Воротынцева Татьяна Сергеевна - педагог дополнительного образования,
Кораблева Надежда Борисовна - методист
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр внешкольной работы Калининского района Санкт-Петербурга «Академический»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №7014
Всероссийская педагогическая конференция Всероссийская педагогическая конференция «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе» 
Наименование работы: Использование коррекционных здоровьесберегающих технологий на занятиях педагогом дополнительного образования
Свидетельство участника Конференции, бланк: КН №7014


Использование коррекционных здоровьесберегающих технологий на занятиях педагогом дополнительного образования 

Воротынцева Татьяна Сергеевна

ГБУ дополнительного образования

Центр внешкольной работы 

с детьми и молодежью

Калининского района Санкт-Петербурга

«Академический»

Кораблева Надежда Борисовна

ГБУ дополнительного образования

Центр внешкольной работы 

с детьми и молодежью

Калининского района Санкт-Петербурга

«Академический»

 

Аннотация

В статье поднимается вопрос о сохранении здоровья школьников в дополнительном образовании. В чем состоят приоритеты педагога, и как используются на занятиях здоровьесберегающие технологии, составной частью, которых являются коррекционные технологии. Приводятся примеры использования на занятиях коррекционных технологий и практический результат этого использования.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, коррекционные технологии, элементы сказкотерапии, элементы психогимнастики, элементы цветотерапии.

По данным исследования НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков [1] малоподвижный образ ведут приблизительно 45% детей и подростков, более 30% курящих, многие начинают курить еще в младшем школьном возрасте; около 60% не соблюдают режим дня и соответственно более половины из них испытывают недостаток сна. Особую тревогу вызывает число детей с избыточной массой тела, что является, прежде всего, следствием нерационального питания и может привести к тяжелым заболеваниям. Среди детей дошкольного возраста количество абсолютно здоровых детей – 15%, количество детей, имеющих хронические заболевания – 17,5 %, имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата – 90% нуждаются в психокоррекции около 50% детей. Среди учащихся число абсолютно здоровых детей не превышает 10-12%, а по окончании 11-го класса – 94% хронически больны. Особенную тревогу вызывает то, что среди школьников увеличивается количество детей и подростков с несколькими хроническими заболеваниями. 

Существует множество факторов приводящих к ухудшению здоровья: плохая экология, бытовая химия, употребление фармацевтических препаратов, электромагнитные излучения, неправильное питание, многочисленные паразиты, курение и употребление алкоголя [2].

Сохранение здоровья детей на всех этапах обучения и развития – одно из важнейших приоритетов педагогов дополнительного образования ЦВР «Академический».

Педагог Т.С. Воротынцева активно использует на своих занятиях здоровьесберегающие технологии, составной частью, которых являются коррекционные технологии, включающие:

– новые формы организации занятий;

– элементы сказкотерапии;

– элементы психогимнастики;

– элементы цветотерапии (воздействие цветом);

– приемы, содействующие комфортному началу и окончанию занятия.

Татьяна Сергеевна тщательно продумывает план проведения каждого занятия, используя новые формы такие как:

– защита проектов; 

– проведение выставки «Моя первая работа» с приглашением родителей, с анализом что получилось, и какие трудности были при выполнении этой работы;

– проведение ролевых игр. 

Идеи творческих работ возникают у учащихся после просмотра мультфильмов на темы сказок или прочитанных книг. Иногда это целые сценки из сказок, которые служат основой для проектов. Защита проектов проходит с обоснованием, выбранной сказки и ее героев; с публичным представлением, с оценкой результатов выполненной работы. Проводится анализ по критериям качества. 

В заключение разработки творческих изделий проводятся тематические выставки, (например, «Моя первая работа»), на которую приглашаются родители и проводится анализ выполненных работ педагогом и детьми (что получилось отлично, а что не получилось и почему). 

В ролевых играх учащиеся проигрываются ситуации на темы сказок, в которых ребенку предлагается стать на место персонажа и действовать от его имени в моделируемой ситуации.

Сказкотерапия, являясь одним из видов здоровьесберегательных технологий, позволяет воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая самые разные задачи [4]. Использование элементов сказкотерапии в работе педагога дополнительного образования позволяет развивать у детей коммуникативные навыки, память, эмоциональную сферу (преодоление страхов, повышенной тревожности, агрессивности, гиперактивности), самосознание, умение слушать себя и других. Изучая сказки, учащиеся на примере героев учатся разбирать, анализировать и искать выход из различных проблемных ситуаций. После просмотра сказки учащиеся выбирают героя сказки, которого будут воплощать в своей работе. Изготовление героя сказки в технике «квиллинг» раскрывает творческие способности учащихся, развивает моторику рук, а последующее участие работ в выставках и конкурсах дает положительный эмоциональный эффект. 

Элементы психогимнастики, введенные в занятие, позволяют решать трудности гиперактивных, тревожных, неуверенных, агрессивных учащихся [5]. Цель применения упражнений – научить применять технику выразительных движений лица и тела для воспитания эмоций и чувств, овладения навыками расслабления. На занятиях используется прием повторения друг за другом мимики, жестов, походки; приём пантомимы (детей просят скопировать или придумать изображение действия).

Первым обнаружил влияние цвета на психику человека И.В. Гёте, заложив таким образом основы современной цветотерапии. Еще в древности люди заметили, что цвет одежды, предметов быта, освещения влияет на физическое и психологическое состояние человека. В настоящее время исследователями доказано, что цвет оказывает сильное влияние на самочувствие человека [3]. Существует перечень характеристик цвета, и какое влияние этот цвет оказывает на человека [6]. Он используется Татьяной Сергеевной на своих занятиях: цвет будущей работы педагог подбирает в соответствии с настроением ребенка. Если у ребенка плохое настроение, то педагог предлагает выполнить работу из бумаги желтого цвета (стимулирует радость и оптимизм). Если ребенок пришел на занятие усталый, то ему предлагается сделать изделие из бумаги зеленого цвета (способствует хорошему настроению, повышает устойчивость организма к стрессам, дает энергию). Избавить от тревоги и волнения помогают голубой, синий или фиолетовый цвет. Поработать с бумагой красного цвета предлагается детям, малоактивными, с низким эмоциональным тонусом. Если ребенок имеет проблемы с аппетитом, педагог предлагает сегодня поработать с оранжевой бумагой, поскольку этот цвет стимулирует аппетит и полезен при нарушениях желудочно-кишечного тракта. Для гиперактивных детей предлагает выполнить изделие из белой бумаги, поскольку он помогает снять внутреннее напряжение и успокоить центральную нервную систему. Однако если ребенок отказывается работать данным цветом, нельзя настаивать. Ребенку, прежде всего, должно быть комфортно на занятии. 

Особенностью здоровьесберегающего подхода являются начальный и заключительный момент занятия [2]. Так, в конце занятия важно поблагодарить детей за успешную работу и пожелать им дальнейших успехов. Это способствует формированию культуры общения и поведения, чем раньше начинается эта работа, тем скорее войдет в привычку и в характер учащихся. 

Необходимо отметить особую важность использования здоровьесберегающих технологий в адаптационный период, когда учащиеся только привыкают к детскому коллективу, требованиям педагога, новым для себя видам и приемам деятельности.

 

Использование коррекционных здоровьесберегающих технологий на занятиях педагогом дополнительного образования