Зыртылоглу Екатерина Владимировна
учитель иностранных языков
ГБОУ «Школа № 1560 «Лидер»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №7017
Всероссийская педагогическая конференция Всероссийская педагогическая конференция «Опыт внедрения и реализации ФОП начального общего, основного общего и среднего общего образования в практику образовательных организаций»
Наименование работы: ПРОЕКТ «ТЕАТР В КЛАССЕ» КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Свидетельство участника Конференции, бланк: КН №7017


ПРОЕКТ «ТЕАТР В КЛАССЕ» КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Учитель иностранного языка:

 Зыртылоглу Екатерина Владимировна

В законе Российской Федерации об образовании высказывается мысль о том, что качество образования – это раскрытие способностей и возможностей ребенка для его социализации в обществе. Театральная деятельность – одно из направлений внеурочной деятельности наряду с такими задачами как: повышение мотивации к предмету Английский язык, совершенствование речевых, грамматических навыков и умений, в большей степени решает задачу социализации личности. Наиболее распространенным определение социализации является следующее: социализация – это процесс усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, при котором происходит адаптация в среде и постигается наука создавать новое, преобразуя самих себя и окружающий мир. Главным условием социализации личности – это расширение социальных связей учащихся с внешним миром.

Театральный проект помогает ученикам младших классов развивать и поддерживать сотрудничество. Каждый ученик в проекте чувствуют себя особенным и понимает свою необходимость при работе в команде. При исполнении роли нужно слажено взаимодействовать, учитывая реакцию других «актеров», помогать друг другу. 

Театральная деятельность в начальной школе – это самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению. Драматизация близка и понятна детям, ведь в основе ее находится игра, которая является ведущей деятельностью детей начальной школы. Театрализация стимулирует способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира, которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. 

Ребенок в театральной постановке играет определенную роль. Как утверждают психологи, вся наша жизнь — это смена ролей-функций: отец – мать, дочь – сын, начальник – подчиненный, поэтому если ребенок принимает на себя различные роли, то он становится более уверенным, социально компетентным.

Рассмотрим, что значит для школьника театральная постановка. Она ставится главным образом для участников постановки, а не для зрителей. Ценность постановки видится не только в результате и в продукте творчества, но и в самом процессе. Это делается для того, чтобы учащиеся переживали грусть, радость, веселье, чтобы они научились тому, что они не умеют, открыть в себе, что глубоко скрыто от них самих и окружающих. Роль учителя заключается в расширении значения моральных ценностей таких как дружба, добро, счастье, достоинство и укрепление необходимости использования их в жизни.

Таким образом, важность театра для учащихся начальной школы объясняется следующими факторами:

– физическим – это возможность создавать костюмы, декорации, куклы, различный реквизит; для изобретательности открываются большие просторы;

– социально-психологическим – это возможность почувствовать ощущение свободы, раскованности, самовыражения; например, участники постановки под маской своего героя раскрепощаются, она помогает скрыть волнения и робость. Это повышает и стабилизирует самооценку, воспитывает волю, характер, помогает выплеснуть негативные эмоции и снять психическое напряжение;

– интеллектуальным – это возможность творчества (написание сценария), импровизации.

Как пример, хотела поделиться опытом работы в рамках проекта «Театр в классе» над постановкой спектакля «Волшебник изумрудного города» А. Волкова на английском языке.

Главная героиня Элли — добрая, смелая девочка, готовая прийти на помощь своим друзьям. Она честная, бесхитростная, немного застенчивая, однако умеет постоять за себя. Это роль для застенчивых, молчаливых, скромных девочек. Обычно после этой роли ребенок становится более уверенным, открытым. Страшила — соломенное чучело, мечтавшее получить мозги.  По характеру Страшила умён, обаятелен, находчив, поначалу немного стеснителен. Эта роль подходит для детей, которые имеют проблемы с агрессией. Ребенок, который играл эту роль очень старался войти в роль, после постановки стал уверенным, более спокойным и даже делал замечание по поводу поведения другим детям. Железный Дровосек – очень чувствительный, добрый и нежный, он хочет получить от Гудвина в подарок сердце, не подозревая о том, что уже его имеет. Дровосек – хороший верный и очень смелый друг, не раз выручал друзей из беды. Ребенок, игравший эту роль, был с очень низкой мотивацией, стеснительный. Роль помогла раскрыться эмоционально и преодолеть внутреннюю зажатость, робость. Трусливый лев на самом деле он – храбрый, так как не раз спасает друзей во время пути, а смелость ему придают любовь и доброта друзей. Перевоплощаясь в этого персонажа, ребенок приобретает навыки и умения управлять своими эмоциями, умения быть гибким. Постановка этой сказки «полезна» для детей неуверенных в себе, познающих дружбу, с характерным социально-одобряемым, но противоречащим своей природе поведением, находящихся в поисках себя.

Драматизация является частью реальной, настоящей жизни и помогает учащимся справиться с жизненными трудностями. Так отрепетированные роли, формы поведения могут быть использованы ими как шаблоны в реальной жизни. При проживании различных ситуаций в учениках воспитываются навыки решения проблем. Они уже знают, что нужно сделать, сказать, чтобы их разрешить или наоборот находясь в определенном образе забыть об их существовании. 

Участники театрально-языкового социума получают умения быть толерантными, умения вести диалог, умения работать в команде, умения управлять своими эмоциями, чувствами. Психологи едины в своем мнении: то, что вызывает эмоциональное сопереживание, запоминается и осмысляется лучше, чем нейтральное, индифферентное

Таким образом, театральная деятельность в начальной школе в рамках внеурочной деятельности проекта «Театр в классе» может стать одним из ведущих средств социализации учащихся начальной школы.

 

ПРОЕКТ «ТЕАТР В КЛАССЕ» КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ