Коваль Юлия Алексеевна
Старший методист
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества №2 города Орла»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №7245
Всероссийская педагогическая конференция Всероссийская педагогическая конференция «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе» 
Наименование работы: Здоровьесберегающие технологии в дополнительном образовании
Свидетельство участника Конференции, бланк: КН №7245


Здоровьесберегающие технологии в дополнительном образовании

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Здоровьесбережение – ключевой момент нового мышления, требующий переоценки, пересмотра всех компонентов педагогического процесса, поскольку радикально меняет суть и характер образовательного процесса, ставя во главу угла здоровье ребенка.

Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

Здоровьесберегающая технология это:

  • условия обучения ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
  • рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
  • соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
  • необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Здоровьесберегающая образовательная технология – система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся и педагогов).

 В эту систему входит:

  1. Использование данных о состоянии здоровья детей и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.
  2. Учет особенностей возрастного развития и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. детей данной возрастной группы. 
  3. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии. 
  4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности детей, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

Принципы здоровьесберегающих образовательных технологий.

  1. Принцип «Не навреди!» 
  2. Принцип сознательности и активности. 
  3. Принцип непрерывности здоровьесберегающего образовательного процесса. 
  4. Принцип систематичности и последовательности. 
  5. Принцип доступности и индивидуальности. 
  6. Всестороннего и гармоничного развития личности. 
  7. Системного чередования нагрузок и отдыха. 
  8. Постепенного наращивания оздоровительных мероприятий. 
  9. Возрастной адекватности здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса.

Средства Здоровьесберегающих технологий.

  • Средства двигательной направленности: 
    • элементы движений
    • физические упражнения 
    • подвижные и другие игры
    • танец 
    • физкультминутки 
    • динамические паузы
    • пальчиковая гимнастика
  1. Оздоровительное воздействие различных видов искусства: 
  • музыка
  • изобразительное искусство 
  • театральное искусство
  • поэзия

3.Гигиенические факторы:

  • Выполнение требований СанПиН
  • Личная и общественная гигиена 
  • Проветривание и уборка учебных кабинетов
  • Соблюдение режима дня

Двигательная активность ребенка в разных видах продуктивной деятельности.

  1. Физкультминутки. 
  2. Динамические паузы. 
  3. Игры малой подвижности. 

 

Физкультминутки, игры малой подвижности, динамические паузы – использование этих форм работы определяются практической необходимостью дать детям кратковременный отдых во время занятий, связанных с большим умственным напряжением и однообразным положением тела. 

Минутку отдыха можно сделать и музыкальной: включить магнитофон, и пусть дети в зависимости от мелодии выполняют любые танцевальные или физкультурные движения. Специально подобранные мелодии снимают гнев, досаду, улучшают настроение. Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на его организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют давление. Так, например, скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему, а флейта оказывает расслабляющее действие.

Очень полезна зарядка для глаз. Такие упражнения выполняются после 10-15 минут напряженного зрительного труда.

Вот некоторые приемы зарядки для глаз:

Зажмуримся — посмотрим на пальчик (3 раза).

Постреляем глазками вверх-вниз (3 раза).

Посмотрим вдаль — на носик, поморгаем (3 раза).

Глазки отдыхают. Потереть ладошки, приложить к глазкам (2 раза).

Вращаем глазами сначала в одну сторону, потом в другую (2 раза).

С учетом возрастных особенностей детского организма и потребности в двигательной активности на занятиях эти формы работы предупреждают утомление, нарушения осанки, зрения, а также способствуют повышению работоспособности, активизации мыслительных процессов, улучшению памяти и внимания.

Утомление — возникающее в результате работы временное ухудшение функционального состояния человека, выражающееся в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в субъективном ощущении усталости.

Мы знаем, что переутомление нервной системы отрицательно сказывается на развитии ребенка, его здоровье и поведении. Следовательно, важно предупредить возникающее утомление, своевременно обнаружить первые его признаки – и как можно быстрее снять их.

Основные признаки утомления:

— нарушение недавно сформированных умений 

— нарушение координации мелких движений, их замедленность

— длительные отвлечения 

— примитивные манипуляции (постукивание, накладывание, бросание) 

 — повышенная раздражительность. 

Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.

Создание благоприятного психологического климата на занятии играет особую роль. Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт учащихся во время занятий. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка на занятии, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция педагога на желание ребенка выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого учащегося.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность детей заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний и, как следствие, к более высоким результатам. 

Педагогу дополнительного образования при организации и проведении занятия необходимо учитывать:

  1. Обстановка и гигиенические условия в кабинете: температура и свежесть воздуха, рациональность освещения кабинета и доски, отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей. 
  2. Число видов учебной деятельности: (опрос учащихся, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, игры, инсценировки). Однообразность занятия способствует утомлению детей. Вместе с тем необходимо помнить, что частые смены одной деятельности на другую требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости. 
  3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут; 
  4. Место и длительность использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой (в соответствии с гигиеническими нормами), умение педагога использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения. 
  5. Позы учащихся во время занятия, чередование поз. 
  6. Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на занятии – их место, содержание и продолжительность. 
  7. 7. Наличие у детей мотивации к учебной деятельности на занятии (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые педагогом методы повышения этой мотивации.
  1. Наличие в содержательной части занятия вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности.
  2. Психологический климат на занятии.
  3. Наличие на занятии эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, игровых
  • сюрпризных моментов и т.п.; 

Недопустим быстрый темп, «скомканность», отсутствие времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев подведение итогов занятия. Необходимо спокойное завершение учебного занятия: учащиеся имеют возможность задать педагогу вопросы, педагог может прокомментировать успехи учащихся, попрощаться с ними на положительных эмоциях.

Задача педагога дополнительного образования – создать полноценные условия для сохранения здоровья детей, развить интерес к занятиям, включающим здоровьесберегающие технологии, внедрить эти технологии в ежедневный образовательный процесс и закрепить навыки и умения детей, с целью улучшения физического здоровья, а так же здоровья психики ребенка и комфортного состояния в образовательном процессе.

Здоровьесберегающие технологии в дополнительном образовании

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram