Кривцов Вячеслав Иванович
преподаватель
СПБГБУ ДО «ЦГИ им. А.А.Ахматовой»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №6991
Всероссийская педагогическая конференция Всероссийская педагогическая конференция «Использование ИКТ в образовательном процессе» 
Наименование работы: Принципы развивающего обучения в методике преподавания игры на баяне и аккордеоне в старших классах ДМШ
Свидетельство участника Конференции, бланк: КН №6991


Царскосельская гимназия искусств имени А.Ахматовой

Принципы развивающего обучения в классе баяна и аккордеона в старших классах ДМШ

                                                     

                                                           Выполнил преподаватель        Кривцов В.И.

Санкт-Петербург,2022

    

Содержание:

 Введение

Принципы развивающего обучения в методике преподавания игры на баяне и аккордеоне в старших классах ДМШ.

1.Самостоятельное разучивание музыкальных произведений.

2.Самоанализ.

3.Обмен ролями.

4.Анализ учеником своего творческого развития.

5.Выбор наиболее рационального способа домашней работы.

Заключение.

Библиографический список.

 

Введение.

 

В музыкальном образовании существуют три дидактические системы, отражающие разные уровни зрелости музыканта-педагога: догматическая, объясняющая и развивающая. Методическую основу догматической системы составляют методы зубрежки: многократных механических повторений. Учащийся лишается возможности думать. Суть такого обучения можно выразить кратко следующим образом: «играй, как я играю», «играй, как я сказал» и т.д. Подобные указания представляют собой порочную систему «натаскивания» и крайне нежелательны в педагогической практике. Догматическое обучение не способствует сознательному и вдумчивому исполнению программного материала учеником. Он в лучшем случае осваивает какой-то минимальный репертуар, но не получает необходимых навыков работы над музыкальным произведением. Объясняющее обучение на первый план выдвигает доступное, последовательное, систематическое объяснение учебного материала с тем, чтобы учащийся мог понять его, сознательно усвоить. Оно предусматривает и подробный разбор: содержание сочинения, детальную отработку каждого мотива, фразы и пути преодоления различных трудностей.

   В своей работе педагогу необходимо предоставлять ученику возможность решать самостоятельно часть определенных исполнительских задач, постоянно заботиться о всестороннем развитии, результатом чего объясняющее обучение будет тесно соприкасаться с развивающим. 

   В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, нужно прививать умение самостоятельно пополнять свои навыки и умения. Главная задача развивающего обучения – формирование познавательного интереса, развитие интеллекта, художественной индивидуальности.

Сущность развивающего обучения состоит в создании ситуаций, побуждающих ученика самостоятельно мыслить, искать пути решения исполнительских задач.

 

Принципы развивающего обучения.

1.Самостоятельное разучивание музыкальных произведений.

 

На первоначальном этапе существует два вида работы:1. Разбор пьесы доверяется полностью ученику в том случае, если  это не представляет для него особых трудностей.2. Предварительное ознакомление происходит на уроке, если произведение трудно для самостоятельного разбора.

   Перед началом работы  преподаватель иллюстрирует произведение и проводит  беседу с учеником, выявляя степень его знакомства с данным сочинением и творчеством автора. При этом вопросы, предлагаемые ученику, должны варьироваться от его общей подготовленности. В простейших случаях они могут быть самые несложные, например: что ты знаешь о композиторе (когда он жил,  знаком ли с его творчеством), определи характер произведения, однороден ли по тематическому материалу или  в нем есть контрасты и т.д.

   В дальнейшей работе вопросы должны носить более конкретный характер: каковы мотивное строение и форма произведения, где кульминация и т.д. При разборе пьес полифонического склада: сколькиголосное произведение, какой вид полифонии и т.д. В последующих этапах работы в решении исполнительских задач допускается свобода выбора ученику, но под контролем преподавателя во избежание возможных ошибок.

 

2.Самоанализ.

Самоанализ – умение ученика самостоятельно критически относиться к своему исполнению или с помощью вопросов преподавателя, осмыслить качество игры, выявить допущенные ошибки, поставить конкретные задачи в работе над произведением, способы преодоления трудностей, пути к раскрытию содержания произведения. Этот прием используется как в домашней, так и в классной работе и включает в себя анализ уровня выполнения домашнего задания, корректировка исполнения на уроке и заключительный анализ. Данный прием стимулирует внимание ученика, вырабатывает умение  слушать себя. Толковый анализ домашней работы и заключительный на уроке требует от учащегося максимального внимания. В домашней работе самоконтроль помогает учащемуся избежать ряда  ошибок, значительно быстрее и качественнее выучить свою программу. Например, одни ученики, еще не овладев в должной мере текстом пьесы, пытаются играть ее в быстром темпе, не обращая внимания на недоученные места, повторяя каждый раз одни и те же ошибки и невольно их заучивая. Другие заучивают ее наизусть, не вникая в содержание,  искажая штрихи, аппликатуру, динамику. Чаще всего приведенные примеры встречаются на этапе начального этапа обучения на инструменте, когда учащиеся еще не овладели навыками домашней работы. Задача педагога – научить рационально работать дома, используя при этом прием самоанализа. В начале урока учащийся делает устный анализ выполнения домашнего задания, рассказывает, как и над чем он работал и каких результатов добился. Затем исполняет пьесу. После анализирует исполнение: определяет, что не получилось, по какой причине и каковы пути преодоления трудностей. Заключительный анализ включает в себя обобщение всех приемов, способов работы над учебным материалом.        

 

3.Обмен ролями: педагог- ученик.

   В этом случае  произведение или упражнение играет преподаватель, а ученик делает анализ исполнения. Прием используется для того, чтобы учащийся смог найти неточности, специально допускаемые педагогом, касающиеся нотного текста, аппликатуры, штрихов, смены меха и т.д. Задача ученика – объяснить причины этих неточностей и совместно с педагогом наметить пути их устранения. 

4.Анализ учеником своего творческого развития.

   Суть анализа заключается в том, что учащийся должен научиться видеть  сдвиги и недостатки, которые возникают в его работе в течение дня, недели или большего срока. На всем протяжении обучения дети претерпевают значительные изменения: обогащаются знаниями, развиваются их музыкальные способности, расширяется их кругозор, возрастает их умение обобщать. Нужно, чтобы они понимали необходимость повышения требовательности к ним и сознательно воспринимали эти изменения.

5.Выбор наиболее рационального способа работы дома.

Выбор состоит в том, чтобы ученик смог  выбрать для себя  с помощью педагога и родителей рациональную форму занятий, связанную с режимом дня, количеством времени занятий, с чего начинать, чему отдавать основное время. Объективно оценивая свои способности и возможности, ученик выбирает для себя наиболее приемлемые и продуктивные способы работы.

Заключение.

 Принцип развивающего обучения в музыкальном образовании не является чем-то качественно новым, порожденным сегодняшним днем. Многие крупные педагоги прошлого строили учебный процесс на основе этого принципа и считали нужным ставить перед учениками такие задачи, которые требуют напряжения умственных и эмоциональных сил для их осуществления. А.Г.Рубинштейн говорил своим ученикам, что он учит их не тому, как надо играть, а тому, как надо учиться играть. Развитие в учениках самостоятельности, творческого мышления он считал наиважнейшим принципом обучения. В этом вопросе он стоял на позиции, которая характерна для многих крупных педагогов, и сводится к следующему: « искусству должно обучать, но ему невозможно научить – ему можно лишь научиться».

Библиографический список:

Баренбойм Л. «Путь к музицированию», М.1973

Нейгаз Г. Об искусстве фортепианной игры, М.1967

Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано», М. 1966

 

     

Принципы развивающего обучения в методике преподавания игры на баяне и аккордеоне в старших классах ДМШ