Использование коррекционных здоровьесберегающих технологий на занятиях педагогом дополнительного образования
Воротынцева Татьяна Сергеевна
ГБУ дополнительного образования
Центр внешкольной работы
с детьми и молодежью
Калининского района Санкт-Петербурга
«Академический»
Кораблева Надежда Борисовна
ГБУ дополнительного образования
Центр внешкольной работы
с детьми и молодежью
Калининского района Санкт-Петербурга
«Академический»
Аннотация
В статье поднимается вопрос о сохранении здоровья школьников в дополнительном образовании. В чем состоят приоритеты педагога, и как используются на занятиях здоровьесберегающие технологии, составной частью, которых являются коррекционные технологии. Приводятся примеры использования на занятиях коррекционных технологий и практический результат этого использования.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, коррекционные технологии, элементы сказкотерапии, элементы психогимнастики, элементы цветотерапии.
По данным исследования НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков [1] малоподвижный образ ведут приблизительно 45% детей и подростков, более 30% курящих, многие начинают курить еще в младшем школьном возрасте; около 60% не соблюдают режим дня и соответственно более половины из них испытывают недостаток сна. Особую тревогу вызывает число детей с избыточной массой тела, что является, прежде всего, следствием нерационального питания и может привести к тяжелым заболеваниям. Среди детей дошкольного возраста количество абсолютно здоровых детей – 15%, количество детей, имеющих хронические заболевания – 17,5 %, имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата – 90% нуждаются в психокоррекции около 50% детей. Среди учащихся число абсолютно здоровых детей не превышает 10-12%, а по окончании 11-го класса – 94% хронически больны. Особенную тревогу вызывает то, что среди школьников увеличивается количество детей и подростков с несколькими хроническими заболеваниями.
Существует множество факторов приводящих к ухудшению здоровья: плохая экология, бытовая химия, употребление фармацевтических препаратов, электромагнитные излучения, неправильное питание, многочисленные паразиты, курение и употребление алкоголя [2].
Сохранение здоровья детей на всех этапах обучения и развития – одно из важнейших приоритетов педагогов дополнительного образования ЦВР «Академический».
Педагог Т.С. Воротынцева активно использует на своих занятиях здоровьесберегающие технологии, составной частью, которых являются коррекционные технологии, включающие:
– новые формы организации занятий;
– элементы сказкотерапии;
– элементы психогимнастики;
– элементы цветотерапии (воздействие цветом);
– приемы, содействующие комфортному началу и окончанию занятия.
Татьяна Сергеевна тщательно продумывает план проведения каждого занятия, используя новые формы такие как:
– защита проектов;
– проведение выставки «Моя первая работа» с приглашением родителей, с анализом что получилось, и какие трудности были при выполнении этой работы;
– проведение ролевых игр.
Идеи творческих работ возникают у учащихся после просмотра мультфильмов на темы сказок или прочитанных книг. Иногда это целые сценки из сказок, которые служат основой для проектов. Защита проектов проходит с обоснованием, выбранной сказки и ее героев; с публичным представлением, с оценкой результатов выполненной работы. Проводится анализ по критериям качества.
В заключение разработки творческих изделий проводятся тематические выставки, (например, «Моя первая работа»), на которую приглашаются родители и проводится анализ выполненных работ педагогом и детьми (что получилось отлично, а что не получилось и почему).
В ролевых играх учащиеся проигрываются ситуации на темы сказок, в которых ребенку предлагается стать на место персонажа и действовать от его имени в моделируемой ситуации.
Сказкотерапия, являясь одним из видов здоровьесберегательных технологий, позволяет воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая самые разные задачи [4]. Использование элементов сказкотерапии в работе педагога дополнительного образования позволяет развивать у детей коммуникативные навыки, память, эмоциональную сферу (преодоление страхов, повышенной тревожности, агрессивности, гиперактивности), самосознание, умение слушать себя и других. Изучая сказки, учащиеся на примере героев учатся разбирать, анализировать и искать выход из различных проблемных ситуаций. После просмотра сказки учащиеся выбирают героя сказки, которого будут воплощать в своей работе. Изготовление героя сказки в технике «квиллинг» раскрывает творческие способности учащихся, развивает моторику рук, а последующее участие работ в выставках и конкурсах дает положительный эмоциональный эффект.
Элементы психогимнастики, введенные в занятие, позволяют решать трудности гиперактивных, тревожных, неуверенных, агрессивных учащихся [5]. Цель применения упражнений – научить применять технику выразительных движений лица и тела для воспитания эмоций и чувств, овладения навыками расслабления. На занятиях используется прием повторения друг за другом мимики, жестов, походки; приём пантомимы (детей просят скопировать или придумать изображение действия).
Первым обнаружил влияние цвета на психику человека И.В. Гёте, заложив таким образом основы современной цветотерапии. Еще в древности люди заметили, что цвет одежды, предметов быта, освещения влияет на физическое и психологическое состояние человека. В настоящее время исследователями доказано, что цвет оказывает сильное влияние на самочувствие человека [3]. Существует перечень характеристик цвета, и какое влияние этот цвет оказывает на человека [6]. Он используется Татьяной Сергеевной на своих занятиях: цвет будущей работы педагог подбирает в соответствии с настроением ребенка. Если у ребенка плохое настроение, то педагог предлагает выполнить работу из бумаги желтого цвета (стимулирует радость и оптимизм). Если ребенок пришел на занятие усталый, то ему предлагается сделать изделие из бумаги зеленого цвета (способствует хорошему настроению, повышает устойчивость организма к стрессам, дает энергию). Избавить от тревоги и волнения помогают голубой, синий или фиолетовый цвет. Поработать с бумагой красного цвета предлагается детям, малоактивными, с низким эмоциональным тонусом. Если ребенок имеет проблемы с аппетитом, педагог предлагает сегодня поработать с оранжевой бумагой, поскольку этот цвет стимулирует аппетит и полезен при нарушениях желудочно-кишечного тракта. Для гиперактивных детей предлагает выполнить изделие из белой бумаги, поскольку он помогает снять внутреннее напряжение и успокоить центральную нервную систему. Однако если ребенок отказывается работать данным цветом, нельзя настаивать. Ребенку, прежде всего, должно быть комфортно на занятии.
Особенностью здоровьесберегающего подхода являются начальный и заключительный момент занятия [2]. Так, в конце занятия важно поблагодарить детей за успешную работу и пожелать им дальнейших успехов. Это способствует формированию культуры общения и поведения, чем раньше начинается эта работа, тем скорее войдет в привычку и в характер учащихся.
Необходимо отметить особую важность использования здоровьесберегающих технологий в адаптационный период, когда учащиеся только привыкают к детскому коллективу, требованиям педагога, новым для себя видам и приемам деятельности.