Консультационный центр поддержки семей, имеющих детей, а также граждан, желающих принять на воспитание в свои семьи детей,
оставшихся без попечения родителей
Региональный проект «Современная школа»
Методические рекомендации учителя-логопеда родителям по исправлению звукопроизношения у детей младшего школьного возраста
Составитель: учитель-логопед Камболова М.М.
- Принципы работы по исправлению звукопроизношения.
II. Этапы исправления звукопроизношения.
III. Сроки преодоления недостатков звукопроизношения.
- Советы логопеда родителям для формирования и закрепления произносительных навыков у детей в домашних условиях.
Важно, чтобы родители следили за речью ребёнка: правильно ли он произносит изученный звук, постоянно исправлять его. Сначала родителям надо дослушать ребенка, а потом попросить ребенка произнести правильно слова, которые ребенок произнес с искажением. Очень часто на занятиях с логопедом у ребенка звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Это значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе так называемой «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков. Длительность коррекционной работы по исправлению нарушений звукопроизношения, в значительной степени зависит от участия родителей.
При выполнении артикуляционной гимнастики родителям нужно соблюдайте следующие требования:
- Каждое движение выполнять перед зеркалом.
- Движения проводить неторопливо, ритмично, чётко.
- Чаще сравнивайте образец (действия взрослого)с действиями ребёнка.
Существуют многочисленные игры в которые родители могут играть с детьми, направленные на профилактику и преодоление речевых нарушений. Самая простая – это «Цепочки слов». Эта игра – аналог всем известных «городов». Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аисТ–ТарелкА–Автобус.
Следует отметить, что у большинства ребят наблюдается снижение потребности в речевом общении. Дети предпочитают игру с телефоном, а не общение со сверстниками.
Для профилактики нарушений письма и письменной речи необходимо как можно интенсивней и разнообразней развивать устную речь. Родителям рекомендуется:
- Ежедневно читать вслух классические сказки и другие детские произведения.
- Общаться с ребёнком везде: на прогулке, за столом, во время различных игр и т.д.
- Отвечать на все вопросы ребенка, просить его что-то рассказать, обсуждать все события и явления.
У многих детей плохо развита мелкая моторика. «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию» (В.М.Бехтерев).
Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Ученые доказали, что развитие мелкой моторики очень тесно связано с развитием речи. Родителям рекомендуется развивать мелкую моторику ребенка с помощью следующих средств: пластилин, бумага, ножницы, крупа, бусы, пуговицы, шнурки, песок, карандаши, счетные палочки, мозаики. Также очень полезно рисовать и раскрашивать картинки карандашами. Отмечено что, большие трудности у детей вызывает задание перерисовать фигуру по клеточкам. Родителям рекомендуется задавать такие задания детям дома.
Необходимо отметить, что качество речи ребенка во многом определяется состоянием процессов, происходящих в мозге, т.е., в конечном итоге, его с неврологическим здоровьем. Многие родители уверенны, что для достижения результата коррекционной работы достаточно лишь педагогического воздействия. Но, к сожалению, педагогическое воздействие не может привести к норме физиологию мозга. Практически у каждого ребенка с речевыми нарушениями в медицинской карте стоит запись невролога с каким-то диагнозом. Многие из родителей наблюдают следующие симптомы у ребенка: быстрая утомляемость, снижение концентрации внимания, рассеянность, раздражительность, смена настроения, плаксивость, нарушения сна и т.д. Это говорит о том, что у ребенка имеются проблемы с неврологией. Поэтому для достижения наилучшего результата необходимо комплексная помощь: сопровождения невролога и коррекционная работа педагогов школы. Чем раньше родители начнут сотрудничать с неврологами, тем белее успешен будет ребенок в школе.
Родители должны понимать, что дети очень нуждаются в их внимании, помощи и поддержке. От этого зависит качество жизни ребенка в будущем. Родители должны всегда помнить, что лучшим способом развития речи выступает живое общение.
- Принципы работы по исправлению звукопроизношения.
Организации работы по коррекции нарушений звукопроизношения у детей школьного возраста основывается на традиционных принципах педагогики и дидактики. В качестве основополагающих выделяют принципы, лежащие в основе коррекционной работы:
– принцип комплексности, выражающийся в совместной работе всех участвующих специалистов, педагогов и родителей;
– принцип системности – коррекция речевого дефекта невозможна без учета состояния речи в целом.
- Этапы исправления звукопроизношения.
Исправление звукопроизношения проводится поэтапно:
1-й этап—подготовительный (формирование интереса к логопедическим занятиям; развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия с помощью игр и специальных упражнений; формирование и развитие артикуляционной моторики — это выполнение артикуляционной гимнастики и специальных упражнений для губ, языка, голоса, дыхания и др.) Данный этап протекает у многих детей медленно и требует длительной тренировки. После того, как речевые органы будут достаточно подготовлены
(упражнения выполняются четко, без ошибок, в достаточно быстром темпе),
переходят к постановке звука.
2-й этап—постановка звуков (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов).
Последовательность постановки звуков:
свистящие [с], [з], [ц], [с’], [з’];
шипящие [ш];
сонорные [л];
шипящие [ж];
сонорные [р], [р’];
шипящие [ч], [щ].
Конечной целью этого этапа является постановка правильного произношения изолированного звука. Звук считается поставленным, если ребенок может правильно произносить его изолированно, т.е. рычать: “р-р-р”, шипеть «ш-
ш-ш» и т.д.
3-й этап—автоматизация – закрепление звука в слогах, в словах, предложениях. Поставленный звук нужно обязательно автоматизировать, то есть довести произношение его в речи до автоматизма. У многих детей этот этап протекает медленно и требует длительной тренировки.
Автоматизация звука в слогах:[с], [з], [ш], [ж],[с’], [з’], [л] —автоматизируются сначала в прямых слогах, затем — в обратных и в последнюю очередь — в слогах со стечением согласных;
[ц],[ч], [щ], [л] —автоматизируются сначала в обратных слогах, затем —в прямых и со стечением согласных;
[р], [р’] —можно начинать автоматизировать с проторного анализа и
параллельно вырабатывать вибрацию языка.
Автоматизация звуков в словах: проводится по следам автоматизации в слогах в той же последовательности.
По мере овладения ребенком произношения каждого слога с исправленным звуком он вводится и закрепляется в словах с данным слогом.
Автоматизация поставленных звуков в предложениях:
каждое отработанное в произношении слово включается в предложения, затем — в небольшие рассказы, потешки, чистоговорки, стихотворные тексты со словами, включающими исправленные звуки.
4-й этап—дифференциация поставленных и автоматизированных звуков (в случаях замены одного звука другим):
С-З, С-Сь, С-Ц, С-Ш;
Ж-З, Ж-Ш,
Ч-Сь, Щ-Ть, Щ-Ч, Щ-Ш;
Р-Л,Р-Рь,Рь-Ль,Рь-Й,Ль-Л.
5-й этап—автоматизация звуков в самостоятельной (спонтанной) речи -в монологах, диалогах, играх, труде.
Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого и свободного, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться. На этапе введения звука в самостоятельную речь старайтесь как можно чаще разговаривать с ребенком, используйте для бесед любую возможность: совместные прогулки, “походы” в магазин, часы досуга по вечерам и в выходные дни. Постоянно контролируйте правильность артикулирования “нового” звука.
III. Сроки преодоления недостатков звукопроизношения.
Сроки преодоления недостатков произношения зависят от ряда факторов:
- Индивидуальных, возрастных и психологических особенностей ребенка.У детей нередко наблюдается скованность, стеснительность, замкнутость, а иногда и боязнь встреч с незнакомыми сверстниками и взрослыми, поэтому логопеду иногда требуется время, чтобы расположить ребенка к себе и адаптировать к занятиям. Также эффективность коррекционной работы зависит от уровня развития произвольного внимания, восприятия, памяти, мыслительных операций. В случаях аномалий органов, участвующих в артикуляции (язык, нёбо, зубы, челюсть), также требуется время для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков;
- Регулярности посещения занятий ребенком.Логопед старается организовать занятия в форме игр, но они все равно несут обучающий характер, то есть на них ребенок получает определенные знания, умения и навыки, которые требуют закрепления и развития на последующих занятиях. Поэтому, если ребенок посещает занятия нерегулярно, зачастую данные знания и навыки теряются или не получают своего развития, и процесс логопедической работы замедляется;
- Участия родителей в процессе коррекции.Если у вашего ребенка проблемы с произношением, и он посещает занятия с логопедом, все равно работа даже самого лучшего логопеда не даст хороших результатов, если вы дома не будете регулярно заниматься с ребенком, поскольку коррекция звукопроизношения – это выработка у ребёнка нового условного рефлекса (новой привычки говорить), которая должна подкрепляться положительным эмоциональным настроем, поддержкой ребенка родителями (похвалами, поощрениями) и контролем;
- Степени сложности дефекта, то есть в зависимости от речевого диагноза:
– Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Считается наиболее «легким» диагнозом, поддающимся исправлению в довольно короткие сроки при соблюдении условий, указанных в пунктах 2. и 3. Но и здесь существуют свои нюансы, поскольку дислалия может быть простой (нарушена одна группа звуков, например, шипящие) и сложной (нарушены несколько групп звуков, например, свистящие и шипящие). Для исправления сложной дислалии потребуется больше времени. Дислалия может также быть органической (механической), при которой наблюдаются отклонения в строении языка (укороченная подъязычная связка, слишком маленький или большой язык), нёба, челюстей, зубов. В некоторых случаях механических дислалий необходима консультация (а в ряде случаев и лечение) хирурга и ортодонта. Влияние логопеда в этих случаях также длительно, так как выполняются специальные подготовительные упражнения, которые требуют времени.
–Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение звукопроизношения вследствие дефектов восприятия речевых звуков (фонем). Проявляется в заменах звуков, смешениях их и пропусках. Коррекционная работа с детьми, имеющими данный диагноз, проводится по развитию фонематического восприятия и исправлению произношения и более длительна.
– Дизартрия – нарушения произношения, обусловленные недостаточностью иннервации речевого аппарата в результате поражения центральной и периферической нервной систем. Наблюдается у детей, перенесших асфиксию или родовую травму или имеющих в анамнезе влияние других неблагоприятных воздействий во время внутриутробного развития или в период родов. Дизартрия – одно из самых распространенных речевых нарушений в настоящее время. Часто выражается в межзубном произношении звуков, «хлюпающих» (боковых) звуках и нарушениях звуков раннего происхождения (М, П, Б, Т, Д, К, Г, Х и др.). Практика показывает, что работа с такими детьми занимает больше времени и требует больше усилий от логопеда и родителей. Речь ребенка должна подвергаться постоянному контролю.
- Советы логопеда родителям для формирования и закрепления произносительных навыков у детей в домашних условиях.
Как правильно выполнять домашнее задание логопеда для формирования и закрепления произносительных навыков
- 1. Выполняем артикуляционную гимнастику 5-7 минут.
Гимнастика проводится обязательно сидя перед зеркалом, чтобы ребенок видел свое лицо полностью. Артикуляционные движения должны быть точными. Неточность артикуляции приведет к нечеткому, “смазанному” звучанию.
Взрослый называет и показывает упражнение, а также следит за правильностью выполнения, ребенок выполняет.
Все упражнения выполняются каждый день. Сначала выполняются более простые упражнения, затем более сложные.
- Развиваем мелкую моторику 5 минут.
Взрослый показывает пальчиковую игру, затем выполняет одновременно с ребенком и проговаривает текст, контролирует.
Проводите по 2-3 игры, затем заменяйте их новыми.
Делайте ребенку массаж подушечек пальцев, фаланг.
Выполняйте упражнения с массажными мячами или другими предметами, а также предлагайте самостоятельно помассировать пальчики.
- Выполняем упражнения на развитие речевого дыхания 3-4 минуты.
Проводите дыхательные упражнения через час после еды.
Взрослый называет, показывает упражнение, ребенок выполняет.
Следите за выполнением упражнений: мышцы шеи, груди и рук не должны быть в напряжении.
- Автоматизация звука 10-15 минут.
Работу по автоматизации звука проводите постепенно. От простого к сложному: автоматизация звука в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах, стихотворениях и скороговорках.
На этапе автоматизации звука проговаривайте весь речевой материал, заданный для домашней тренировки (слоги, слова, фразы, скороговорки и т. д.), заучивайте наизусть заданные стихотворения, готовьте пересказы текстов. При выполнении всех заданий постоянно следите за “чистотой” отрабатываемого звука, при необходимости поправляйте ребенка.
Для автоматизации звука используйте наглядность.
Строго выполняйте подготовленный логопедом речевой материал.
Приучайте ребёнка бережно относится к логопедической тетради.
Рекомендации родителям по дифференциации (различению) поставленных звуков
- Выбрать картинки сначала с одним, потом с другим дифференцируемым звуком.
- Записать название картинок в разные столбики, дифференцируемые буквы подчеркнуть.
- Нарисовать или раскрасить картинки, в названии которых есть
дифференцируемые звуки, разными цветами.
Все картинки называются, взрослые следят за произношением звуков.
- Придумать самим слова с дифференцируемыми звуками.
Вставить пропущенную, одну из дифференцируемых, букву в слово, слова прочить. Составить (записать) с ними предложение.
- Прочитать текст, найти и назвать (выписать) слова с дифференцируемыми звуками, пересказать рассказ.
- Выучить наизусть стихи, считалки, пословицы и поговорки, скороговорки, загадки с дифференцируемыми звуками.
- Следить за поставленными звуками в разговорно-бытовой речи.
Общие рекомендации:
- Систематически и аккуратно выполняйте с ребенком домашнее задание.
- Занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме. Только так ребенок усвоит движения органов речи, необходимые для артикуляции определенных звуков.
- Соблюдайте точность и поэтапность выполнения заданий.
- Постепенно усложняйте требования к речи ребенка.
- Вводите поставленные звуки и закрепленные звуки в обиходную речь,
- вырабатывая у ребенка навык самоконтроля.
- Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции.
- Учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли.
- Воспитывайте усидчивость, самостоятельность.
- Не фиксируйте внимание ребенка на том, что у него не получается, лучше подбодрите его.
- Родителям, имеющим дефекты произношения, полезно заниматься вместе с ребенком.
- Каждому ребёнку необходимо разное время для овладения правильным произношением. Не сравнивайте успехи Вашего ребёнка с результатами других детей. Здесь необходим индивидуальный подход.
- Верьте в силы своего ребенка, верой и терпением вселите в него уверенность в исправление нарушения речи и обязательно доведите курс коррекции произношения у ребенка до конца.