Пименова Галина Михайловна
преподаватель химии и биологии
ГОУ СПО «Тираспольский техникум информатики и права»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №7007
Всероссийская педагогическая конференция Всероссийская педагогическая конференция «Использование ИКТ в образовательном процессе» 
Наименование работы: Применение современных методов обучения в образовательном процессе
Свидетельство участника Конференции, бланк: КН №7007


Применение современных методов обучения в образовательном процессе

 

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих и профессиональных способностей обучающихся. 

При изучении нового материала целесообразно применять в образовательном процессе интегральную образовательную технологию.

Основным принципом данной технологии является изучение учебного материала крупными разделами, блоками, многократное повторение изучаемого материала, применение различных опорных схем, обязательный поэтапный контроль знаний студентов.

Теоретический материал излагается «блоком». Новый материал объясняется два раза: первый раз в форме лекции с демонстрацией экспериментов, опытов и применением наглядных средств обучения, второй раз кратко, с выделением основных (главных) знаний и определением наиболее основного (существенного) в изложенной информации. Данный метод обучения экономит учебное время, что позволяет больше внимания уделять на формирование умений и навыков, обсуждение изученного материала, обучению студентов высказывать свою точку зрения по изученному материалу.

Во время лекции необходимо вести проблемное изложение нового материала, для этого в содержание лекции включаются различные вопросы. Это способствует активизации мыслительной деятельности, развитию способности студентов к построению рассуждений в процессе решения поставленных перед ними задач.

Таким образом, вначале лекции преподаватель ставит проблему, а затем, в ходе лекции, студенты подводятся к решению этой проблемы. Положительно себя зарекомендовала практика составления во время лекции схем, опорных конспектов, таблиц, а также дополнение теоретических сведений демонстрациями, лабораторными опытами и практическими работами.

Важным условием успешной организации образовательного процесса является создание таких условий на учебном занятии, при которых в процесс освоения учебного материала включаются все студенты группы без исключения. Таким методом обучения является интерактивная форма проведения учебных занятий. В процессе совместной деятельности идет обмен знаниями, умениями, навыками и идеями, каждый студент вносит свой индивидуальный, посильный вклад в решение поставленной проблемы.

При интерактивном обучении организуются индивидуальная работа студентов, работа в группах и парах, ролевые и деловые игры, используется проектная деятельность, осуществляется работа с раздаточным материалом, учебниками и различными другими источниками информации. Вышеуказанный метод обучения основан на принципе активности, взаимного действия обучаемых, опоре на индивидуальный и групповой опыт, и конечно, на обязательной обратной связи.

При изучении дисциплин естественно-научного курса (химия, биология) важное место отводится химическому эксперименту. Химический эксперимент способствует формированию у студентов специальных предметных умений работы с различными веществами, выполнению химических опытов, учит экологически грамотно и безопасно обращаться с материалами, веществами и процессами в быту и на производстве. Яркие звуковые и визуальные эффекты производят незабываемое впечатление на студентов, независимо от уровня их подготовленности.

Немаловажное значение в образовательном процессе отводится на формирование информационной компетентности студентов. Поэтому при организации всех видов деятельности студентов необходимо обращать их внимание на поиски необходимой информации в интернете, средствах масс-медиа, в учебной и специальной литературе с соответствующим оформлением и представлением результатов. Рационально использовать самостоятельную работу в качестве опережающего обучения.

Современные информационные технологии значительно повышают интерес студентов к изучению дисциплин естественно-научного курса, позволяют сделать учебное занятие более эффективным, эмоциональным и привлекательным, развивают мышление, память, коммуникативные способности студентов, а также дают возможность быстрого и эффективного контроля знаний студентов, в том числе с учетом дифференцированного подхода.

Применяемые в образовательном процессе различные формы обучения позволяют повысить мотивацию к обучению и познавательную активность студентов, что в конечном итоге приводит к повышению качества образования.

 

Список литературы

  1. Зарукина Е.В., Логинова Н.А., Новик М.М. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению/ Е.В. Зарукина и др.: учеб.-метод. пособие. СПб.: СПбГИЭУ, 2010.
  2. Яворская С.Д. Инновационные методы обучения студентов медицинского вуза / С.Д. Яворская, М.Г. и др.: 24979.pdf scienceeducation.ru.
Применение современных методов обучения в образовательном процессе