Турушева Анна Владимировна
учитель
МАОУ «СОШ №41 им. И.Н.Баторова» г. Улан-Удэ
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №6839
Всероссийская педагогическая конференция «Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС» 
Наименование работы: Методические рекомендации по развитию познавательного интереса у младших школьников на уроках физической культуры в процессе использования информационных технологий
Свидетельство участника Конференции, бланк: КН №6839


Турушева Анна Владимировна

учитель физической культуры 

МАОУ «СОШ № 41 им. И.Н.Баторова» г. Улан-Удэ

Республика Бурятия

 

Методические рекомендации по развитию познавательного интереса у младших школьников на уроках физической культуры в процессе использования информационных технологий

 

«Запрос на здоровый образ жизни, на спорт – одна из позитивных

 тенденций развития современного российского общества»

В.В. Путин

Аннотация: данная работа содержит методические рекомендации по развитию познавательного интереса у младших школьников на уроках физической культуры в процессе использования информационных технологий и предназначена для учителей физической культуры общеобразовательных организаций.

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем современного общества. Каждый современный учитель должен формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков. Использование информационных технологий помогает педагогам делать работу привлекательной для детей, наполнять ее новым содержанием, делать процесс обучения более эффективным и практически направленным. 

Исходя из понятий «физическое воспитание» и «физическая культура» (ФЗ от 04.12.07 г. № 329-ФЗ «О ФК и С в РФ») прописано «приобретение человеком знаний и умений» и «совокупность знаний» [5]. То есть нам необходимо вооружать детей теоретическими знаниями в области физической культуры и спорта.  А одно из условий эффективности учебного процесса является развитие познавательного интереса у детей. На основе познавательного интереса на уроках физической культуры с использованием информационных технологий, учебная работа протекает более продуктивно.

Актуальность обусловлена тем, что, с позиций ФГОС возникает необходимость подготовки детей способных самостоятельно реализовываться в современном мире, а также формирует у них универсальные учебные действия [4].

В процессе развития познавательного интереса у детей младшего  школьного возраста на уроках физической культуры использование информационных технологий позволит:

– повысить уровень теоретических знаний учащихся;

– повысить эффективности и качество процесса обучения;

– развивать творческие способности учащихся.

Интерес – это особое отношение к чему-либо или кому-либо, потребность в определенных эмоциональных переживаниях, получаемых в результате деятельности каких-то людей или предметов. По мнению Л.С. Выготского, познавательный интерес – это «естественный двигатель детского поведения», он является «верным выражением инстинктивного стремления; указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями» [1]. 

Следующая особенность младших школьников в то, что они не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия [3].

Интерес к физической культуре – одно из проявлений сложных процессов мотивационной сферы [6].

Таким образом, можно утверждать, что интерес важный фактор развития учебного познания. Осознанное, планируемое создание условий для развития познавательного интереса – сегодня одно из основных средств повышения эффективности обучения на уроке [2].

Важно применение средств наглядности и технических средств обучения. Основная функция использования информационных технологий – это увлеченность и эмоциональный подъем. 

Опыт использования информационных технологий начал формироваться с 2015 года.

Например, при подготовке урока «Совершенствование техники лыжных ходов» (который, из-за погодных условий, проводился в зале) использовала показ видеоролика для восприятия двигательного действия, чтобы правильно выполнить движение.

В первом классе при изучении темы «Техника безопасности на уроках физической культуры» использовала слайды с картинками, где четко дети видели что можно и что нельзя. Для закрепления ЗУН выполнили тест, где использовали цветные карандаши, разложенные на столе для ответа с цифрой 1 дети поднимают красный карандаш, 2 – синий карандаш, 3 – желтый 

В третьем классе при изучении темы «Одежда и обувь в зимний период. Зимние виды спорта» в конце предлагаю викторину на слайдах. Детям это очень нравиться и в первую очередь концентрируется внимание с самого начала урока. У нас имеются тетради по физической культуре, где дети делают записи, пометки.

При изучении темы «Гимнастические снаряды» использовала видеоролики выступления наших спортсменов на Олимпиадах. Дети с удовольствием смотрели и испытывали восторг от того, что делают спортсмены. И после урока у них было много обсуждений после просмотренного.

Для определения уровня познавательного интереса у младших школьников на уроках физической культуры в процессе использования информационных технологий был проведен мониторинг. В качестве основных параметров были определены следующие критерии: мотивация в процессе урока, сосредоточенность внимания, уверенность в своих двигательных действиях. В результате проведенного исследования было отмечено, что при использовании информационных технологий на уроках у детей повысилась мотивация в процессе урока на 30%, внимание стало более устойчивым. Ребята стали уверенно выполнять двигательные действия.

Таким образом, развитие познавательного интереса у младших школьников на уроках физической культуры в процессе использования информационных технологий приводит к следующим результатам: а) выводит взаимодействие учащихся с учителем на новый уровень, легко вовлекает их в учебный процесс; б) повышается производительность урока, учащиеся становятся собранными, внимательными; в) улучшаются взаимоотношения учителя с учениками.

 

Список используемой литературы:

  1. Бараз Э.А. Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе личностно-ориентированного взаимодействия участников обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1998. — 19 с.
  2.  Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М., 2005.с. 300.
  3. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. – М.: Знание, 2009. — 246 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 06 октября 2009 года № 373
  5. Федеральный закон от 04 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
  6.  Фридман Л.М. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. – М.1988.
Методические рекомендации по развитию познавательного интереса у младших школьников на уроках физической культуры в процессе использования информационных технологий