Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание в детском саду
Янченко М.О. педагог-психолог , Мороз В.В. старший воспитатель
ГБДОУ детский сад № 22 Василеостровского района Санкт-Петербурга
Трудно переоценить значимость гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. Дошкольное детство является не только периодом, когда происходит развитие эмоциональной сферы ребенка, во многом определяющее нравственные ресурсы личности, – это еще и сензитивный этап формирования мировоззрения, базовых ценностей. Будет ли мировоззрение опираться на ценности семьи, единства народа, любви к родине и потребности служить ей, – зависит от родителей и педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения.
ФГОС ДО регламентирует гражданско-патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с Федерально-правовой базой: Конституцией РФ, программой «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), утвержденная Правительством РФ от 05.10.2010, «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями и дополнениями) от 13 марта 1995 г., Национальной доктриной образования в Российской Федерации и другими федеральными документами.
Если остановиться на опыте нашего дошкольного учреждения, план воспитательной работы тесно связан с календарем памятных дат, включающем в нашем случае, региональный компонент, к которому привязаны музыкальные праздники, спортивные досуги, тематические занятия, занятия программ психолого-педагогического сопровождения. День знаний, День Василеостровского района в сентябре, День народного единства, традиционный конкурс чтецов произведений классической и современной детской поэзии, День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, День защитника Отечества, День космонавтики, День Победы, День Санкт-Петербурга, День России, – эти вехи дают повод обратиться к юным гражданам нашей страны, предложить пищу их разуму и чувствам, предоставить возможность поучаствовать в различных мероприятиях, часто в нетиповых формах (экскурсии, социальные акции, конкурсы) . И результат этих усилий оказывается значимым не менее, чем разучивание с детьми гимна Российской Федерации и подъем флага в присутствии воспитанников.
Сразу стоит оговориться, что никакая воспитательная работа в детском дошкольном учреждении невозможна без конструктивного взаимодействия с семьей. В настоящее время, осознавая последствия многолетнего запрета на идеологию, работая с родителями из «потерянных поколений», с мигрантами, людьми иного культурного кода, мы сталкиваемся не просто с плюрализмом, часто с антогонистическими мировоззрениями членов семей наших воспитанников. Неоценимую помощь в построении конструктивного диалога оказывает родительский совет образовательного учреждения, регулярные родительские собрания, каждодневная работа с семьей всех педагогических работников. Порой гражданско-патриотическое воспитание родителей происходит сейчас через детей. Это непростой, но крайне важный процесс.
Успех во многом определяют здоровые доверительные отношения между членами педагогического коллектива, основанные на уважении к мнению каждого, раскрытию личностного творческого потенциала и сотрудничестве. Залогом комфортного психологического климата в педагогическом коллективе, по нашему мнению, является разнообразие возрастного состава, сочетание свободы и целесообразности при формировании творческих групп педагогических работников, бережное отношение к традициям, открытое обсуждение проблемных ситуаций на педагогическом совете и заседаниях психолого-педагогического консилиума дошкольного образовательного учреждения, взаимоуважение и готовность к обучению и саморазвитию. На заседания психолого-педагогического консилиума приглашаются родители в тех, случаях, когда возникает необходимость найти взаимопонимание, примирить разные мировоззрения. Участвуя в совместных досуговых мероприятиях, проводимых по инициативе детского сада, родители, как правило, позитивно оценивают результаты воспитательной работы, отмечают позитивную динамику в формировании позитивного мировоззрения воспитанников, в формировании у детей ответственного, дружелюбного отношения к миру и к людям.
Особенно отрадно видеть успехи адаптации детей, которые поступили в детский сад без достаточного знания русского языка, не имея опыта причастности к культуре России. Иногда начальный период их пребывания в детском саду оказывается достаточно драматичным. Не имея специальной подготовки обучения русскому как иностранному, педагоги творчески подходят к своим обязанностям, часто сами на начальном этапе запоминают несколько наиболее значимых слов на языке новоприбывшего воспитанника. И, как правило, в течение одного учебного года происходит снижение уровня психоэмоционального напряжения воспитанника, он успешно участвует в образовательном и воспитательном процессе, осваивает русский язык, и его родители также не чувствуют себя чужими в детском учреждении.
С одной стороны, на сегодняшний день существует множество концепций, технологий, парциальных программ, методических разработок и пособий, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание. С другой стороны, многие из них морально устаревают, теряют актуальность, не могут дать высокой результативности в современных условиях и не позволяют организовать работу по гражданско-патриотическому и нравственно-духовному воспитанию без дополнительных усилий. Зато это открывает простор педагогической инициативе и повышает значимость обмена опытом.
Строго говоря, наш опыт реализует «дух и букву» поправок к закону «Об образовании», внесенных в мае 2020 года президентом В.В.Путиным. Он предложил расширить понятие воспитания так, чтобы оно было направлено на формирование «чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа», к природе и окружающей среде. Ст. 12.1 о «требованиях к организации воспитания», обязывает образовательные организации составить календарный план воспитательной работы. Способы реализации этого плана, на наш взглад, должны широко обсуждаться и совершенствоваться.
Использованная литература:
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования/ Электронный ресурс/
- Блинова Г.М. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта / Г.М. Блинова, Е.Ф. Горохова, А.М. Блинова //Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен: материалы IV междунар. науч. конф. в рамках проекта “А.З.Б.У.К.А. детства”. (Самара, 15 июня 2018 г.) – Самара, 2018. – С. 220-224.
- Анисимова Л.А. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами народной культуры / Л.А. Анисимова, О.Н. Борисова, Е.Н. Рамзаева // Грани познания. – 2019. – № 4 (63). – С. 4-6.