Яковлева Валентина Юрьевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ с. Русская Халань Чернянского района Белгородской области»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №8008
Всероссийская педагогическая конференция Всероссийская педагогическая конференция «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе» 
Наименование работы: «Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы: как учить без вреда для здоровья»
Свидетельство участника Конференции, бланк: КН №8008


Современный образовательный процесс предъявляет высокие требования к учащимся, что зачастую приводит к повышенным учебным нагрузкам, стрессам и, как следствие, ухудшению здоровья. В этих условиях задача педагога — не только дать качественные знания, но и создать такую среду, которая сохранит физическое и психическое благополучие ребенка. Уроки русского языка и литературы, будучи одними из самых насыщенных и сложных, предоставляют широкие возможности для внедрения здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

  1. Физкультминутки и двигательная активность

Длительное сидение за партой негативно сказывается на осанке, зрении и общем тонусе организма. Короткие перерывы для активного отдыха просто необходимы.

  • Физкультминутки общего воздействия: Простые упражнения для снятия напряжения с мышц спины, шеи и глаз. Например, на уроке литературы после длительного чтения можно провести гимнастику для глаз, попросив детей «проследить» за полетом воображаемой бабочки или за движением героя по сюжету.
  • Тематические двигательные паузы: Упражнения, связанные с темой урока. На русском языке при изучении глаголов можно выполнять действия, которые они обозначают: «мы пишем» — имитация письма в воздухе, «мы читаем» — посмотреть вверх-вниз, как при чтении. На литературе, проходя былины, можно изобразить «богатырскую разминку».
  1. Пальчиковая гимнастика и развитие мелкой моторики

Развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи и мышления.

  • На уроках русского языка: Перед написанием диктанта или изложения полезно провести короткую пальчиковую гимнастику: «Игра на пианино», «Сорока-ворона», сжимание и разжимание кулачков. Это подготавливает руку к письму и снимает мышечные зажимы.
  • Использование массажных мячиков-ёжиков: Несколько минут катания такого мячика между ладонями и по столу помогают активизировать нервные окончания.
  1. Смена видов учебной деятельности

Монотонность — главный враг внимания и источник усталости. Стандартный урок должен быть разнообразным.

  • Чередование: Чтение теоретического материала (зрительное восприятие) → обсуждение в парах (коммуникация) → выполнение практического задания в тетради (письмо) → устный анализ примера у доски (ответственность, речь) → прослушивание аудиозаписи (аудирование). Такой подход позволяет равномерно распределить нагрузку на разные анализаторы и отделы мозга.
  1. Создание благоприятного психологического климата

Атмосфера на уроке — ключевой фактор психического здоровья.

  • Ситуация успеха: Создание доброжелательной среды, где не боятся высказывать свое мнение и ошибаться. Использование фраз: «Интересная мысль!», «Давай подумаем вместе», «Ты близок к истине».
  • Личностно-ориентированный подход: Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Предоставление выбора заданий разного уровня сложности («выбери задание, которое тебе по силам» или «составь вопрос по тексту, который тебя заинтересовал»).
  • Элементы релаксации: На уроках литературы при изучении лирики можно использовать минутки релаксации под спокойную классическую музыку или звуки природы, чтобы глубже прочувствовать настроение произведения.
  1. Работа над осанкой и зрением
  • Контроль посадки: Напоминание о правильной позе во время письма («Спина прямая, тетрадь лежит под наклоном»).
  • Упражнения для глаз: Регулярное проведение гимнастики для глаз по схеме: посмотреть вдаль (в окно) — на кончик носа, выполнить круговые движения, часто поморгать. Это особенно важно при работе с текстами и интерактивной доской.
  1. Нестандартные формы уроков и игровые технологии

Игра — естественное состояние для ребенка, которое снимает напряжение и способствует лучшему усвоению материала.

  • Уроки-путешествия, уроки-семинары, уроки-диспуты по литературе, деловые игры (например, «Редакция газеты» на русском языке).
  • Интеграция с другими предметами: Связь литературы с историей и МХК, русского языка с биологией (например, написание описания животного) позволяет задействовать разные каналы восприятия и сделать урок динамичным.

 

Здоровьесберегающие технологии — это не разрозненные мероприятия, а целостная система, органично вплетенная в образовательный процесс. Их применение на уроках русского языка и литературы не отнимает драгоценное время, а, наоборот, делает обучение более эффективным, осознанным и комфортным для ученика. Инвестируя в здоровье школьников сегодня, мы инвестируем в их успешное и гармоничное будущее. Задача учителя-словесника — не только научить грамотно писать и мыслить, но и воспитать человека, ценящего свое здоровье и способного о нем позаботиться.

 

«Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы: как учить без вреда для здоровья»

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram