Бондарь Екатерина Александровна
студентка 2 курса, магистратура
ФГБОУ ВО «Донецкий государственный университет» Институт педагогики, кафедры дошкольного и начального педагогического образования
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №7993
Всероссийская педагогическая конференция Всероссийская педагогическая конференция «Опыт внедрения и реализации ФОП начального общего, основного общего и среднего общего образования в практику образовательных организаций»
Наименование работы: ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 4-ОМ КЛАССЕ
Свидетельство участника Конференции, бланк: КН №7993


 

                                                         Бондарь Екатерины Александровны

Студентка 2 курса 

образовательный уровень: магистратура

ФГБОУ ВО «Донецкий государственный университет» 

Институт педагогики, кафедры дошкольного и 

начального педагогического образования 

 

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 4-ОМ КЛАССЕ 

 

Аннотация: В статье рассматривается актуальность проблемы формирования лексической грамотности у младших школьников в контексте современных требований ФГОС НОО. Представлен анализ существующих исследований по данной теме и предложены методические рекомендации по организации работы с лексикой на уроках русского языка в 4-ом классе.

Ключевые слова: лексическая грамотность, младшие школьники, русский язык, ФГОС НОО, словарный запас, речевое развитие, игры.

 

Современное образование, направленное на формирование гармонично развитой личности, способной к самообучению и успешной адаптации в обществе, предъявляет повышенные требования к речевой подготовке учащихся. В условиях реализации ФГОС НОО особое внимание уделяется развитию универсальных учебных действий, в том числе коммуникативных, и формированию речевой компетенции младших школьников.

Лексическая грамотность как важнейшая составляющая речевого развития предполагает не только достаточный словарный запас, но и умение осознанно и уместно использовать слова, соблюдая нормы литературного языка.

Словарный запас младших школьников значительно варьируется в силу индивидуальных особенностей и различного социального опыта. Его обогащение происходит не только на уроках русского языка, но и при изучении других предметов, а также во внеурочной деятельности. Однако именно уроки русского языка создают основу для дальнейшего речевого развития, формируя базовые лингвистические представления и навыки.

В связи с этим проблема формирования лексической грамотности в 4 классе приобретает особую актуальность. На этом этапе учащиеся должны обладать уровнем лексической компетенции, необходимым для успешного обучения в среднем звене. Недостаточная работа над лексикой может привести к трудностям в понимании текстов, выражении мыслей и снижению успеваемости.

Актуальность темы обусловлена необходимостью формирования лексической грамотности, способствующей развитию универсальных учебных действий. Данная проблема рассматривалась в трудах А.Н. Гвоздева [4],             Д.Б. Эльконина [12], С.В. Плотниковой [7], Н.Ю. Яшиной [13]. 

А.Н. Гвоздев [4] исследовал этапы развития речи у детей, Д.Б. Эльконин [12] подчеркивал роль языка как средства общения и познания, С.В. Плотникова [7] изучала методические основы формирования лексической компетенции, а Н.Ю. Яшина [13] предлагала упражнения для расширения словарного запаса.

Целью настоящей статьи является анализ аспектов проблемы формирования лексической грамотности у младших школьников на уроках русского языка в 4-ом классе, а также представление методических рекомендаций по организации работы с лексикой.

По мнению А.И. Соловьевой, «лексическая грамотность – это правильное использование словарного состава языка, знание происхождения и стилистической окраски слов и умение использовать их контекстуально. Лексическая грамотность включает в себя, во-первых, присутствие в речи образных выражений, стилистически окрашенной лексики, умение находить средства выразительности и, конечно, употребление их в речи. Во-вторых, лексическую культуру определяет уместность использования этих средств» [10, с. 45]. Таким образом, использование образных выражений и стилистически окрашенной лексики способствует точности и выразительности речи.

Речевая культура является важной частью общего культурного развития личности. Согласно рабочей программе по русскому языку для 4 класса, учащиеся должны уметь «выбирать источник получения информации: нужный словарь…; распознавать достоверную и недостоверную информацию…; понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем» [9, с. 6]. Эти умения направлены не только на развитие лексической грамотности, но и на формирование познавательной активности и самостоятельности. Также к концу обучения школьники должны «подбирать к предложенным словам синонимы, антонимы; определять значение слова по контексту» [9, с. 8–9], что обеспечивает высокий уровень лексической компетенции.

Однако, как отмечает Н.П. Зайцева [5], многие выпускники начальной школы совершают ошибки при употреблении слов, особенно с непроверяемой орфографией. Причиной является недостаток систематизированных методических материалов.

Так, на сегодняшний день можно выделить следующие основные проблемы формирования лексической грамотности:

—  Ограниченный словарный запас учащихся. Недостаточный объем активного и пассивного словарного запаса затрудняет понимание текстов, выражение собственных мыслей и участие в коммуникации.

—  Недостаточное понимание смысловых оттенков слов. Учащиеся часто не осознают многозначность слов, не различают синонимы, антонимы и омонимы, что приводит к неточности в речи и непониманию контекста.

—  Ограниченное умение использовать слова в различных контекстах. Учащиеся испытывают трудности в выборе подходящего слова для выражения конкретной мысли, а также в использовании слов в переносном значении.

—  Слабое владение грамматическими формами слов. Неправильное использование падежей, родов и чисел приводит к грамматическим ошибкам и искажению смысла высказывания.

—  Недостаточно развитая мотивация к расширению словарного запаса. Отсутствие интереса к чтению и к изучению языка приводит к пассивному отношению обогащения словарного запаса.

Преодоление указанных трудностей в формировании лексической грамотности возможно лишь при условии комплексного решения, предполагающего внедрение эффективных методов обучения, разработку специализированных учебных материалов и повышение квалификации учителей.

Изучение динамики психологического развития младших школьников показывает, что психологические процессы учащихся эффективно развиваются в играх, а игровая деятельность является одним из подходящих способов вовлечения младших школьников в образовательную деятельность. Н.В. Бурова [3], указывает то, что применение игровых приемов на уроках русского языка в начальной школе помогает активизации не только познавательной деятельности младших школьников, но и более качественному и прочному усвоению знаний.

Как указывает И.В. Патрушева в своей книге «Психология и педагогика игры»: «Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в её результатах, а в самом процессе. Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям» [6, c. 7]. Так, И.В. Патрушева подчеркивает важность роли игры в развитии учащихся. Игра не только представляет собой способ развлечения, но и эффективное педагогическое средство для формирования различных навыков и качеств у младших школьников. По мнению автора, в игре ценность не заключается в окончательных результатах, а в самом процессе игры, в удовольствии и внутреннем развитии, которое она обеспечивает.

Н.Л. Проценко [8], В.А. Борисова [2], Г.А. Бакулина [1] и другие исследователи отмечали эффективность использования дидактических игр в обучении русскому языку в начальной школе, подчеркивая их роль в активизации познавательной деятельности учащихся и формировании положительной мотивации к учению.

Так, игры во время обучения выступают эффективным методом привлечения внимания детей и укрепления их познавательной активности. Они позволяют учащимся легче усваивать новый материал, применять знания на практике и развивать логическое мышление. Внедрение игр на уроках русского языка в определенной степени помогает решить ряд проблем, связанных с запоминанием учебного материала, закреплением и эмоциональным осознанием его значимости, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к учебному предмету.

Таким образом, формирование лексической грамотности – это многогранный процесс, требующий комплексного подхода, учитывающего возрастные особенности младших школьников и возможности использования различных методов и приемов обучения для мотивации и активизации познавательной деятельности в усвоении лексики.

Для решения вышеизложенных проблем формирования лексической грамотности, учитель должен создавать условия для максимальной погруженности младших школьников в лексическую среду, способствовать активному использованию новых слов в устной и письменной речи учеников. Важно отметить, что использование дидактических игровых приемов на уроках развития речи в начальной школе повышает учебную мотивацию обучающихся, способствует формированию познавательных интересов, а также осознанному усвоению учебного материала по предмету, формирует активный лексический словарь школьника.

Несмотря на наличие значительного количества исследований по данной проблеме, вопросы системного внедрения игровых приёмов в процесс обучения лексике, разработки эффективных упражнений, направленных на формирование лексической грамотности с учетом индивидуальных особенностей учащихся и современных требований ФГОС, требуют дальнейшего изучения и апробации.

 

 

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 4-ОМ КЛАССЕ

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram