ПРИМЕНЕНИЕ IT-ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ
ДИСЦИПЛИНЫ «ОХРАНА ТРУДА»
Развитие технологий машинного обучения, анализа данных и автоматизированных систем в различных отраслях позволяет более эффективно анализировать большие объемы информации и принимать правильные управленческие решения, предотвращать происшествия, прогнозировать потенциальные риски и предлагать рекомендации по улучшению. Для анализа показателей по охране труда и технике безопасности многие специалисты используют искусственный интеллект, который может автоматизировать процессы анализа данных и помочь в принятии решений для обеспечения безопасности работников, а также используется для создания моделей прогнозирования рисков и предотвращения происшествий [1]. Он может анализировать исторические данные и выявлять факторы, связанные с возникновением опасных ситуаций. Это позволяет предсказывать потенциальные риски и принимать меры по их предотвращению [3].
С 01.03.2022г. в связи с внесением изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации у работодателя появилась прямая обязанность организовать систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку. База знаний РискПроф содержит в себе сведения об идентифицированных опасностях по профессиям, видам работ и местам выполнения работ. Уникальная методика оценки профессиональных рисков, опробованная на крупнейших предприятиях России, позволяет не только оценить риски, но и разработать подробный план по мерам управления рисками и созданию безопасной рабочей среды, соблюдая все требования законодательства.
Иcкусственный интеллект может значительно улучшить эффективность роботизированных систем и автоматизации в области охраны труда. Его использование может помочь снизить затраты на рабочую силу и повысить безопасность на рабочем месте; улучшить условия труда, уменьшить количество несчастных случаев и предотвратить профессиональные заболевания [2].
Сегодняшний выпускник СПО должен быть максимально адаптирован к профессиональной деятельности. То, как он приспосабливается к требованиям рынка труда определяется знаниями и навыками, а также компетенциями, приобретенным в ходе обучения.
С 2022 года начался эксперимент по внедрению нового федерального проекта «Профессионалитет». Это образовательная программа в колледжах, помогающая студенту стать высококвалифицированным специалистом на ведущем предприятии того региона, в котором он проживает. Главная задача преподавателя – максимально приблизить подготовку рабочих кадров к потребностям реальных предприятий региона, под конкретные рабочие места. Обучение и образование в области применения искусственного интеллекта в роботизации и автоматизации могут помочь увеличить количество специалистов, способных использовать и поддерживать технологии в области охраны труда; сотрудничество между предприятиями, правительствами и научно-исследовательскими организациями может способствовать развитию и внедрению новых технологий.
Нейронные сети упрощают обучение и делают его более эффективным и интересным. С помощью искусственного интеллекта можно легко генерировать задания, создавать презентации и находить решения задач. Нейросети нашли эффективное применение при изучении дисциплины «Охрана труда» [4].
«Охрана труда» — комплексный предмет, базирующийся как на общеобразовательных дисциплинах, так и на общетехнических и специальных дисциплинах. В процессе обучения студенты приобретают знания, необходимые для обеспечения безопасного ведения работ; навыки техники безопасности, пожарной безопасности; обучение применению на практике правовых и организационных вопросов охраны труда, гигиены и производственной санитарии [4].
Для сегодняшних студентов при изучении этой дисциплины очень важна эстетическая составляющая образовательного контента, которой можно достичь путем визуализации. С помощью искусственного интеллекта на занятиях по охране труда можно генерировать опасные ситуации, последствия воздействия на работников вредных и опасных производственных факторов.
Нейросети способны создавать тесты . Система сама обрабатывает информацию, которую ей дадут, а затем создаёт к этому материалу тест. Обработать она может данные целого сайта, текст, либо учебный контент в любом формате для любой аудитории, который она самостоятельно сгенерировала по запросу пользователя.
Иногда на уроках охраны труда требуется использовать уникальные картинки, которые сложно найти в учебниках или интернете [5]. В таких случаях искусственный интеллект поможет в генерации изображений на основе описания. Преподаватель может задать тему или описание иллюстрации, и нейросеть сгенерирует нужную картинку и даже за минуты сформирует учебное видео из текстового описания, сценария, инструкции.
Существует множество нейросетей, подходящих для решения подобных задач. Чтобы пользоваться нейросетями быстро и эффективно, важно научиться корректно составлять промпты — запросы для получения желаемого результата. Однако, кто хотя бы раз пробовал работать с нейросетями понимают, что на практике все совсем не так просто. Нужно правильно формулировать запрос (промт) и четко понимать, что ты хочешь получить в итоговом варианте. Не все искусственные интеллекты справляются со своими задачами так эффективно, как хотелось бы. Несмотря на то, что нейросеть способна генерировать множество идей, всё, что она создаёт для учебного процесса, по-прежнему необходимо дорабатывать.
Лишь вовлечённый преподаватель может сделать из созданного нейросетью действительно ценный материал. Без его участия это всего лишь заготовка, сухой контент или план урока, который никого не тронет.