Григоренко Ирина Олеговна
МБОУ города Ульяновска «Средняя школа №22»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №6838
Всероссийская педагогическая конференция «Педагогика в теории и на практике: актуальные вопросы и современные аспекты» 
Наименование работы: Социализация учащихся на уроках английского языка
Свидетельство участника Конференции, бланк: КН №6838


МБОУ города Ульяновска «Средняя школа № 22 с углубленным изучением иностранных языков имени Василия Тезетева

Григоренко Ирина Олеговна

учитель английского языка

Социализация учащихся на уроках английского языка

Под социализацией в традиционном смысле пронимается «процесс становления личности, усвоение индивидом языка, социальных ценностейи опыта(норм, установок, образцов поведения)культуры,присущих данному социальных связей и социального опыта»/5,с 440/.

Общество нуждается  в личности нового типа,конкурентно способного, нравственно-зрелого человека способного  творчески мыслить  и работать в условиях поликультурного мира.

Иностранный язык рассматривается сегоднякак условие успешной социализации личности в многополярном обществе, как орудие производства,как фактор сохранения духовной культуры общества.

У человека, который изучает иностранный язык, происходит формирование культуры личности под влиянием культурных ценностей не только своего народа, но и страны изучаемого языка. /1,с 441/.

Английский язык как учебный предмет обладает образовательным ,воспитательным и развивающим потенциалом для решения актуальной задачи современного общества формирования личности учащегося и его успешной социализации.Процесс обучения английскому языку построен на коммуникативной основе,который ориентирован на личность.

Обучение строится не на прохождении определённых тем, а на обсуждении проблем из жизни нашего общества,например, «Легко ли быть молодым?», «Справедлива ли система социального обеспечения?», «Как живут пожилые люди?». «Проблемы семьи», «Слагаемые жизненного успеха» ит.д. Благодаря этому ученики получают возможность обсуждать свои дела, текущие события в жизни класса, города, страны, планеты, учатся высказывать своё отношение к происходящему, отстаивать собственное мнение/2, стр.31/

Учащиеся должны на протяжении всего урока испытывать уверенность и переживать состояние успеха,поэтому часто употребляем такие формулы одобрения как «Хорошо работаете» «Замечательно», «Очень хорошая мысль», «Я счастлива слышать это» Игра -один из приемов повышения интересаучащихся к уроку иностранного языка./4,стр.141/

Как показывает практика, игровой метод может служить важным компонентом в учебном процессе. С точки зрения здоровьесбережения не обязательно делать зарядку или проводить физкультминутку,особенно в старших классах,когда на смену одного вида деятельности приходит,например,ролевая игра,либо интересная игра, связанная с опросом своих соучеников,творческая проектная работа, то это обеспечивает релаксацию и отдых школьников.

Обращаясь к учащимся,употребляем только местоимение «Вы». Урок начинаем с приветствия,вопросов, обращений «Как настроение?», «А как у вас дела,я?» «Как вы себя чувствуете?». Частое употребление этих слов и выражений способствует их усвоению и помогает установить доброжелательный контакт с  учащимися.В конце каждого урока используем выражения: «Спасибо за урок!», «Желаю успехов,здоровья!», «Желаю отлично провести выходные!», «Так держать!» и т.д.ставит перед образованием развитиетаких качеств личности,как толерантность,открытость,коммуникабельность,предприимчивость,ответственность, а также академическая мобильность. Игра -один из приемов повышения интересак уроку иностранного языка.И если у человека оказываются несформированнымиопределенные качества личности,такие как коммуникабельность,толерантность,умение работать в паре, команде,готовность пойти на компромисс,умение убедить и в тоже время умение отстаивать свою точку зрения(эти качества помимо образования,очень важны на современном рынке труда),то игровой метод на уроках английского языка позволяет формировать личные качества, необходимые для успешной социализации ребят в обществе.

Представляю фрагмент урока   в 11 общеобразовательном классе «Отношения Между людьми» «Spotlight»/5, стр.12-13/

Перед тем как выйти на обсуждение ,была проведена работа по лексике(повторение темы «Семья»)Активизация и включение новых разговорных клише типа принесение извинений(Iamreally/so/extremelysorry.Pleaseacceptmyapologies.-Я действительно/очень/ужасно сожалею! Примите мои извинения или выражения недовольства.)-(I’mreallyunhappy/annoyed/upset/angryetc./about-мне плохо/я раздражен/зол и т.д. по какому- либо поводу.

На доске написаны идиомы без перевода

Yourownfleshandblood-твояплотьикровь

To wear trousers-бытьглавным

Black sheep-горелуковое

Apple of one’s eye-бельмовглазу

И ребята озвучивают после нескольких минут обсуждений в группах ситуации на одну из идиом на языке. 

Затем учащимся предложено прослушать диалог и ответить на вопросы,которые задают перед прослушиванием:

-В каких отношениях находятся Фил и Джон? Проблема Джона? Что пообещал Фил? У кого вечеринка в субботу?

Д.-Привет! Я Джон, твой сосед. Мы ещё не знакомы. (Hi! I’mJohn Sullivan from next door. I don’t think we’ve met yet.)

Ф.-Привет! ЯФил. Рад познакомиться! Зайдешь? (Hi! I’mPhil. Pleased to meet you. Would like to come in?

Д.-Нет,спасибо.Ятороплюсьналекции. Ятолькоспросить.  (No, thanks! I’monmywaytoalecture. I just wondered if I could have a quick word.)

Ф.-Нуи….(Sure,go ahead.)

Д.-Ну,я на счет громкой музыки, которая не дает мне и моим домочадцам уснуть каждый вечер как вы переехали. Слишкоммногошума .( Well,I t’s just that your loud music has been keeping my housemates and me awake every night since you moved in. Too noisy!)

Ф.-Думаю, мынемногошумим!)Yes, Isupposewe’vea bit noisy.)

Д.-Даяпонимаю. номыготовимсякэкзаменам-онивтечениидвухнедель,инамнужновыспаться.(Yes, Iunderstand,butwearesettingexams,intwoweeks’ timeandneedagoodnight’s sleep.)

Ф.-Ну, извини, пожалуйста. Ядумаюмырешимэтотвопрoс.(Oh, dear ,I’msorry. I’llmakesurethatwe keep it down.)

Д.-Спасибо !Яоценил.-(Thankssomuch, Phill! I appreciate that.)

Ф.-Всегда пожалуйста .Кстати! У нас в субботу вечеринка. Вы приглашены!(Alwayswelcome! By the way, we’re having a party this Saturday. You and your housemates  are all invited!)

Д.-…..Ну раз это выходной…..может быть.(OK,then!It’sweekendIsuppose!)

После прослушивания диалога учащиеся  отвечают на вопросы После этого им предлагается составить свои диалоги (на базе данного) ,но с другими проблемами между соседями.

Учитель предлагает список проблем и клише к ним.(дается время 5-7 минут  на подготовку.Затем собственно диалоги.И подводятся итоги : в каких же отношениях  могут находиться люди,кроме семейных.И дается домашнее задание: подготовить3х минутное сообщение «Чем отличаются друзья от членов семьи?»

 

Литература:

1.Василькова Ю.В., «Социальная педагогика» Москва- «Академия 2000 стр.441

2.Гальскова И.Д. К проблеме содержания иностранного языка на современном этапе развития (журнал « Иностранные языки в школе» №3 стр.31 2000г

3.Китайгородская Г.А.-Методика интенсивного изучения иностранных языков-Москва «Высшая школа»1982 стр.141

4.Филосовский энциклопедический словарь-Москва-1983 стр.440 

5.учебник “Sunlight’’-11 класс Москва «Просвещение»-стр.12-13

 

Социализация учащихся на уроках английского языка