Использование инновационных технологий на уроках биологии
Мазур Наталья Викторовна учитель биологии,
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мелиховская средняя общеобразовательная школа» Белгородской области, село Мелихово
Аннотация. Статья посвящена использованию инновационных технологий на уроках биологии. В статье анализируются приемы которые можно использовать на конкретных уроках, а тек же положительные стороны каждого метода. Автор раскрывает сущность и роль инноваций в школе.
Ключевые слова: биология, инновационные технологии, проект, здоровьесбережение.
Биология — это наука где для внедрения различных СОТ предоставлено широкое поле действия. Нами были опробованы и частично применяются такие педагогические технологии как:
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии дифференцированного обучения;
- информационные технологии;
- технология проектного обучения
Здоровьесберегающие технологии
Применение здоровьесберегающих технологий даёт возможность создавать на уроке атмосферу доверия и взаимопонимания, развития личности ребенка и в конечном счете снижают риск школьных стрессов, которые отрицательно влияют не только на психическое, но и физическое здоровье школьников.
Технологии дифференцированного обучения
В нашей школе есть разные дети: и отличники, победившие на олимпиадах разного уровня, и средние ребята, и дети с ОВЗ, которым необходима индивидуальная коррекция знаний в силу разных причин.
Поэтому мы пришли к выводу о необходимости внедрения в учебно-воспитательный процесс дифференцированного обучения, которое позволит отказаться от уравнивания всех учеников и создаст условия для успешного обучения каждого ребенка. Для дифференцированного обучения я использую: задания по картам разного уровня сложности, пошаговые инструкции для выполнения отдельных заданий, карточки для коррекции знаний по теме. Каждая карточка посвящается одному отдельному вопросу и состоит из трех частей: инструкции (формулировки правила), образца применения этой инструкции и задания для учащихся. Карточки предназначены для дополнительных занятий с учащимися (в классе или дома). Если эти задания ученик не может выполнить, объяснение продолжается, применяются индивидуальные консультации.
Для организации эффективной самостоятельной работы учащихся в классе и дома я применяю дидактический материал, в котором взяты за основу поэтапное, пошаговое формирование учебных приемов, т.е. систему действий в определенной последовательности.
Информационно – коммуникационные технологии
В самом простом понимании биология – наука о жизни и развитии живых тел. Поэтому главной моей задачей является использование в учебном процессе наглядных средств обучения.
Роль наглядности в преподавании биологии общепризнанна, наглядность обучения — это один из основных принципов дидактики.
Использование современного компьютера в школьном образовании, способствует повышению качества знаний, реализации творческого потенциала учащихся и совершенствование учителя в своей профессиональной деятельности.
При проведении уроков биологии большое значение имеет демонстрационный материал. Компьютер дает возможность демонстрировать организмы, их строение, жизнедеятельность и взаимоотношения с другими организмами. Использовать это можно на всех этапах урока, и при объяснении нового материала, и при закреплении, и для контроля знаний. Причем, на каждом этапе урока предоставляется возможность огромного выбора материала. Компьютер дает возможность рассмотреть, изучить и продемонстрировать учащимся разнообразные организмы. В своей педагогической деятельности я использую интерактивные пособия, виртуальные экскурсии, интернет-ресурсы. Использование технологии мультимедиа позволяет включить в учебный курс одновременно видео, звуковое сопровождение, фото, рисунки, картины, схемы, текст.
Технологии проектного обучения
Проектное обучение — это еще один стимулятор в развитии познавательных способностей учащихся и их самостоятельности в познавательной деятельности.
Использование приемов активизации познавательной деятельности учащихся и элементов проблемного и проектного обучения позволяет создать на уроке условия для активной мыслительной работы школьников. Для того чтобы ученики приняли поставленную проблему, т. е. начали активный поиск ее решения, проблема не должна быть чрезмерно трудна, но должна находиться в зоне ближайшего развития ученика, соответствовать его возможностям. Автоматически отпадает необходимость необдуманного запоминания большого объема учебного материала [2].
В настоящее время современная российская школа должна подготовить таких выпускников, которые способны воспринимать новые идеи, принимать нестандартные решения, легко адаптироваться к меняющимся условиям жизни, и при этом умеющих работать в коллективе. Эту задачу школа может решить за счет внедрения в практику таких форм и методов обучения, которые будут способствовать развитию у каждого ребенка самостоятельности, интеллектуальной активности, его духовному совершенствованию и творческому саморазвитию. Основной акцент в системе образования делается на интеллектуальное и нравственное развитие личности ребенка, что предполагает необходимость формирования у детей критического мышления, их умения работать с информацией. В современной школе возникла необходимость применения новых технологий. Я считаю, что использование в работе учителя проектной технологии поможет достигнуть поставленных перед современным образованием целей. В педагогической практике метод учебных проектов признан одним из самых эффективных методов обучения школьников, позволяющих рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем в индивидуальной и совместной деятельности школьников [3].
Основой метода учебных проектов является его практическая направленность на результат, который обязательно должен быть таким, чтобы его можно было увидеть, осмыслить, реально применить в практической деятельности. Для достижения такого результата учащиеся должны обладать способностью видеть проблемы; самостоятельно разрабатывать варианты их решения, привлекая разносторонние знания; прогнозировать результат; корректировать план своих действий в зависимости от ситуации.
Наилучшего результата воспитания всесторонне развитой личности можно достичь при правильном сочетании урочных занятий с внеурочной деятельностью. Уроки и внеурочная деятельность должны быть связаны между собой, дополнять, совершенствовать друг друга.
Существуют различные программы внеурочной деятельности например: «Эклогия в современном мире», «Исследователь», «Моя первая экология» [4].
Целью данных программ является: формирование у обучающихся знаний в области лесоведения и лесоводства, экологии, охраны природы, а также других разделов лесохозяйственной науки и специальных дисциплин, подготовка будущих специалистов лесного хозяйства.
Задачи:
— расширить у обучающихся знания в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, проведения лесохозяйственных мероприятий;
— привлечь внимание обучающихся к участию в осуществлении опытно-исследовательской работы для решения проблем в области охраны природы и лесного хозяйства;
— способствовать развитию у обучающихся навыков и умений выполнения лесохозяйственных и лесовосстановительных работ;
В программе предусмотрены примерные варианты практических работ, экскурсии, написание проектов и исследовательских работ которые могут быть использоваться выборочно или заменяться другими в соответствии с потребностями учащихся и школы.
Материал кружка актуален для учащихся сельской школы, многие из которых планируют в перспективе связать свою будущую жизнь с селом, выбрать профессию экологического профиля.
Реализация данной программы осуществляется на основе принципов:
— принцип последовательности,
— принцип научности,
— принцип связи теории с практикой,
— воспитывающего обучения,
— создание комфортной эмоциональной среды — «ситуации успеха».
Неотъемлемой частью эффективного образования в области биологии является проектная деятельность учащихся. При использовании метода проектов я направляю деятельность учащихся на творческое усвоение научных знаний и овладения методами научного познания. Сущность подхода состоит в постановке проблемы и самостоятельном поиске путем её решения учащимися. Важно, чтобы каждый поиск, включал в себя элемент новизны. Главное — не увлечение новыми приборами и сложными вычислениями, а доказательность выводов, результативность выполненного проекта. Развитие творческой активности школьника в значительной степени зависит от самостоятельности его поисковой деятельности. На мой взгляд, знания, приобретенные в результате собственного поиска, становятся средством обогащения творческого опыта школьника, основой для получения новых знаний.
Выделяются такие этапы работы над проектом как:
1.Выявление и анализ проблемы и вытекающих из нее задач.
2.Определение целей и задач проекта.
3.Выдвижение гипотезы их решения.
4.Выбор форм, методов и средств для реализации выбранного проекта.
5.Обсуждение способов оформления конечных результатов.
6.Сбор, систематизация и анализ необходимой информации.
7.Подведение итогов, оформление результатов проектной деятельности, презентация полученных результатов.
То есть, проект – это “пять П”:Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
По результатам командной работы учащихся над различными проектами могут быть созданы различные продукты: брошюры «Исчезающие виды животных и растений»; «Птицы – наши друзья»; различные мультимедийные презентации; плакаты; сценарии; кроссворды; викторины; «книжки-малышки»; памятки и т.д.
Ограничений в применении современных образовательных технологий нет. Закон “Об образовании” дает право учителю самому отбирать средства и способы обучения, которые не противоречат основным дидактико-педагогическим принципам. Современные образовательные технологии (СОТ), интерактивные формы, повышающие мотивацию и способствующие развитию интеллектуального потенциала каждого. Разнообразные СОТ применяемые современным учителем способствуют повышению качества обучения, позволяют повысить уровень мотивации, формировать функциональную грамотность учащихся и ключевых компетенций на более высоком уровне, эффективнее развивать потенциальные способности учащихся и не только в предметной области географии, а также и по другим предметам.
В результате использования мной СОТ на уроках повышается качество обучения, развиваются потенциальные способности учащихся, формируются ключевые компетентности учащихся.
Список использованной литературы
- Аранская О.С., Бурая И.В. Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии. Методическое пособие. – Москва: Вентана-Граф , 2007 год. — 281с
- Богомолова О.В. Об организации проектной деятельности учащихся // Химия в школе. – 2008 год, №2, стр. 23-28
- Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом. // Образование в современной школе. 2000. №4. С. 21-27.
- Русских Г.А. Технология проектного обучения // Биология в школе. – 2003 год, №3, стр. 21-30
