Цифровой урок
Активизация учебно-познавательной деятельности является одним из важных условий, обеспечивающих качество образования в школе. При изучении курса химии я использую различные методы и приемы для активизации познавательной деятельности учащихся. Один из них создание проблемной ситуации на уроках. Мы знаем, что у учащихся нужно сформировать мотивы к учению, главным из которых является интерес. Для его повышения надо использовать современные методы и подходы в обучении. В настоящее время просто необходимо применять цифровые образовательные ресурсы на различных этапах урока. Даже можно предложить учащимся дома, выполняя домашнюю работу использовать их. Например, на первом уроке по химии в 8 классе по теме: «Предмет химии. Вещества», для создания мотивации к изучению предмета химии, можно обратиться к Библиотеке центральных образовательных ресурсов (далее ЦОК) там найти видеоролик с названием «Что такое химия?» Перед его просмотром задать вопросы, на которые обучающие должны ответить, посмотрев его. Дать задание записать самостоятельно определение химии. Для урока «Понятие о методах познания в химии» применяю анимационное задание из урока по данной теме в Библиотеке ЦОК под названием: «Химия среди наук». Можно предложить подумать над задачей, когда известен набор реактивов (растворы: хлорид цинка, гидроксид натрия, сульфат натрия, соляная кислота). Известен результат, выпадает осадок гидроксида цинка, а потом он растворяется. Объяснить и составить уравнения реакций. «Говоря об активности познавательной деятельности, мы имеем в виду: интерес и стремление к ней, готовность и сознательность выполнения заданий, стремление повысить свой личный уровень, систематичность обучения. Но активность познания невозможна без самостоятельности» [1] При прохождении темы: «Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения» предлагаю ребятам дома посмотреть видеоопыт из Библиотеки ЦОК под названием «Закон сохранения массы веществ». На следующем уроке мы его вместе вспоминаем и обсуждаем, что помогает лучше запомнить этот закон и понимать суть составления химических уравнений. Большое место уделяю самостоятельной работе с учебником, при изучении оксида фосфора, ученики используют материал учебника. Чтобы проверить результат работы предлагаю выполнить задания из Библиотеки ЦОК, вставив пропущенные слова. Изучая тему: «Периодический закон. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома» предлагаю подумать: «Радиус атома по сравнению с радиусом любой планеты совсем незначителен. Почему модель строения атома называется планетарной? Демонстрирую модель строения атома из урока Библиотеки ЦОК «Периодический закон. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома», динамическая модель, 3D графика. Уроки химии подразумевают проведение опытов для закрепления и овладения основным материалом урока. Демонстрационный эксперимент также дает большую возможность вовлечь учащихся в активную работу. Но на сегодняшний момент во многих школах существует проблема с запасом реактивов, с наличием приборов и материалов для выполнения опытов. Библиотека ЦОК предоставляет возможность показа химического эксперимента графически или с помощью видеороликов. Демонстрируя учащимся опыты, из Библиотеки ЦОК, по обесцвечиванию бромной воды при пропускании через неё этилена, проблемно подходим к объяснению свойств этилена. Можно показать учащимся опыты, которые трудно провести в условиях школьной лаборатории. Как известно при проведении урока и сопровождении его визуальными опытами, видео материалами, динамическими анимационными моделями, моделями выполненными в 3D графике он запоминается и усваивается лучше, вызывает интерес, повышение активации познавательной активности обучающихся. Я провела сравнительный анализ. Использовала при проведении урока в одном классе цифровые образовательные ресурсы Библиотеки ЦОК по теме: «Предмет химии. Роль химии в жизни человека. Тела и вещества», вызывая проблемные ситуации вопросами перед демонстрацией ресурсов. В другом классе просто показывала эти образовательные ресурсы, сопровождая их беседой. Усвоение материала в этих классах была примерно одинаковой. Но активность учащихся в первом случае была выше в первом случае. В другом классе проводила урок без использования ресурсов Библиотеки ЦОК. Усвоение материала здесь была хуже. Таким образом, путем активизации учебного процесса, широко используя образовательные ресурсы Библиотеки ЦОК на уроках, можно добиться повышения качества и эффективности обучения.
Список литературы
1.Кочкарова М.К. О способах формирования интереса к процессу познания //Химия в школе. 2002. №7. С.25
2.Амирова А. Х. Самостоятельная работа с учебником как способ активизации познавательной деятельности // Химия в школе. – 2007. N 8 – С. 50-52. 3.Библиотека цифрового образовательного контента