в последние годы становятся незаменимыми помощниками педагога.
Приведем примеры использования ИКТ на уроках русского языка при организации работы школьников с медиатекстами.
Во-первых, с помощью ИКТ педагог получает возможность демонстрировать учащимся видеоролики, на основе которых можно составить задания, учитывющие возрастные особенности учащихся и имеющийся у них уровень знаний по изучаемому предмету. Так, например, при изучении темы «Стили речи» педагог может предложить учащимся выполнение следующих упражнений:
– подобрать заголовок, который позволил бы отразить основную мысль просмотренного новостного или рекламного ролика;
– определить стилистическую принадлежность текста и выявить его особенности;
– рассмотреть специфику используемой в ролике лексики.
Во-вторых, с помощью ИКТ можно включать школьникам аудиозаписи с последующим выполнением заданий. Этоулучшает позволяет развивать навык аудирования школьников, правильно воспринимать устную речь, что поможет им в процессе работы над изложением при сдаче ГИА по русскому языку в 9-ом классе.
В-третьих, с помощью ИКТ можно демонстрировать учащимся газетные статьи, размещенные в сети Интернет, с целью последующего анализа встречающейся в них лексики. После ознакомительного прочтения газетной статьи на определенном Интернет-ресурсе можно предложить школьникам выделить ее основную мысль, проанализировать её структурные компоненты. К тому же, можно попросить учащихся найти в прочитанном медиатексте орфографические или пунктуационные ошибки (если они имеются в тексте).
Резюмируя все вышесказанное, хочется отметить, что использование возможностей информационно-коммуникационных технологий позволяет педагогу, преподающему русский язык, разнообразить образовательный процесс, сделать его интересным и увлекательным для современных школьников, включив в него работу с медиатекстами, обладающими лингводидактическим и учебно-воспитательным потенциалом.
Литература:
- Добросклонская, Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ / Т.Г. Добросклонская. – М.: Флинта: Наука, 2008. – 263 с.
- Bell, A. Approaches to mass media discourse / A. Bell. – London: Blackwell, 1996. – 304 p.