Тельцова Елена Михайловна
учитель начальных классов
МАОУ Боровская СОШ Тюменского муниципального района Тюменской области
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №6831
Всероссийская педагогическая конференция «Опыт внедрения и реализации ФОП начального общего, основного общего и среднего общего образования в практику образовательных организаций»
Наименование работы: Проектно-исследовательская деятельность как эффективный способ развития творчески одаренных детей
Свидетельство участника Конференции, бланк: КН №6831


Проектно-исследовательская деятельность как эффективный способ развития творчески одаренных детей

Тельцова Елена Михайловна,

 учитель начальных классов

МАОУ Боровская СОШ,  

Тюменского муниципального района, 

Тюменской области

 

     “В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. 

Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат”. 

Василий Александрович Сухомлинский.

     Проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей в различных сферах деятельности является особенно актуальной в настоящее время, когда ведущим фактором экономического и социального развития общества становятся интеллектуальные и творческие ресурсы человека.

    Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но собственная исследовательская практика, бесспорно, – один из самых эффективных. Именно это определяет проектную и исследовательскую деятельность как важное условие для проявления и развития творческого и интеллектуального потенциала одаренного ребенка.

    О методе проектов написано много. Он рассматривался и анализировался со всех сторон. Из лучших публикаций на эту тему можно выделить работы Гузеева В. В.
    Сущность проектной и исследовательской деятельности – ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию.
    Цель проектного обучения — создать условия, при которых учащиеся: 

– самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; 

– учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; 

– приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

 – развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения);

– развивают системное мышление. 

То есть, в основе проектного обучения лежит 

-развитие познавательных навыков учащихся, 

-умений самостоятельно конструировать свои знания, 

-ориентироваться в информационном пространстве, 

-развитие критического и творческого мышления.

 Результатом работы над проектом, иначе говоря, его выходом, является продукт, который создается в процессе решения поставленной проблемы (по Гузееву В.В.) 

     Уверена в том, что именно учитель начальных классов способен вовремя заметить и поддержать одарённого ученика, помочь родителям в выборе правильной позиции по отношению к ребёнку, чтобы он не утратил способность и мотивацию к развитию и совершенствованию своего необыкновенного дара. 

    Свою работу  я начинаю с диагностики особенностей личности учеников 1 класса 

     По итогам наблюдений, диагностических тестирований (Методика оценки общей одаренности (А. Савенков) составляю краткий «портрет» на каждого ученика, данная информация своевременно доводится до родителей, даются обязательно рекомендации по развитию одарённости ребёнка. 

   В классе выявляются следующие категории одаренных детей:

  1. Дети с высокими интеллектуальными способностями. 4 чел 16 %
  2. Дети с высокими творческими способностями. 7 чел 28 %
  3. Дети с высокими художественными способностями. 3 чел12 %
  4. Дети с высокими физическими данными. 9 чел 36 %

4.Дети с высокими лидерскими (социальными) способностями. 5 чел 20 %

В проектную деятельность я вовлекаю школьников постепенно, начиная с первого класса. Вначале – это различного вида доступные творческие задания, выполняемые на уроках литературного чтения (например, создание Книжки – малышки с иллюстрациями «Живая азбука»), окружающего мира (рисунки и рассказы «Моя семья», «Лекарственные растения», «Мой домашний питомец», «Аквариум и его обитатели», трудового обучения и изобразительного искусства и в форме коллективных творческих работ, проводимых во внеурочное время (групповые и коллективные работы из различных материалов – природного материала, пластилина, цветной бумаги и т.д.). 

     Интересны индивидуальные мини-проекты. Так, первоклассница, Алёна П., провела поисковую работу, собрав информацию о лекарственных травах нашего края  и на уроке, заранее подготовившись (составив мини-доклад о пользе Иван-чае, приготовила вместе с мамой и  угостила травяным напитком из иван-чая) презентовал свой рассказ  на уроке, заинтересовав весь класс. А после выступления ученицы 1 класса Маргариты С. «Улитки. Уход и содержание в домашних условиях», ребята об улитках знали абсолютно всё. А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят и индивидуальные и коллективные научные исследования, в которые могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика. В результате проектной деятельности на уроках и во внеурочное время стимулируется творчество детей, их самостоятельность, реализуется принцип сотрудничества детей и взрослых. 

    Какие требования я предъявляю к таким урокам?

    Во-первых, это обязательное соответствие образовательным стандартам. 

    Во-вторых, учащиеся должны глубоко изучать учебный материал и уметь применять полученные знания в школе и в жизни.

    В связи с этим меняются требования к профессиональной компетенции учителя и требования к проведению современного урока:

– учитель должен сам чётко спланировать свою деятельность и деятельность учащихся;

– учитель нацеливается на сотрудничество с учениками и направляет учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

– дети сами делают взаимооценку и самооценку, поэтому урок должен быть добрым;

– урок должен быть с проблемной и поисковой ситуацией;

– максимум творчества, сотрудничества и минимум подачи готовых знаний;

– урок должен быть здоровьесберегающим и времясберегающим.

    Темы проектных работ я выбираю из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Характерной особенностью учебников является их направленность на организацию проектной деятельности. Любой ученик имеет возможность выбора темы проекта в соответствии со своими интересами и возможностями. Сложность предлагаемых проектов возрастает от класса к классу  в содержательном и организационном планах.

    В своей практике я использую следующие типы проектов:

  • творческие проекты (продуктами которых являются произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, театрализация, и т.д.), которые позволяют ребенку младшего школьного возраста проявить и развить свои способности;
  • ролевые, игровые проекты, соответствующие возрасту и позволяющие младшим школьникам «примерять» на себя чей-то образ, роль;
  • ознакомительно-ориентировочные (информационные), предполагающие аналитическую работу с полученной информацией; 
  • практико-ориентированные (прикладные), завершающиеся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет ребенку почувствовать свою социальную значимость;
  • исследовательские проекты, направленные на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления.

      Главная цель урока-проекта — помочь ребятам проделать самостоятельный осознанный путь от зарождения идеи в результате поиска решения возникшей проблемы до воплощения этой идеи в жизнь в виде конкретного продукта проекта.

    Этапы работы над проектом:

1.Постановка проблемы.

2.Проектирование (планирование). Составляем алгоритм действий:  предлагаю детям заполнить «Лист планирования и продвижения по заданию» 

3.Поиск информации. Дети приступили к поиску информации.  Кроме учебника, учащиеся могли  пользоваться любыми источниками информации: энциклопедии, книги, Интернет-источники, консультации со специалистами, родителями. С каждой группой обсуждались и редактировались подготовленные детьми материалы. 

  1. Продукт. На данном этапе с детьми активно сотрудничают и родители. 

5.Презентация. Защита перед одноклассниками, родителями, детьми начальной школы. Оценивание проектных групп, самооценка (Приложение 2)

  1. Портфолио. С готовыми  проектами дети могут принять участие в различных конкурсах, результаты которых поместят в своих портфолио. 

 Учебные проекты 2 -4  КЛАСС

2 класс Проект «Наши имена» Индивидуальный, информационный (исследование своего имени), по  продолжительности долгосрочный, продукт – доклад, оформление книги. “Наши имена”

1.Исследование популярных и редких имён класса. Знаменитые «тезки».
2.Значение имен. Исследование влияния имени человека на его характер.
3. Составление книги «Наши имена».

    2 класс «Растительный и животный мир водоёмов» Групповой, информационный (исследование Растительного и животного мира водоёмов нашего края), по  продолжительности краткосрочный – 1 урок, продукт – составление учебного коллажа «Растительный и животный мир водоёмов».

1.Изучение растений и животных рек, болот и озёр нашего края. Работа с дополнительной литературой по теме.
2. Изучение растений и животных морей и океанов. Работа с дополнительной литературой по теме.
3.Оформление учебного коллажа.

   2 класс Проект «Поговорим о правильном питании» Групповой, исследовательский (исследование продуктов питания на наличие белков, жиров и углеводов), по  продолжительности краткосрочный – 1 урок, продукт – газета « Полезные продукты».

Притча: «Когда-то к Насреддину пришёл больной с жалобой на боли в животе. Насреддин спросил его, что он ел? Когда больной ответил, что он съел на обед, то Насреддин прописал ему глазные капли. На недоуменный вопрос пациента, почему выписаны глазные капли, если болит живот, Насреддин ответил: «В следующий раз ты будешь видеть, что ешь»». – Начинался наш урок с такой притчи.

1.Подбор материала о правилах рационального питания. 

  1. Исследование продуктов на содержание питательных веществ: белков, жиров и углеводов (изучение маркировки продуктов) 
  2. Оформление газеты «Полезные продукты». Работа с дополнительной литературой.

    3 класс Проект «Живи, книга» Индивидуальный, социальный (презентация «Книги, которые хочется читать и перечитывать», ремонт книг из школьной библиотеки), по  продолжительности долгосрочный.

1.Презентация.
2.Мастерская «Будь здорова, книга» («ремонт» книг школьной библиотеки).

    4 класс Проект «Задачи на движение» Групповой, практико-ориентированный (составление задач на движение), по  продолжительности краткосрочный – 1 урок, продукт – Оформление пособия для четвероклассников «Учимся решать задачи на движение»

1.Составление задач по теме: «Транспорт», «Животные», «Человек».
2.Оформление пособия для четвероклассников «Учимся решать задачи на движение»

Ребята попробовали «себя» в роли главного редактора, корректора, составителя, оформителя

    4 класс Проект «Поговорим о правильном питании» Групповой, исследовательский (исследование некоторых продуктов на содержание вредных веществ), по  продолжительности краткосрочный – 1 урок, презентация – составление рекомендаций по здоровому питанию. 

    Изучив сведения с упаковки, мы выяснили, что в состав всех чипсов входит картофель или картофель-полуфабрикат, растительное масло, соль, регуляторы кислотности, усилители вкуса и аромата (Е621, 627, 631). Дети были удивлены и не ожидали, что в ломтике чипсов содержится так много пищевых добавок.

     Следует отметить и тот факт, что «Русская картошка» оставила на фильтровальной бумаге больше жирных пятен (проверили несколько раз). Таким образом, дети определили – и по калорийности и по жирности этот продукт  занимает первое место. Результатами эксперимента подтверждается и тот факт, что чипсы являются калорийным продуктом.

    Ребята побывали на этом уроке в роли – экспертов.

  1. Практикум «Наша экспертиза». Исследование продуктов на содержание вредных веществ (Изучение состава чипсов на упаковках разных марок, проведение анализа чипсов на калорийность)
    2. Составление памятки «Рекомендации по здоровому питанию»

   4 класс Проект «Наш класс в диаграммах и цифрах» Парный, информационный, практико-ориентированный (знакомство с историей возникновения диаграмм и графиков и с их видами, сбор необходимой информации о своём классе для проведения исследования, составление диаграмм  (столбчатых) по данным исследования), по  продолжительности  краткосрочный – 2 урока, продукт – создание  математического портрета  класса, сборника 

    На этом уроке ребята попробовали «себя» в роли социолога, составителя, оформителя

1.Социологический опрос «Наш вес», «Наш рост», «Цвет глаз», «Размер обуви», «Любимый цвет», «Как мы учимся», «Наши увлечения», «Любимое домашнее животное», «Наши школьные отметки», «Любимый школьный предмет», «Любим читать», «Мы и наше здоровье», «Любимый вид спорта»
2.Свод в таблицы. Оформление диаграмм.
3.Составление математического портрета «Наш класс в диаграммах и цифрах»

      4 класс Проект «Зачем нужны знаки препинания?» Индивидуальный, информационный (исследование на любом стихотворении роли  знаков препинания, подбор  материала  о возникновении знаков  препинания,  интересные  исторические  факты, материал, состоящий из стихов и  загадок  о  знаках  препинания, оформление книжки  «Парад знаков препинания»),  по  продолжительности долгосрочный.

Ребята попробовали «себя» в роли главного редактора, корректора, составителя, оформителя

1.«Какова роль знаков препинания?» (детские стихи)
2. Поиск материала  о возникновении знаков  препинания,  интересных  исторических  фактов. 
3. Инсценирование стихов,  загадок о знаках  препинания.
4.Оформление книжки  «Парад знаков препинания».

    3 класс Проект «Профессия моей мамы» Индивидуальный, информационный (исследование профессии своей мамы), по  продолжительности -долгосрочный, презентация – доклад, оформление книги «Мама на работе».

1.«Интервью с мамой». Подбор материалов  о профессии своей мамы
2. Выставка-выступление «Мама на работе»
3. Оформление альбома «Профессия моей мамы».
4. Изготовление подарка «Фоторамка для мамы»
Ребята попробовали «себя» в роли журналиста

     3 класс Проект «Новый год в разных странах» Парный, игровой информационный (изучение традиций празднования Нового года в разных странах), по  продолжительности долгосрочный, межпредметный с математикой презентация – инсценировка на открытом уроке математике «Новогодний калейдоскоп» на родительском собрании «Новый год в разных странах», выбор своего Деда Мороза и Снегурочки.

     Ребята попробовали «себя» в роли театрального постановщика, актёра

1.Сбор материала о традициях празднования Нового года в странах мира.                                 
2. Совместный праздник с родителями «Новогодний калейдоскоп». Инсценирование традиций празднования Нового года в странах мира.

     Роль родителей в проектной деятельности

    Я считаю, что роль взрослых, особенно родителей, на начальном этапе проектной деятельности велика. Ученик может работать самостоятельно только тогда, и когда ему интересно, и когда у него получается. Интерес движет ребенком. А если ему интересно, он будет проявлять инициативу в поиске нужной помощи. Родители не только делятся своими знаниями, умениями, опытом, получают удовольствие от творческой совместной деятельности, но и создают условия для успеха своего ребенка.  Помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности детей при проведении проекта и исследования. С этой целью я провожу специальные родительские собрания, на которых разъясняю суть проектно-исследовательской работы и ее значимость для развития личности ребенка, рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней родителей. На одном из собраний проводила, совместно с победителем районной научно-практической конференции «Шаг в будущее», мастер-класс по защите своего проекта. Заинтересованность и активное участие родителей способствует повышению мотивации ребенка, активности, развитию самостоятельной познавательной деятельности. 

     Организуя проектную деятельность  обучающихся на уроках, я выделила для себя ряд проблем: 

–  низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;

– неумение следовать инструкции, ярко выраженное в неспособности –  внимательно слушать и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;

– отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.

     Каковы пути их решения. В рамках традиционных учебных занятий я в системе использую: 

  • проблемное введение в тему урока; 
  • постановку цели и задач урока совместно с учащимися; 
  • совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания; 
  • групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе; 
  • выдвижение идеи (мозговой штурм); 
  • постановку вопроса (поиск гипотезы); 
  • формулировку предположения (гипотезы); 
  • обоснованный выбор способа выполнения задания; 
  • самоанализ и самооценку, рефлексию.

     Проекты в начальных классах – это трудно? Это проблематично, так как дети ещё слишком малы. Но всё-таки это возможно. 

На ступени начального общего образования большую роль в проектной деятельности играет взаимодействие ученика и учителя, которое существенно отличается от структуры их деятельности  при традиционной организации обучения. Поэтому в начальной школе многие функции выполняет именно учитель, а не сам ученик. Наглядно это можно увидеть в таблице.

«Действия ученика и учителя в проектной деятельности»

Ученик Учитель
Определяет цель деятельности. Помогает определить цель деятельности
Открывает новые знания. Рекомендует источник получения информации.
Экспериментирует. Раскрывает возможные формы работы.
Выбирает пути решения. Содействует прогнозированию результата.
Активен. Создаёт условия для активности школьника.
Субъект обучения. Партнер ученика.
Несет ответственность за свою деятельность. Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.

     Результаты работы с одарёнными детьми

     О повышении уровня индивидуальных достижений говорят постоянные победы в конкурсах различного уровня, продукты проектной деятельности, выполненные на высоком уровне. Результатом введения в учебную деятельность уроков-проектов является повышение качества образования:

– учащиеся становятся более активными, раскованными, уверенными в своих силах;

– осознанно подходят к выполнению учебных заданий;

– умеют планировать свою деятельность;

– творчески выполнять различного рода задания, т. е. постоянно тренируют и отрабатывают не только специальные, но и общеучебные умения (универсальные учебные действия), необходимые для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

– с большой заинтересованностью участвуют в школьных олимпиадах по всем предметам; 

– принимают участие и становятся победителями и призерами в школьных, а также районных, областных научно-практических конференциях молодых исследователях «ШАГ В БУДУЩЕЕ»

     В процессе работы над проектом у ученика формируется большое количество надпредметных умений (УУД), а именно:

Проектировочные: осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности.

Исследовательские: выдвижение предположения, установление причинно-следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы.

Информационные: самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, в интернете), поиск недостающей информации у взрослых (учителя, руководителя проекта), структурирование информации, выделение главного.

Коммуникативные: умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя.

Экспериментальные: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственного эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Рефлексивные: осмысливание собственной деятельности, осуществление самооценки.

Презентационные: построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы.

       Уроки русского языка, математики, окружающего мира и литературного чтения открывают большие возможности по применению учебного проекта. 

Надеюсь, что дети будут более приспособленными к жизни, сумеют планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми.

    Для меня, как для учителя, эта работа дала возможность роста профессионализма, дополнительную возможность сотрудничества с коллегами, а также возможность построения новых отношений с учениками.

    «Человек рожден для мысли и действия», – говорили древние мудрецы. Проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве. Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Исследовательская и проектная деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Моя роль — помочь детям в этом. 

   Условия успешной работы с одаренными учащимися

Создание и постоянное совершенство методической системы работы с одаренными детьми. Учитель должен быть:

– увлечен своим делом;

– способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

– профессионально грамотным;

– интеллектуальным, нравственным и эрудированным.

      Из опыта своей работы я могу утверждать, что вовлечение одаренного ребенка в проектную и исследовательскую деятельность, с учетом имеющихся способностей – это один из наилучших путей раскрытия одаренности, где одарённый ребёнок, зная о своих способностях, уникальных качествах, данных ему природой, будет проявлять самоуважение и уважение к окружающим, будет жить в ладу с внешним миром, извлекая для себя максимум пользы и активно развиваясь.

Проектно-исследовательская деятельность как эффективный способ развития творчески одаренных детей