Кадырова Раушания Асхатовна
преподаватель сольфеджио
МБУ ДО «Детская школа искусств «Тамчылар» НМР РТ
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №7320
Всероссийская педагогическая конференция Всероссийская педагогическая конференция «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе» 
Наименование работы: Современные педагогические технологии на уроках сольфеджио
Свидетельство участника Конференции, бланк: КН №7320


Современные педагогические технологии 

на уроках сольфеджио

Опыт многочисленных педагогов, психологов показал, что среди разнообразных форм, методов, приёмов воспитания и обучения, одним из наиболее эффективных способов воспитания и социализации личности является привлечение детей к активному участию в творческой деятельности, каким является игра. Именно в игре полнозвучно заявляет о себе неиссякаемая детская активность и эмоциональность. Каждый педагог, выбирая определённый вариант игровой деятельности, должен представлять для себя задачи, помогающие детям в развитии определённых способностей и конечную цель этих игр. Большинство сведений, в особенности начальные музыкальные знания, нужно излагать в игровой форме, с максимальным привлечением фантазии и активности самих учащихся. Именно поэтому многие методики, направленные на развитие интересов, строятся на принципе фантазирования в игровой деятельности, которая помогает легко усваивать новый материал на уроке и обобщать пройденный. Игровые моменты на уроках сольфеджио помогут снять напряжение и переключить внимание с одной формы работы на другую. Поэтому использование игры на уроках сольфеджио для развития музыкально-творческих способностей, бесспорно, насущная необходимость. Какие же формы игровой деятельности используются на уроках сольфеджио для развития музыкально-творческих способностей? Это различные двигательные, ритмические, инструментальные и вокальные импровизации. На занятия, наполненные движением, музыкой, игрой, ребята идут с большим удовольствием. Создание творческой атмосферы – важное условие любого урока. Именно в процессе творчества легче постигаются понятия, правила и законы музыкальной науки. Очень важно, буквально с первых шагов, заинтересовать ребёнка и не перегрузить его информацией, дать новый материал незаметно, в форме игры, сказки, загадки, ребуса. 

Игровые ситуации на уроке, яркие наглядные пособия – всё это способствует тому, чтобы учёба не становилась скучной обязанностью и не отнимала у детей счастливого ощущения жизни. Наглядные пособия – это такие средства обучения, которые создают у детей необходимые зрительные представления для лучшего усвоения учебного материала, активизируют процесс запоминания. К ним относятся различные картины, рисунки, схемы, таблицы, карточки по основным темам элементарной теории музыки. Они разнообразны по своему содержанию, способу изображения, технологии изготовителя, назначения. Использование наглядных пособий позволяет в простой, доступной детям игровой форме дать представление о музыке, её выразительных возможностей; научить различать разнообразную гамму чувств, настроений, переданную музыкой. Музыкальные задания, выполняемые с помощью наглядных пособий, значительно активизируют умственную деятельность ребёнка, развивают его самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает творческий характер. К таким наглядным пособиям можно отнести музыкально-дидактические игры, которые, воздействуя на ребёнка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное воспитание в целом. 

Для повышения интереса к занятиям целесообразно использовать возможности современных технологий: аудио и видео техники, компьютерных программ, интернета и т.п. Использование современных технических средств в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала учащимися при значительной экономии времени, а также мотивирует учеников на получение знаний и успешность. 

В качестве основной цели использования информационных технологий на уроках музыкально-теоретического цикла можно рассматривать активизацию познавательной и творческой деятельности обучающихся. Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к урокам сольфеджио, перед преподавателем стоит задача: сделать урок интересным, насыщенным и занимательным, т.е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у учащихся к учебному процессу и способствующий созданию положительной эмоциональной обстановки обучения, а также развитию музыкальных и творческих способностей. Ведь именно процесс удивления ведёт за собой процесс понимания. На уроках сольфеджио с учащимися можно поиграть в игры: «Нотная дорожка», «Живое пианино», «Музыкальное лото», «Собери мелодию», «Музыкальные загадки», «Следопыт», «Музыкальный поезд», «Лучший фотограф» и др.

Компьютерные игры все увереннее входят в число инструментов обучения. И этот процесс будет продолжаться, подобно тому, как все шире применяются в обучении мобильные технологии. Благодаря использованию разнообразных прикладных программ и грамотно организованной работы преподавателя на уроках музыкально-теоретических дисциплин, компьютер может выполнять множество назначений: учебник, пособие, тренажер, репетитор, библиотека, фонотека, видеотека, концертный зал и др. 

На уроках сольфеджио используются компьютерные образовательные технологии для улучшения понимания и запоминания материала. Видео материалы позволяют обучающимся увидеть и услышать примеры музыкальных произведений, а также наглядно объяснить теоретические концепции. Интерактивные презентации помогают структурировать информацию и делают урок более интересным и увлекательным. Фрагменты уроков, на которых используются мультимедийные презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Мультимедиа технологии за счёт новых форм подачи информации, её восприятия позволяют в несколько раз повысить эффективность и качество обучения. Компьютер дает возможность разучивать песни, выполнять функции «тренажера», проводить музыкально-слуховой анализ произведений. Далее представлены некоторые музыкальные обучающие программы, которые могут быть полезны педагогам и детям на уроках сольфеджио и нотной грамоты:

«Ear Master», «Музыкальный класс», «Музыкальный экзаменатор», «Музыкальные Аркады». Программу «Музыкальный класс», целесообразно использовать как на предметах сольфеджио и музыкальной грамоты, так и на уроках слушания музыки и музыкальной литературы. В программе имеется раздел «Теория музыки», в котором пользователь самостоятельно выбирает урок, прослушивает его и выполняет упражнения для проверки усвоения знаний. 

Для совершенствования музыкальных навыков и знаний, а также для самоподготовки учащихся широко применимы компьютерные онлайн-игры «Радуга из нот», «Проверка слуха», «Пианист», игры-онлайн с сайта «Детям о музыке»: «Нотный стан и ноты», «Разноцветный ксилофон», «Сочиняем музыку», «Одинаковые звуки», «Музыкальный тренажер», «Нотный стан и клавиатура». 

Обучающие музыкальные игры в помощь преподавателям – «Вирартек»: «Ноты-картинки», «Ноты в скрипичном ключе», «Ноты в басовом ключе», «Музыкальные тембры», «Музыкальная викторина», «Музыкальные символы», «Названия клавиши», «Ритмические фигуры», «Классические аккорды» и многие другие обучающие онлайн-игры. На сайте «Сольфеджио-онлайн» можно применить бесплатный интернет-тренажер, где можно ответить на музыкальные тесты по сольфеджио, определить на слух интервалы, аккорды, записать диктант.

 

Список литературы:

  1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Лучшие музыкальные игры для детей. – М.: ЛАДА, 2006
  2. Камозина О. П. Неправильное сольфеджио, в котором вместо правил – песенки, картинки и разные истории! – Ростов н/Д: Феникс, 2009
  3. Полозов С. П. Обучающие компьютерные технологии и музыкальное образование. Саратов, 2002
  4. Тараева Г. Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. – М.: Классика-ХХI, 2007

 

Современные педагогические технологии на уроках сольфеджио