РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ
ГОРОД БРАТСК
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СПОРТИВНАЯ ШКОЛА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА «СПАРТАК»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ТЕМА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ
ТЕХНОЛОГИЙ С ДЕТЬМИ НА ЗАНЯТИЯХ БОРЬБОЙ ПО ВИДУ СПОРТА «ДЗЮДО».
Разработали:
Часовитина Е.С.
Харламова Е.А.
Коротких П.А.
Дульцев А.А.
Гурьев В.П.
Староватов Е.А.
БРАТСК, 2024 г.
Здоровье – это самое важное в жизни человека, которое мы должны беречь с самого рождения. Уже с детства нужно рассказывать ребенку о пользе здорового питания и о здоровом образе жизни.
Развитие культуры и спорта среди молодежи на сегодняшний день является неотъемлемой частью. Для укрепления и поддержания здоровья, а также для общего физического и психического развития, создается множество спортивных секций. На занятиях дзюдо применение здоровьесберегающих технологий укрепления здоровья позволяет формировать двигательные умения и навыки, повышать физическую работоспособность, способствует формированию правильной осанки обучающегося. Задача тренера – помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы взрослея, каждый из них осознал свою индивидуальность, был готов вести здоровый образ жизни, ценил свое здоровье и здоровье окружающих и мог приобщиться к занятиям любимым видом спорта. От правильной организации учебно-тренировочного процесса, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние занимающихся в процессе тренировок, возможность длительно поддерживать работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Рациональная организация учебно-тренировочного процесса необходима для предотвращения перегрузок, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения занимающихся, сохранения их здоровья. Наиболее важными показателями рациональной организации учебно-тренировочного процесса являются:
– организация тренировок на основе принципов здоровьесбережения;
– использование на тренировках здоровьесберегающих технологий.
На учебно-тренировочных занятиях по дзюдо, тренер-преподаватель постоянно ведет работу по здоровьесберегающим технологиям, так как они способствуют укреплению и сохранению здоровья, формируют у воспитанников необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, учат использовать полученные знания в повседневной жизни.
Принципы организации учебно-тренировочного процесса на основе принципов здоровьесбережения:
- Не навредить! Не нанести ущерба здоровью обучающихся. Не допускать воспитанников к состоянию переутомления.
2. Непрерывность и преемственность: здоровьесберегающая работа проводится на каждой тренировке. - Тренер – всегда пример.
- Соответствие сознания и организации обучения возрастным особенностям воспитанников: объем физической нагрузки, уровень сложности изучаемого материала должны соответствовать индивидуальным возможностям юных спортсменов.
- Правильная организация тренировки. Использование различных форм и методов работы: дифференцированное обучение в соответствии с уровнем интеллектуального и физического развития.
- Рациональное распределение интенсивности деятельности.
7. Создание комфортных психологических условий для тренировки, отдавать предпочтение положительным эмоциям, благотворно влияющим на здоровье спортсменов, позитивным подкреплениям (воздействиям), стараясь избегать негативные (т.е. запреты).
Практически все исследователи сходятся во мнении, что тренировка, организованная на основе принципов здоровьесбережения, должна приводить к тому, чтобы спортсмены заканчивали обучение без утомления.
Разработка и внедрение в практику здоровьесберегающих технологий на учебно-тренировочных занятиях по дзюдо формирует интерес и осознанную потребность заниматься именно этим видом спорта.
Литература:
1.Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуальноориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. 2.Молоков Ю.Г., Молокова А.В. Актуальные вопросы информатизации образования // Образовательные технологии: Сборник научных трудов. – Новосибирск,1997 г. 3.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998г. 4.Лукьяненко В.П. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Просвещение, 1999. 5.Кан-Калик В.А., Никандров И.Д. Педагогическое творчество. – М.: Педагогика, 1990г.