Инновационные методы обучения игре на фортепиано.
Автор: Архипова Ирина Владимировна
преподаватель высшей категории
МБОУ ДО «ДМШ им. И.Г. Драгунова»
м.р. Красноармейский Самарской области
На сегодняшний день, обновление образования требует от преподавателя знания и владение инновационными педагогическими технологиями освоения интерактивных форм и методов обучения. Всё большее признания завоёвывают интернет-технологии, которые открывают новые возможности как перед педагогами, так и перед обучающимися, тем самым оказывая значительную помощь в различных вопросах деятельности в преподавании фортепиано.
Цель: мотивация обучающихся к обучению игры на фортепиано путём использования инновационных технологий.
Задачи:
- приобретение обучающимися умений и навыков для творческой самореализации;
- предоставление разнообразных возможностей в обучении в классе фортепиано.
Инновация в переводе с английского означает – нововведение, то есть это успешное использование новых идей.
Инновационные технологии – это наборы методов и средств, способствующих реализации нововведения, которые обеспечивают инновационную деятельность.
На начальном этапе обучения материал урока дети усваивают успешнее и эффективнее, если он преподносится в игровой форме, а именно с помощью игрушек и красочных картинок, например, ребусов, загадок, красочных пособий. На просторах интернета можно подобрать можно подобрать материал, как к теме урока, так и для общего музыкального развития.
Для пальчиков на начальном этапе обучения при постановке руки мы применяем упражнения: «Дорога муравьёв», «Важный краб», «Радуга» и другие. Игра «Найди клавишу» – способствует развитию слуха у обучающихся, а введение соревновательного момента, вызывает совместную заинтересованность.
Использование ИКТ намного обогащает традиционные формы обучения, а также открывает дополнительные возможности в приобретении новых знаний, тем самым повышает эффективность обучения делая процесс интересным и разнообразным. На ютубе предоставляется большая возможность прослушать выступления музыкантов и произведений разных уровней и стилей, просмотр презентаций с определённой тематикой, например: сведения о том или ином композиторе, история создания инструмента фортепиано, предшественники фортепиано, жанры фортепианных произведений и другие. Такая работа способствует развитию умения анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Нельзя отказываться от общепринятых, традиционных форм работы, например, таких как подбор по слуху, сочинение, игра в ансамбле.
Среди новых технологий заслуживает внимания игра пьес фонограммой «минус». Использование такой формы в учебном процессе расширяет содержание музыкального образования, а главное мотивирует учащихся к обучению. Применение такого метода позволяет юному музыканту ощутить себя маленьким артистом на большой сцене.
Исполнение пьес с фонограммой не только развивает интерес, но и музыкальные способности, а именно:
- воспитывается исполнительская культура;
- метроритмическая организованность;
- концентрация внимания;
- развивается музыкальный слух;
- ускоряется мыслительный процесс;
- развивается ансамблевая игра;
- расширяется музыкальный кругозор;
- снимается зажатость и страх публичных выступлений.
Наряду с ИКТ использование специализированных программных средств, а именно включение их в процесс обучения повышает интерес к изучению данной дисциплины, формируют устойчивую мотивацию.
«Нотный стан и ноты» – ( https: //www.musica.com/ru/uprazheniya/noty)
онлайн упражнения позволяющие начинающим пианистам, закрепить знания о расположении нот на клавиатуре, нотном стане.
http//virartech.ru/index.php – позволяет изучать основы музыкальной грамоты, развивать слух, чувство ритма, память, навык чтения нот с листа.
NoteTrainer PRO – программа, помогающая сформировать технику игры нот «с листа».
Таким образом, применение ИКТ в обучении, а также использование игр и нестандартных элементов на уроке является самым эффективным способом превращение занятия в радостное событие. Современные компьютерные технологии обеспечивают разнообразие, доступность и оригинальность учебной информации в отличие от традиционных форм обучения. Процесс освоения знаний с ИКТ становится более интересным, плодотворным и качественным.