Свяжина Елена Валерьевна
Воспитатель
МБДОУ - детский сад 536
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №6843
Всероссийская педагогическая конференция «Внедрение и реализация федеральной образовательной программы в практике работы дошкольных учреждений»
Наименование работы: Современные образовательные технологии патриотического воспитания дошкольников
Свидетельство участника Конференции, бланк: КН №6843


 Современные технологии патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Патриотическое воспитание дошкольников является одной из острейших проблем в современном обществе, и соответственно, одной из приоритетных задач дошкольного образовательного учреждения.

Работа по формированию базовых национальных ценностей ведется средствами проектной деятельности в детском саду.

Цель:

– усвоение воспитанниками знаний основных норм, которые общество выработало на основе базовых ценностей современного общества (в усвоении ими социально значимых знаний);

– развитие   позитивных   отношений   к   этим   ценностям   у дошкольников (в   развитии их социально значимых отношений);

– приобретение дошкольниками соответствующего этим ценностям опыта поведения, применения сформированных знаний и отношений на практике (в приобретении опыта социально значимых дел).

Главной   задачей    является создание    организационно-педагогических    условий в части воспитания, личностного развития и социализации детей дошкольного возраста на основе базовых национальных ценностей (ценности семьи, гражданские ценности, нравственные ценности, ценности труда, ценности культуры, ценности истории, экологические ценности).

Принципы работы:
– принцип индивидуального подхода к детям – патриотическое воспитание осуществляется посредством дифференцированного подхода к каждому  ребёнку, исходя из знаний особенностей его развития.
– принцип сотрудничества – взаимосвязь ребенка и педагога.
– принцип интегративности – взаимосвязь с различными видами деятельности.

– принцип систематичности и последовательности – такой порядок изучения материала, где новые знания опираются на ранее полученные.
– принцип доступности – обучение тогда результативно, когда оно посильно и доступно детям.
– принцип проблемного обучения – дети в процессе музыкальных игр, развлечений, досугов, викторин, занятий сами добывают новые знания, в результате чего происходит более прочное усвоение знаний, закрепление навыков.
– принцип компетентности педагога — музыкальный руководитель должен владеть патриотическими чувствами, чтобы передать их детям.
– принцип игровой подачи материала — в работе я опираюсь на ведущий вид деятельности — игру.

Система работы по формированию базовых национальных ценностей средствами проектной деятельности в детском саду включает:

– взаимодействие с семьями воспитанников;

– взаимодействие с социальными партнерами;

– участие воспитанников в конкурсах различного уровня;

– обогащение предметно – пространственной среды;

– педагогические технологии (личностно – ориентированные, проектные, ИКТ и мн.др.)

 

Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.

9 Мая! Великий праздник для нашего народа. День радости и вместе с тем день печали. В этот праздник мы поздравляем ветеранов и чтим память погибших. Многие десятилетия эта традиция передается из поколения к поколению. И вот сейчас поздравляют ветеранов уже их правнуки.

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств человека, поэтому очень важно, чтобы с самого детства ребенок чувствовал личную ответственность за родной край, родную землю и ее будущее. У   В. П. Астафьева есть очень важные слова: “. Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина – он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда – никогда не проходит и не гаснет тоска”.

Один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания — проектная деятельность, позволяет создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.Традицией в детском саду стало проведение патриотических праздников: “День защитника Отечества”, “День России”, “День Победы”, “День защиты детей” и др. Особо хочу остановиться на ежегодном проекте детского сада «Марш Победы» позволила задействовать различные виды детской деятельности. Проект подразумевает единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками являются все участники образовательных отношений – педагоги ДОУ, воспитанники, родители, социальные партнеры.

Цель технологии патриотического воспитания: формирование у детей первоначальных представлений о героическом прошлом нашей Родины, воспитание чувства гордости за свою страну,  развитие осознанного отношения.

Проект позволил задействовать все виды детской деятельности. Проведение НОД «Этот день мы приближали, как могли…» Просматривание презентаций: «Детям о войне и мире», «Дети блокадного Ленинграда», «Письма с фронта», «Маршал Г.К. Жуков», «Памятники Победы в нашем городе», «День Победы». Выставка художественной литературы о ВОВ. Работа с детьми по патриотическому воспитанию ведется и через ознакомление с художественной литературой. Знакомство с книгами познавательного и художественного характера, иллюстративно – дидактическим материалом обязательство сопровождается музыкой. Цикл тематических бесед «Навстречу Дню Победы».

Сообщения воспитанников группы о героях ВОВ, о подвигах  прадедов, о детях Победы и мн.др..Прослушивание музыкальных произведений. Песни военных лет: «Священная война», «Алеша», «День Победы». Разучивание попурри песен военных лет. Экскурсия «Памятники Победы в нашем городе», посещение экспозиции в краеведческом музее «Урал фронту». Посещение краеведческого музея. Экспозиция «Урал фронту». Литературные чтения, посвященные героям ВОВ, Дню Победы. Проект подразумевал единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками стали и родители. Так же были задействованы и социальные партнеры: «Екатеринбургский музей изобразительных искусств», «Детская библиотека», «Музыкальная школа № 3». В рамках проекта были проведены тематические занятия, экскурсии в музей с посещением памятников героям ВОВ и возложением цветов, конкурсы стихов, рисунков и поделок, квест-игра «Зарница», высажена «Аллея Славы», проведена акция «Бессмертный полк», в заключении торжественный праздник «День Победы». Итогом стало участие воспитанников в городском конкурсе «Салют героям». Проект «Марш Победы» вызывает неизгладимый отклик в сердцах воспитанников, педагогов и родителей. 

В детском саду существует музей русского быта «Русская изба», где педагоги, совместно с родителями воссоздали маленький кусочек старины. Дети знакомятся с жилищем русского человека (изба, печь, которая всему голова); с предметами быта: мебель (лавки, столы, сундуки); с посудой (деревянная, глиняная, чугунная); с предметами обихода (коромысло, кочерга, ухват, прялка); дети узнают об одежде русского человека (сарафан, рубаха, передник), народной игрушкой. У детей появляется интерес к русским традициям: гостеприимству, почитанию родителей. В Избе оформлен каталог аудио- и СD- записи народной музыки, сказок, звучания народного оркестра, что способствует воспитанию чувства восхищения, гордости за свой народ, свою страну.

Одним из важных этапов работы в этом направлении является использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей это слово “мама” – самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар, а особо любимые праздники с привлечением мам- «День матери», «8 марта»- стали традиционными в детском саду.

Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В нашем детском саду это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, воспитываю такое же отношение и к образам реальной природы.

В нашем детском саду проводится работа по ознакомлению детей с родным краем с учетом окружающей социальной жизни и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка. Это дом, детский сад, улица, исторический и современный город; а так же природное окружение: экологические центры на территории детского сада, экологические центры в группах и т.д. Эта работа ведется систематически во всех возрастных группах. Педагогический коллектив детского сада в своей работе использует различные формы по знакомству детей с родным городом и родной страной: целевые прогулки, экскурсии, беседы, наблюдения, дидактические игры, чтение художественной литературы и т.д. Эта работа ведется в организованной деятельности, совместной деятельности взрослого с ребенком и в самостоятельной детской деятельности и неразрывно она связана с музыкой. Работа может быть организованна посредством мультимедийного оборудования. На экране «мелькают» улицы родного города, памятные места, пейзажи родной природы под музыку современных и классических композиторов. Тематика таких бесед с презентацией разнообразна «Экскурсия по городу Екатеринбургу», «Урал, мой край родной», «Улицы нашего города», «Памятники нашего горда» и другие. Постепенно круг знаний расширяется: знакомим с промышленностью, с историей и культурным наследием других городов  и их достопримечательностями, героическими страницами истории. Традиционными в детском саду  стали праздники, посвященные дню города Екатеринбурга. В этот день в детском саду проходит городской  Фестиваль семейного отдыха «FamilyFest», где дети вместе с родителями принимают участие в увлекательной квест-игре «Город свой знай и люби». Так же в детском саду ежегодно проходят праздники посвященные дню рождения уральского писателя П.П.Бажова, где затрагивается не только творчество любимого земляка, но и рассказывается про наш уральский край. Дети с удовольствием читают стихи уральских писателей, поют песни уральских композиторов, в том числе знаменитый «Свердловский вальс» Е.Родыгина, играют в традиционные народные игры. Такие мероприятия играют важную роль в обогащении детей новыми впечатлениями, развивают любознательность, а также воспитывают у них привязанность и любовь к своему дому, родному городу, краю, детскому саду. Знакомство с родным городом и страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка изобразить то, о чем только что он услышал и увидел. Поэтому эта работа обязательно продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к окружающему миру. Во время изобразительной деятельности обязательно звучат знакомые мелодии, таким образом, дошкольники как бы «возвращаются» вновь увиденным кадрам.

Результативность

  • В результате проведённой работы у детей сформировались следующие ценностные ориентиры:
  • Патриотические чувства, основанные на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа .
  • Семья, хранящая и прививающая детям русскую духовную культуру.
  • Потребность у дошкольников слушать музыку военного и послевоенного времени, исполнять песни, танцы.
  • Бережное отношение к природе родных мест.
  • Любовь к своей малой Родине, как к источнику патриотического начала.
  • Участие в праздниках героико-патриотической тематики.
  • Потребность в тесном контакте с родителями, как на праздниках, так и в повседневной жизни.
  • Гордость за малую Родину, любовь к родному краю, уважение русского народа.
  • Культура общения через музыкальное, поэтическое, театральное и изобразительное искусство.
  • Уважение к ветеранам войны, гордость за защитников Отечества.

 

Таким образом, приобщая детей к наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

 

Современные образовательные технологии патриотического воспитания дошкольников