Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я учитель-дефектолог детского сада №304 компенсирующего вида города Омска Романенко Анастасия Владимировна. Работаю с детьми, имеющими нарушение слуха.
Хочу рассказать Вам о возможностях развития речи и других психических процессов у дошкольников с нарушением слуха посредством информационно-коммуникационных технологий.
Одним из условий модернизации образования на современном этапе является оснащение образовательного процесса информационными технологиями. Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей воспитанников в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение его качества на всех ступенях образовательной системы. Роберт Ирэна Веньяминовна выделяет следующие основные педагогические цели использования средств современных информационных технологий:
Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий:
- повышение эффективности качества процесса обучения;
- повышение активности познавательной деятельности;
- углубление межпредметных связей;
- увеличение объема и оптимизацию поиска нужной информации.
Дети с нарушением слуха овладевают устной речью только в условиях специального обучения, которое строится на основе использования остаточного слуха с привлечением зрительного, тактильного, двигательного, кинестетического анализаторов, а так же широкого применения технических средств обучения (звукоусиливающей аппаратуры, вибраторов, визуальных приборов) – современных информационных технологий.
Богатейшие возможности для совершенствования реализации дифференцированного подхода в современных условиях в процессе формирования произносительной стороны речи воспитанников с нарушением слуха представляют современные информационные коммуникативные технологии (ИКТ).
В отличие от обычных средств обучения ИКТ позволяют не только насытить воспитанника большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности дошкольников, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.
Детям с нарушением слуха сложно воспринимать звуки окружающей среды в свободной деятельности, в жизненных ситуациях, поскольку все звуки нуждаются в объяснении, коррекции для восприятия. Благодаря информационным технологиям они имеют возможность, не выходя за пределы комнаты. С помощью компьютера слышать различные неречевые и речевые звуки, распознавать их, дифференцировать; имеют возможность в тренировке произносительных и слуховых умений.
В обучающих программах могут быть использованы разнообразные формы наглядности, которые способствуют различным формам организации и предъявления теоретического материала в виде таблиц, схем. И демонстрирует не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике, с применением цвета, графики, эффекта мерцания, звука, пиктографии, «оживления» иллюстраций и так далее.
Практика показывает, что, при условии широкого применения информационных технологий в обучении произношению, накоплении пассивного и активного словаря, речь детей значительно улучшается, становится более разборчивой и внятной, словарь увеличивается. Дети становятся более общительными, раскованными и уверенными в себе и своих возможностях.
Вся работа по ознакомлению детей с информационными технологиями проходит в форме игры. Ведь именно игра – одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, умениями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр.
Однако далеко не все массовые компьютерные игры можно использовать для работы с детьми, поскольку многие из них не соответствуют методике обучения детей с нарушением слуха. Выходом из такого положения может стать создание собственных слайд-фильмов, видеороликов и компьютерных презентаций, разработанных с учетом требований методики обучения и особенностей развития дошкольников с нарушением слуха, а также подбор списка допустимых игр из уже имеющихся на просторах интернета.
Применение информационных технологий также актуально и при работе с родителями. Любой родитель, при желании, может использовать презентации, сделанные в программе Microsoft Power Point самостоятельно, или скачанные из Интернета – тренировать ребенка дома, на персональном компьютере. Можно создавать обучающие мини-фильмы и ролики в программе Sony Vegas и других. Кроме того, необычайно широки возможности использования и мобильных телефонов. В маркетплейсах можно скачивать подходящие по возрасту и задачам обучения игры и тренажеры.
Список литературы:
- Яруничева И.А. Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении произношению детей с нарушениями слуха.
- Шитик О.Н. Информационные технологии в обучении детей с нарушенным слухом.
- Филиппова Н.В. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения дошкольников с нарушением слуха. – Консультация на сайте infourok.ru
Уважаемые коллеги!
Предлагаю Вам ознакомиться со списком приложений и игр для телефона или планшета, способствующих расширению представлений детей об окружающем мире, развитию речи и слухового восприятия дошкольников с нарушением слуха, развитию памяти, внимания и других психических процессов:
- В Playmarket для Android в поисковой строке введите «CLEVERBIT», нажмите «поиск», выпадет список приложений данного разработчика.
Скачайте из этого списка:
- Овощи и фрукты для детей
- Малыш учит животных (полная версия) или Животные для малышей (lite)
- Машины для малышей
- Мир людей для малышей
- Природа для малышей
- Музыкальные инструменты
- Развивающие карточки для детей 1500 шт.
- Учись читать (полная версия) или Учимся читать – учим буквы (неполная версия).
Внимание!
Некоторые из этих приложений имеют платный контент, то есть, чтобы воспользоваться полной версией игры – ее нужно купить. Вы можете играть в неполную версию, но там доступно не все.
- В браузере в поисковой строке напишите «скачать rustore» (это российский аналог Playmarket, там всё бесплатно). После скачивания, установите приложение на телефон или планшет. Откройте его и в поисковой строке напишите «Развивающие карточки для детей». В выпавшем списке выберете:
- Карточки логопеда. Автоматизация звука [П]
- Карточки логопеда. Автоматизация звука [Т]
- Карточки логопеда. Автоматизация звука [М]
- Карточки логопеда. Автоматизация звука [Н]
- Карточки логопеда. Автоматизация звука [В]
- Карточки логопеда. Автоматизация звука [С]
- Карточки логопеда. Автоматизация звука [Х]
- Карточки логопеда. Автоматизация звука [Л]
и другие.
Внимание!
При работе над произношением необходимо консультироваться с учителем-дефектологом в детском саду и выполнять его рекомендации.
- На rustore в поисковой строке напишите «Математика для дошкольников», в списке выберете приложение:
- «Учим числа. Математика детям».
- В Playmarket для Android в поисковой строке введите «BIMI BOO», нажмите «поиск», выпадет список приложений данного разработчика.
Скачайте из данного списка:
- Игры для малышей от 2 до 5 лет.
- Логические игры для детей.
- Развивающие игры для детей.
- Формы и цвета – игры для детей.
- Первые слова – игры для детей
- Учим цифры – игры для детей.
- В Playmarket для Android в поисковой строке введите «WOW KIDS», нажммите «поиск», выпадет список приложений данного разработчика.
Скачайте из этого списка:
- «Развивающие игры для детей – 5».
Приведенный выше список игровых приложений является примерным, он подобран мной с учетом возможностей и потребностей наших воспитанников, однако не ограничен. Вы можете самостоятельно дополнить список, найти что-то качественное, нужное и интересное именно вашим детям.
Благодарю за внимание.