Мироманова Любовь Александровна
педагог дополнительного образования
МБОУ ДО ЦДТ «Содружество» г. Новосибирск
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №141910
Наименование конкурса: «Методических разработок и педагогических идей «Грани мастерства педагогов дополнительного образования»
Наименование конкурсной работы: Методическая разработка «Развитие музыкального слуха у детей младшего школьного возраста»
Итоговая оценка: 1 место,  85 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №141910


       Методическая  разработка  для  педагогов  и  родителей Миромановой Л.А. – педагога дополнительного образования   МБУ ДО  ЦДТ «Содружество» г. Новосибирск.     

Тема – «Развитие музыкального слуха у детей  младшего  школьного  возраста»          

1.Введение:

В настоящее время образовательный процесс в дополнительном образовании осуществляется согласно Федеральным государственным стандартам.  Данные требования учитывают возрастные и индивидуальные особенности  учащихся и направлены на: выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте; создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей; воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого пения. Этот процесс невозможен без развитых музыкальных способностей ребёнка, в число которых входит музыкальный слух. Именно музыкальный слух  служит фундаментом для каждого вида музыкальной деятельности. Наличие музыкального слуха является обязательным условием для успеха в таких профессиях как музыкант, композитор, певец, дирижер, аранжировщик, звукорежиссер, танцор. Кроме того, музыкальный слух помогает во всех видах деятельности, так или иначе связанных с восприятием, правильной интерпретацией или правильным воспроизведением звуков. Например, изучение иностранных языков, декламация стихов, охота на диких зверей и птиц, работа с эхолотом для исследования морского дна, служба на флоте в качестве гидроакустика на подводной лодке и т.д.                                                                                                  Научно доказано, что музыкальный слух у ребенка развивается уже в утробе матери. Рождаясь, ребенок уже его имеет, но он еще не развит. Способность верно воспроизводить мелодию голосом формируется у ребенка в период от 4 до 7 лет, причем большой прогресс наблюдается на 5 году жизни. Чтобы развить его, нужны систематические занятия: сначала дома с родителями, затем в детском саду на музыкальных занятиях, в школе на уроках музыки, а так же в системе дополнительного образования. 

  1. Как работает человеческий слух?                                                                                         

Человеческий слух зависит от комбинации когнитивных и сенсорных процессов, которые функционируют посредством интерактивных цепей нейронных путей снизу вверх и сверху вниз, идущих от ушной улитки до головного мозга и обратно. Для справки: ушная улитка – это передний отдел перепончатого лабиринта, отвечающий за слуховую часть внутреннего уха, воспринимающего и распознающего звуки.                                                                   Задача органов слуха – анализировать звуки окружающей среды и передавать результаты этого анализа в мозг. В органах чувств есть специализированные сенсорные клетки, которые преобразуют сигнал окружающей среды в электрическую энергию. Затем изменение электрической энергии преобразуется в цифровой код, который передается в мозг. Слуховая система человека выполняет анализ звука и преобразует его в нейронный код.  Таким образом, для обработки звуков, связанных как с музыкой, так и с языком, задействованы одинаковые нейронные пути. И если человек слышит звуки, следовательно, он точно таким же образом может слышать и музыку. И точно так, как он со временем запоминает голоса и различает тембр своих новых знакомых, коллег, сотрудников, соседей, он может запоминать и различать нюансы звучания музыки. Другое дело, что в быту люди обычно не задаются целью различать нюансы звучания голоса того или иного знакомого, классифицировать разговорный диапазон его голоса по нотам, не вникают в нюансы звукоизвлечения. Если поставить перед собой все эти задачи, даже в быту каждый человек будет слышать намного больше,  чем если не будет обращать внимание на такие тонкости. Однако всё, что касается профессиональных занятий музыкой, требует концентрации на вышеописанных нюансах. И даже если человек не знает ноты и названия интервалов, он все равно идентифицирует и запоминает их на слух, что и позволяет воспроизводить песню. Это в случае, если человек обладает развитым музыкальным слухом, как говорится, от природы. Если же природа не наградила такой супер способностью слышать нюансы звучания музыки, ее можно развить.                                   Вы уже знаете о том, что такое восприятие звуков, поэтому, подключив сознание и дав соответствующую команду мозгу, человек может сделать восприятие музыки более осознанным. Более того, занятия музыкой и работа над развитием музыкального слуха улучшают способности человека более тонко воспринимать звуки окружающего мира, лучше слышать тихие звуки и точнее идентифицировать источник звука. А так же  выяснили, что слуховой опыт, накопленный за годы последовательной музыкальной практики, всесторонне настраивает слуховую систему человека, укрепляет нейробиологические и когнитивные основы обработки музыки и речи. И даже кратковременные тренировки дают видимый (точнее, слышимый) эффект, в способности различать высоту звука. Доказано, что путем специальных тренировок можно со временем достичь практически такой же чувствительности восприятия звуков, как у музыкантов, специализирующихся на классической музыке.

  1. Понятие «музыкальный  слух».  Главной составляющей музыкальных способностей, является музыкальный слух. Недостаток его развития отражается на возможности заниматься музыкальной деятельностью как таковой. Музыка́льный слу́х  – это совокупность способностей человека, позволяющих ему полноценно воспринимать музыку и адекватно оценивать те или иные её достоинства и недостатки; наиболее важное профессиональное качество, необходимое для успешной творческой деятельности в сфере музыкального искусства. Это способность быстро  улавливать, опознавать, запоминать и воспроизводить услышанные звуки. Музыкальный слух, как любая функция нашего организма, развивается только при активном использовании, а также при регулярных и систематических занятиях. Существуют целые системы, которые доказывают, что музыкальный слух – это явление не уникальное. Обучать музыке, развивать музыкальный слух можно и нужно у каждого человека. Советский композитор и педагог                                               Д.Б. Кабалевский практическим путём доказал, что заниматься музыкальной деятельности может практически любой человек. 
  2. Психологические предпосылки развития музыкального слуха детей младшего школьного возраста.

Психологический опыт ребенка, его эмоциональная, мотивационная и другие сферы личности отличаются от психики взрослого человека. Для практической работы педагога возрастные особенности имеют принципиальное значение. По целому ряду психологических и социальных показателей оптимальным для начала педагогического руководства развитием музыкального слуха может быть признан младший школьный возраст. Именно для младшего школьного возраста учебная деятельность становится ведущей. «В процессе деятельности у младшего школьника возникают главные психологические новообразования – содержательная рефлексия, анализ и планирование, которые определяют существенные качественные изменения, как познавательных процессов ребенка, так и всей его … личностной сферы»  Новообразования не возникают автоматически. Для их формирования необходима соответствующая деятельность.  Следовательно, развитие музыкального слуха на уроках музыки в начальной школе  и занятиях в системе дополнительного образования, является наиболее адекватной возрасту педагогической задачей. Для ее решения в этом возрасте складывается целый комплекс необходимых психологических предпосылок. Г.С. Тарасов приводит следующие «наиболее типичные… показатели возрастных психологических особенностей детей младшего школьного возраста.                                                                                                      моторная активность, позволяющая прожить, «отработать» движениями разного типа и уровня метроритмическую и, шире, временную природу музыки.                                                                                                                           сенсорно-перцептивная активность (Сенсорно-перцептивные процессы – это психические познавательные процессы, с помощью которых осуществляется восприятие человеком окружающей  его действительности, его внутреннего опыта и внутренних ощущений.)                                                                                                                                               интеллектуально-волевая активность  обеспечивает богатое слуховое восприятие;                                                                                                                        мотивация и эмоционально-выразительная активность.  Согласно исследованиям                    К.В. Тарасовой, именно к 7 годам у ребенка складывается полный комплекс музыкальных способностей. Исследуя развитие восприятия в дошкольном возрасте, она пришла к следующим выводам: «Музыкальное восприятие в период от начала 4-го до конца 7-го года жизни развивается в единстве и взаимодействии двух основных линий: собственно интонационного восприятия и осознания музыки, и ее индивидуальной интерпретации, опосредованной жизненным и музыкальным опытом ребенка. Первая из этих линий идет от отдельных, относительно второстепенных компонентов музыкальной интонации к их комплексам и, наконец, восприятию и осознанию ее мелодической стороны. Вторая линия интерпретации внемузыкальных образов и ассоциаций идет от единичных, бедных, сугубо конкретных и односложно названных образов к развернутым, ярким картинам и сюжетным рассказам, включающим образы-воспоминания и образы-фантазии.  Появление ярко выраженной мелодической ориентации музыкального восприятия свидетельствовало о новом качественном скачке в его развитии, который произошел на 7-м году жизни.                                                                                               При ярко выраженной ведущей роли мелодического начала в большинстве произведений школьного репертуара, мелодическое восприятие становится не просто одной из важнейших форм интонационного восприятия. Оно «сворачивает» на себя весь выразительный комплекс средств музыкального языка. Поэтому, период активного становления мелодического восприятия можно признать наиболее благоприятным для развития и музыкального слуха.                                                                                                        Педагогическое руководство развитием музыкального слуха может опираться на разработанную П.Я. Гальпериным концепцию поэтапного формирования умственных действий. Суть этой концепции состоит в том, что действия, операции, которые поначалу выполняются под руководством учителя в развернутых и наглядных формах, постепенно  сокращаются. В поэтапном формировании умственных действий огромная ответственность лежит на учителе. Она обусловлена природой межличностных отношений: младших школьников отличает доверчивое подчинение авторитету, вера в истинность всего, чему учат. Учитель, как правило, является одним из наиболее значимых для ученика людей, ребенок принимает ожидания взрослого и старается им соответствовать. В этом возрасте еще не сложилась и система ценностей. Дети готовы принять чужие ценностные ориентации, и активно используют их в отношениях друг с другом, лишь постепенно выделяя из них свои личные ценности. За период младшего школьного возраста происходит их эмоциональное освоение и закрепление в деятельности. Поэтому правильно расставленные педагогом ценностные акценты будут в дальнейшем способствовать более глубокому и адекватному постижению смысла музыкальных произведений.                                                                                                      Исходя из этого, можно сделать вывод:

  • развитие музыкального слуха в начальной школе является адекватной возрасту педагогической задачей;
  • в этом возрасте становится активным весь комплекс «психического строительного материала», необходимый для формирования музыкального слуха: сенсорно перцептивная активность, моторная активность, эмоционально-выразительная активность, интеллектуально-волевая активность;
  • 7 годам у ребенка складывается полный комплекс музыкальных способностей; 
  • мелодический слух развивается в онтогенезе как единая система, для которой  характерно взаимодействие перцептивного и репродуктивного компонентов;  
  • формирование этих компонентов идет от элементарных к все более сложным составляющим.

Одна из характерных тенденций музыкальной педагогики XX-XXI вв. – это привлечение внимания к формированию музыкального слуха как основы музыкального воспитания и к поискам эффективных методов, ведущих к его интенсивному развитию. Обращаясь к проблеме музыкального воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, целью которого является формирование у них музыкальной культуры как части художественной культуры, мы должны обозначить музыкально-слуховое развитие как одно из важнейших его направлений. Поставленная цель требует определения путей и методов активизации этого процесса. Исследование теоретико-методологических основ развития музыкального слуха как способности дает основание обратить внимание на следующие положения:                                                                                                                               – музыкальный слух, как и любая способность – сложное образование, в котором взаимодействуют природные качества личности и общественный компонент, общественно выработанные знания и умения;                                                                                                 – способность эта проявляется и эффективно развивается лишь в такой деятельности, которая  требует ее участия, и в которой приобретаются необходимые знания, умения и навыки;                                                                                                                                                       – специальные способности должны рассматриваться как часть целого, во взаимосвязи с другими качествами личности;                                                                                                                 – способности не могут просто насаждаться из вне, у каждого человека существуют свои внутренние условия их функционирования.

Музыкальность человека обусловлена сложной системой объективных и субъективных причин, которые связаны с психическими свойствами личности, проявляющимися прежде всего в темпераменте и характере, с задатками как общих, так и специальных музыкальных способностей. Разные этапы музыкального развития  характеризуются определенными признаками музыкальности, проявляющимися в разных взаимосвязях и взаимоотношениях. Исчерпав себя, они закладывают основу для новых, более совершенных и сложных качеств. Например, звуковысотный слух закладывает основу для мелодического, гармонического, полифонического слуха, которые развиваются и функционируют уже по более сложным законам, чем звуковысотный слух.                            Музыкальность ребенка зависит от специфики взаимосвязи ее структурных компонентов, степени и качества их развития. Поэтому одной из педагогических задач, обеспечивающей оптимальное формирование музыкальности на начальном этапе, является установление уровня развития музыкального слуха у ребенка.                                                  Успех формирования музыкального слуха в большой мере зависит как от задатков ученика, так и от методов развития ее структурных компонентов. Учёные считают, что для его развития нужна специальная система развивающих упражнений, которая будет ориентирована  как на индивидуальную, так и на групповую работу, охватывать как учебную, так и внеклассную работу. Подбор дифференцированных личностно-ориентированных развивающих заданий является при этом главной задачей.                                                                                                                Важной психологической основой развития музыкального слуха является мышление. В процессе музыкального восприятия участвуют все мыслительные операции. Операцию можно считать элементарной единицей мыслительного процесса, так как она предполагает выполнение одного законченного действия. Большинство операций присутствуют в процессе музыкального познания в более или менее специфическом качестве. Музыкальное познание обязательно предполагает сравнение, суждение и умозаключение, которое возникает в результате сопоставления нескольких суждений. Из сопоставления отдельных эмоциональных переживаний вырастает переживание логики развертывания художественного образа. Таким образом, мы видим что этапы и операции развертывания мыслительного процесса, выделяемые общей психологией мышления, задействованы при восприятии музыки.

  1. Теоретические аспекты развития музыкального слуха детей дошкольного и младшего школьного возраста

Значительный вклад в разработку методов и приемов развития музыкального слуха у детей в процессе пения внесла Г. П. Стулова. Она отмечает, что малоэффективным является обучение, основанное на каком-либо одном методе. Хороший педагог должен владеть различными методами и приемами обучения и уметь применять их в соответствии с ситуацией. Г. П. Стулова выделяет следующие методы, эффективные для развития мелодического слуха:

  1. Концентрический метод. Основоположником этого метода считается М.И.Глинка. Суть данного метода заключается в постепенном расширении звукового диапазона голоса концентрическими кругами, начиная от примарных (т.е. наиболее естественно и красиво звучащих) тонов. С большой осторожностью следует подходить к его расширению. Стремление к искусственному расширению диапазона, особенно его верхнего «отрезка» может привести к негативным последствиям, вплоть до заболевания певческого аппарата ребенка.
  2. Фонетический метод. Фонетический метод в работе с детьми является одним из способов настройки голоса на тот или иной тип тембрового звучания. Суть метода заключается в том, что каждая фонема, слог или слово целостно организует работу всего голосового аппарата в определенном направлении. В соответствии с тем, в какую сторону следует исправлять звучание, подбираются упражнения, построенные на определенных звуках (фонемах). Фонетический метод применяется не только в упражнениях, но и на этапах разучивания, работы над песенным материалом. Для этого используется вокализация мелодии песни на разных гласных с целью выравнивания тембрового звучания голоса.
  3. Метод мысленного пения. Данный метод базируется на основе внутрислухового представления и является одним из самых эффективных в работе с детьми. Использование мысленного пения активизирует слуховое внимание, направленное на восприятие и запоминание звукового эталона для подражания. Использование метода внутреннего пения связано с таким видом психической деятельности, как музыкально-слуховые представления. Мысленное пение учит внутренней сосредоточенности, развивает творческое воображение. Таким образом, слуховое внимание делается направленным. Слуховое восприятие учащихся особенно активизируется при условии сочетания мысленного пения со зрительным рядом, когда дети наблюдают за мимикой, способом артикуляции и дыхательными движениями учителя.

Среди известных методических приемов для развития слухового восприятия Г. П. Стулова отмечает следующие приемы:

– слуховое сосредоточение и вслушивание в показ учителя;

– сравнение разных вариантов исполнения с целью выбора лучшего;

– использование детских музыкальных инструментов для активизации слухового внимания;

– подстраивание высоты своего голоса к звуку камертона, рояля, голосу учителя или группы детей с наиболее развитым слухом;

– пение «по цепочке»;

– моделирование высоты звука движениями руки и т.п.

  1. Разновидности музыкального слуха и приёмы их развития.

Музыкальность человека обусловлена сложной системой объективных и субъективных причин, которые связаны с психическими свойствами личности, проявляющимися,  прежде всего в темпераменте и характере, с задатками как общих, так и специальных музыкальных способностей. Разные этапы музыкального развития характеризуются определенными признаками музыкальности, проявляющимися в разных взаимосвязях и взаимоотношениях. Исчерпав себя, они закладывают основу для новых, более совершенных и сложных качеств. Например, звуковысотный слух закладывает основу для мелодического, гармонического, полифонического слуха, которые  развиваются и функционируют уже по более сложным законам, чем звуковысотный слух. Музыкальность ребенка зависит от специфики взаимосвязи ее структурных компонентов, степени и качества их развития. Поэтому одной из педагогических задач, обеспечивающей оптимальное формирование музыкальности на начальном этапе, является установление уровня развития музыкального слуха у ребенка. Успех формирования музыкального слуха в большой мере зависит как от задатков ученика, так и от методов развития ее структурных компонентов. Для его развития нужна специальная система развивающих упражнений, которая будет ориентированная как на индивидуальную, так и на групповую работу, охватывать как учебную, так и внеклассную работу. Подбор дифференцированных личностно ориентированных развивающих заданий является при этом главной задачей.                                                                 

Абсолютный слух – это абсолютная память на высоту звука, способность точно определять и запоминать высоту звука (ноту) без сравнения с заранее заданной высотой звука (нотой). Абсолютный слух облегчает слуховую ориентацию в воспринимаемой музыке. Музыканты, обладающие абсолютным слухом, легко узнают тональность произведения и легко следят за модуляционными сменами тональностей. (Это важно, например, для профессии дирижера). В классных условиях выработать абсолютный слух, вероятно, невозможно. То, что иногда принимается за абсолютный слух, это есть способность человека запоминать какой-то определенный тон в качестве исходного (например, у струнников – тон «ля «по отношению к другим музыкальным тонам). Абсолютный слух не является свойством врождённым, хотя некоторые считают именно так. Этот слух появляется только в процессе музыкальной деятельности. Обладатель абсолютного слуха должен работать над его развитием в плане музыкальных способностей. Слух должен не только уметь фиксировать высоту звуков, но, главное, осмысливать музыку. Так, относительный слух иногда может быть более продуктивен, при определенной тренировке и объеме знаний, нежели слух абсолютный.

Относительный слух – Относительный слух обусловлен способностью определять и воспроизводить звуковысотные отношения путём сравнения с эталонным звуком.  К относительному слуху можно отнести все виды обязательного компонентного слуха. К ним относятся: ритмический, мелодический, интервальный, гармонический, ладовый, тональный, звуковысотный, интонационный, тембровый, динамический, полифонический слух. Каждый вид слуха отвечает за определенную сторону восприятия и понимания музыки, за её передачу. Каждый компонент относительного слуха подвергается развитию, путем использования специальных упражнений, которые могут быть направлены на развитие одного лишь вида слуха, но зачастую это происходит комплексно. Чем раньше ребенок попадет на занятия музыкальной грамотой, тем быстрее и эффективнее разовьются у него музыкальные способности, в том числе и относительный слух.

Внутренний слух – способность мысленно «услышать» музыку. Классический пример обладания таким слухом – Бетховен, потерявший способность слышать, но не потерявший дар писать музыку, воспринимая ее звучание лишь внутренним слухом.                                                                                      Внутренний слух – это музыкально-слуховые представления. Способность к мысленному представлению тонов и их отношений без помощи инструмента или голоса. Исполнительский  внутрислуховой  образ. Важно с первых шагов уделять внимание подбору: вижу – слышу, слышу – представляю движение. Играть мысленно – значит думать.

Приёмы развития внутреннего слуха:

  • Подбор по слуху, транспонирование( перенесение музыкального материала в другую тональность) 
  • Исполнение в замедленном темпе с установкой на предслышание последующего материала.   
  • Проигрывание способом «пунктира» – фраза вслух, фраза «про себя», сохраняя при этом слитность движения.
  • Беззвучная игра на клавиатуре – пальцы слегка дотрагиваются до клавиши.        
  • Освоение музыкального материала «про себя».  
  • Выучивание пьесы или её отдельного куска глазами наизусть, а лишь затем его осваивать на клавиатуре.  

Ритмический слух.  Ритм – одно из выразительных средств музыки, с помощью которых передается содержание. Значение развития ритмического слуха в музыкальном воспитании ребенка заключается в том, что оно: помогает развитию музыкальных способностей и обогащает эмоциональный мир детей; развивает познавательные способности; воспитывает активность, дисциплинированность, чувство коллективизма. Ритмический слух – это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его, это способность идентифицировать длительность и последовательность звучания нот (ритм), а также скорость звучания музыки (темп). В каждом музыкальном произведении есть равномерное чередование сильных и слабых долей – размер (пульс). Услышать и почувствовать равномерное биение в музыке – первая задача в развитии музыкального слуха. Без пульсации невозможно воспитание музыкальных способностей. Ритм в музыке воспринимается не только слухом и сознанием, но и всеми клетками организма. При слушании музыки у человека возникает потребность (интуитивная) двигаться, дышать в слышимом ритме. По мнению Теплова, эмоциональное воздействие ритма на слушателя очень сильно, и эмоциональный отклик на ритм является как бы простейшим, первичным проявлением музыкальности. Переживание ритма – это активный процесс, тесно связанный с восприятием музыки.  Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Содержание музыки эмоционально. Ритм же одно из выразительных средств музыки, с помощью которых передается содержание. Поэтому чувство ритма, также как и ладовое чувство, составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Активный, действенный характер музыкального ритма позволяет передавать в движениях (имеющих, как и сама музыка, временной характер) мельчайшие изменения настроений музыки и тем самым постигать выразительность музыкального языка. Характерные особенности музыкальной речи (акценты, паузы, плавное или отрывистое движение и т.д.) могут быть переданы соответствующими по эмоциональной окраске движениями (хлопки, притопы, плавные или отрывистые движения рук, ног и т.д.). Это позволяет использовать их для развития эмоциональной отзывчивости на музыку.

Приёмы развития ритмического слуха:  

  • Наиболее эффективный путь воспитания чувства ритма – это постоянное обогащение музыкально-ритмическими впечатлениями (пение песен, танцы под музыку, ритмические игры, слушание музыки). Постепенно по мере осознания учащимися простейших ритмических соотношений, следует переходить к элементарному анализу ритма, обращая внимание на характерную структуру двух-трёхдольного размера. 
  • Важнейшей задачей в развитии музыкального слуха является выработка чувства пульсации. Должно быть нерушимым законом: сначала пульс, затем на его основе развёртывается ритм, претерпевающий различные варианты оживления и торможения.  
  • Просчитывание исполняемой музыки. Установлено, что счет ведет к значительному утверждению ритмического чувства, дает ему дополнительную и надежную опору. Он помогает ученику разобраться в ритмической структуре малознакомой музыки, находит метрически опорные доли. Но чтобы привычка к постоянному счету не привела к притуплению эмоционально окрашенных впечатлений, считать нужно только выборочно, по мере необходимости.
  • Игра – подбор по слуху – помогает ученикам самим разобраться в ритмических соотношениях музыки, содействуя так же развитию у них чувства ритма. Ритм должен быть гибким и подчёркивать характер произведения. При этом нужно следить за соотношениями целого и его частей. 
  • Начертание ритмо-схем. Некоторые педагоги называют их чертежами. Эти графические рисунки дают ученику зрительное представление метроритмического узора.
  • Простукивание и прихлопывание метроритмических фигур. Эти приемы специально акцентируют ритмометр. Более предпочтительны простукивания, при которых рукой можно отбивать счет, а мелодию напевать.
  • Неоценимую пользу для ритмического чувства приносит игра в ансамблях. Дети усваивают сочетание длительностей – ровное, пунктирное, синкопированное, сочетание разных вариантов ритма. 
  • Конкретный показ педагога, «эталон» исполнения, который поможет ученику устранить техническую погрешность.

Мелодический слух  – В вопросе о понятии «мелодического слуха» мы будем опираться на труды  Б.М.Теплова. Так, мелодическим слухом мы будем называть «проявление звуковысотного слуха по отношению к одноголосной мелодии», т.е.  способность воспринимать движение мелодии и изменение высоты звуков друг относительно друга. Мелодический слух проявляется в восприятии мелодии именно как музыкальной мелодии, а не как ряда следующих друг за другом звуков. Мелодический слух рассматривается музыковедами как первичное проявление музыкальности. Он проявляется на основе развития гармонического слуха, хотя чистота интонирования, точность восприятия и воспроизведения звуковысоты музыкальной мысли необходима. Далее идёт глубина и содержательность мелодии, её эмоционально-психологическая сущность.  Мелодический слух формируется во многом самопроизвольно в различных видах музыкальной деятельности, начиная с простейшей – слушания музыки. Очень важным проявлением мелодического слуха является чувствительность к точности интонации, выражающаяся как в способности самому соблюдать точную интонацию, так и в способности оценивать точность интонации чужого исполнения. Одним из наиболее элементарных его проявлений является чувство тоники – тенденция заканчивать на ней мелодию и ощущать ту, которая завершается неустойчивым звуком, как незаконченную. На начальном этапе развития мелодического слуха у детей необходимо сформировать у них представление о мелодической линии, мелодическом рисунке, выработать у них ощущение восходящего и нисходящего движения. Хотя эти характеристики и не являются ладовыми признаками мелодии, их освоение выступает как необходимый этап воспитания ладового слуха.

Методы и приёмы развития мелодического слуха:

  • Словесный метод (например, беседа о том, что такое мелодия, лад, унисон и т.д.)                                                                                                                            
  • В игре «Эхо» перед детьми ставится задача повторить короткую попевку или фрагмент мелодии, исполняемую педагогом  acapрella. Сначала дети повторяют мелодию хором, затем группами по 3-4 человека, а после снова хором. Необходимо следить за тем, чтобы дети «подстраивали» свои голоса друг к другу, добиваясь тем самым чистоты интонирования и унисона.  
  • Выработка ощущения восходящего и нисходящего движения.           
  • Узнавание ребёнком знакомой ему мелодии. Такое упражнение позволяет активизировать музыкально-слуховые представления детей и способствовать развитию их мелодического слуха.
  • Практический метод, включающий в себя показ педагогом  исполнительских приемов в пении, непосредственное исполнение детьми тех или иных заданий, упражнений и т.д.
  • Проигрывание мелодии без сопровождения.
  • Исполнение на фортепиано аккомпанемента и пропевание мелодии, сначала «про себя», а потом вслух.                                                                                                          
  • Досочинение мелодии  на основе предложенного ритмического рисунка.                                                                                              
  • Зрительная наглядность, которая сочетается со слуховой. Зрительная  наглядность выражается в показе певческих приемов, использовании ручных знаков при распевании или в процессе вокальной работы над произведением; применении широкого спектра наглядных средств (различных карточек с изображением «звуковой лесенки» или ладовыми обозначениями «мажор-минор», «грустно-весело»)
  •  Использование системы относительной сольмизации, когда каждой ступени лада соответствует наглядный ручной знак – определённое положение кисти руки и пальцев и закреплённое за ней слоговое название. Методики системы относительной сольмизации  уникальны, эффективны и интересны в работе с детьми. Создатели этой системы  З. Кодай, Э. Шеве, Н. Долматов, В. Брайнин-Пассека и другие.
  • Использование фонопедического метода В.Емельянова. Он основан на использовании влияния отдельных звуков речи (фонем) на работу голосового аппарата и звучание певческого голоса. Такая технология позволяет опереться на активную работу артикуляционных органов – части голосового аппарата, наиболее управляемой сознанием ребенка. Имитация же высоких и низких звуков природы и жизни, голосовые  сигналы доречевой коммуникации (крик, вздох, стон, плач и т.д.) быстро выводят ребенка на понимание высоты звука, на владение своим голосовым  аппаратом, расширяют его песенный и речевой диапазон.

Тембровый слух– способность колористически чутко ощущать тембральную окраску отдельных звуков и различных звукосочетаний. Тембр – это индивидуальная окраска голоса человека или звучания инструмента, и важная составляющая музыкального слуха. Исследователи связывают формирование его основ с восприятием речи и процессом овладения языком в детском возрасте. В филогенезе тембровый слух формируется как самый ранний вид слуха. Он входит в состав интонационного слуха как способности восприятия звука в единстве всех его свойств (высоты, тембра, громкости, артикуляции).  Каждый человек может представить тембр звука по восприятию по-разному – звук может быть мягким, грубым, лёгким, матовым, резким, светлым и любым другим. Данный вид слуха на достаточно высоком уровне зачастую развит у дирижеров, работников оркестра звукорежиссеров. Отличите ли вы женский голос от мужского, скажем, включив радио?  Различите ли вы голоса ваших друзей, или членов семьи, если они будут разговаривать, находясь вне зоны видимости?  Отличите ли вы звук гитары от звука фортепиано? А звук скрипки от звука трубы? Без сомнения, все ответят «Да, конечно отличу! Это ведь так просто, проще некуда!».  Вас можно поздравить, вы только что доказали себе, что у вас имеется отлично развитый тембровый слух!                                                                                                                             

 Приёмы развития тембрового слуха:

  • Наглядное сравнение типов музыкальных инструментов.                                        
  • Сопоставительный анализ тембров музыкальных инструментов и певческих голосов на уровне жизненного опыта, интеллектуальных способностей и эмоциональной реакции младших школьников.                                                                 
  • Сравнение исполнения оперных арий разными певцами.                                                
  • Сопоставление приёмов извлечения звука в вокальном исполнительстве.

Гармонический слух – способность воспринимать ноты, звучащие вместе, и воспроизводить их по одной  – это способность слышать гармонические созвучия, аккорды, уметь раскладывать их. По определению Б. М. Теплова, гармонический слух представляет собой «способность воспринимать (одновременно) множество звуков как единое целое».  Гармонический слух проявляется, прежде всего, в способности  воспринимать многоголосие. На практике этот вид слуха может быть полезен, например, в подборе  на слух аккомпанемента к заданной мелодии или пении в многоголосном  хоре, что осуществимо даже в случае отсутствия у исполнителя подготовки в области элементарной теории музыки. Этот слух должен быть хорошо развит  у хоровых дирижеров. Стоит отметить, что гармонический слух бывает тесно связан с ладовым слухом. С точки зрения Д.Н. Кирнарской, гармонический слух можно соотнести к подвиду аналитического слуха, так как именно он позволяет произвести анализ звучания тех или иных оборотов, он одновременно просвечивает вертикаль и соединяет полученные созвучия в новую горизонтальную последовательность, он помогает упорядочить звуковую логику, лежащую в основе музыкального потока. Важными формами работы в развитии гармонического слуха является пение многоголосия, слуховой анализ, гармонизация мелодий, сочинение музыки, импровизация. Главная задача в работе над многоголосьем – чувство строя. Нужно научиться слышать друг друга, общее звучание аккорда, каждый голос  по отдельности и умение подстраиваться.

Приёмы развития гармонического слуха  у  начинающих певцов:

  • Начать работу  над  многоголосьем с канона.
  • Развивать чувство строя в ансамбле, используя удобные интервалы.
  • Пение духголосных упражнения с остинато в одном из голосов.
  • В работе над двухголосием – пропевать мелодию одного голоса с одновременным проигрыванием второго голоса. 
  • Проучивать отдельные  партии  и добиваться чистого их интонирования.
  • Проигрывать  двухголосные фрагменты в медленном темпе с вслушиванием до понимания склада композиции.
  • Извлечекать из произведения «спрессованных» гармоний и последовательностей с последующим их проигрыванием на клавиатуре и пропеванием. (метод Оборина и Нейгауза). 
  • Пропевание аккордов в мелодическом изложении.                                                                                                           
  • Сольфеджирование аккордовых и интервальных последовательностей.                                               
  • Подбор гармонического сопровождения к мелодиям.
  • Транспонирование популярных несложных произведений  в

различные тональности.

Упражнения для развития гармонического слуха:

  • Играется любой удобный для воспроизведения звук. Пускай это будет нота до. Пока звук тянется, ученик слушает и повторяет его про себя. Затем при повторе поет его в унисон с инструментом.
  • Дается та же нота до, но на октаву выше, в неудобной для воспроизведения тесситуре. Ученик слушает и поет про себя, а затем при повторном проигрывании поет ноту до первой октавы и слушает частоту совпадений этих звуков на расстоянии октавы.
  • Играется любой удобный звук (например, ми), и, после того как он отзвучит, ученик должен повторить его по памяти.
  • Играется несколько звуков одновременно в удобной тесситуре (например, до – ми – соль). Ученик поет по заданию самый низкий, самый высокий или средний звук.
  • Дается гармоническая настройка в тональности. Ученик должен на слух определить и спеть самую устойчивую I ступень.
  • Проигрывается мелодия, а ученик каждый раз останавливает проигрывающего, как только определит I ступень лада.
  • Ученику предлагается самостоятельно завершить незаконченный отрезок мелодии на I ступени.

Ладовый  слух – способность слышать взаимоотношения между нотами и их сочетаниями, различать минорную и мажорную тональность, устойчивые и неустойчивые звуки, напряжение и разрежение в музыке.                                                        В работе над развитием «чувства лада» очень полезны упражнения, создающие «ладовую настройку». Их рекомендуется пропеть перед работой над мелодией в той же тональности. Гамма; устойчивые ступени по порядку и в произвольном порядке; неустойчивые ступени по порядку и в произвольном порядке; разрешения неустойчивых ступеней; опевание устойчивых ступеней; скачки с устойчивых ступеней на неустойчивые с последующим разрешением, и т.д.   Б.М.Теплов подчёркивал, что «ладовое чувство есть эмоциональное  переживание отношений между звуками». Все важнейшие определения, касающиеся лада, в той или иной степени отражают связанные с ним эмоциональные состояния. Мы говорим об устойчивости и неустойчивости и тем самым фиксируем определённое переживание отдельных тонов. Мы говорим о тяготении как о специфическом состоянии устремлённости, обусловленном восприятием звука или аккорда и последующим движением в другие тоны. Мы говорим о ладовой окраске, соотносимой, например, с мажорным или минорным наклонением, и имеем при этом в виду различие внутренней душевной настроенности. В связи с ладовыми явлениями мы говорим о законченности или незаконченности, легко переводя данные определения в эмоционально – психологическую плоскость. Столь определённое подчёркивание эмоциональных моментов в музыкальной терминологии, касающейся ладовых явлений, не случайно. Хотя все стороны музыкального слуха связаны с переживанием и эмоциональной оценкой звучаний, в ладовом чувстве это особенно заметно. Отсюда мы можем сделать важный методический вывод: освоение ладовых структур, оперирование ими должны опираться на эмоциональные переживания. Это, во-первых, облегчает усвоение звуковых структур. Во-вторых, интереснее и живее становится процесс обучения, затрагивающий различные стороны психики ребёнка.  Развитие ладового слуха  происходит при формировании представлений о тонике, тоническом трезвучии, устойчивых и неустойчивых ступенях, ладовой интонации, разновидностях лада, звуков, и их организацией в ладу.  П.Н. Бережанский отмечает, что ладовый слух, или ладовое чувство, формируется у каждого человека в результате восприятия музыки.                                                                  Музыкальные произведения, являющиеся носителями определенных ладовых систем, объединяют звуки в характерные для каждого лада интонации, условия восприятия которых обуславливают развитие одного из видов ладового чувства и далее, одного из качеств музыкального слуха.    

Развитие чувства лада должно осуществляться на основе следующих приемов:           

  • Развитие ладового слуха происходит при формировании представлений о тонике, тоническом трезвучии, устойчивых и неустойчивых ступенях, ладовой интонации, разновидностях лада, звуков, и их организацией в ладу.
  • Работая с начинающими, нужно приучать их чувствовать каждую ступень, тяготение ступеней в ладу, их окраску.
  • Очень важным моментом при освоении ладовой системы является воспитание у учеников ощущения устойчивости или неустойчивости.
  • Упражнений по развитию ладового слуха связаны с закреплением устоя (тоники) лада слуховым восприятием. Для этого пропеваются различные упражнения, большинство из которых представляют собой простые попевки направленные к I ступени.
  •  Пение гаммы от разных ступеней звукоряда. Пение каждого звука всякий раз осознается путем гаммообразного движения от тоники лада.
  • Пение устойчивых ступеней лада (иногда внутреннее), а через них отыскание и интонирование, неустойчивых ступеней, навсегда за ними закрепленных и мелодически к ним прилегающих.
  • Развитие представления о каждой исходной ступени в связи с ее разрешением в близлежащую устойчивую ступень. Устойчивыми при этой методике всегда принято считать три ступени: первую, третью и пятую, несмотря на то, что очень часто они могут ощущаться и неустойчиво, особенно пятая ступень.
  • Пение  любой ступени лада после полной гармонической настройки (играется полный оборот типа TSD). Более сложный вариант упражнения это проигрывание только тонического аккорда,  после чего нужно спеть заданную ступень лада. Здесь можно использовать внутренний слух для интонирования устойчивых ступеней лада.
  • Полезно практиковать на занятиях пение разложенных трезвучий с их обращениями или различных видов септаккордов.

Звуковысотный слух – по словам Б.М.Теплова – «не может быть музыкальности без слышания музыкальной высоты». Это способность слышать отличаются звуки по высоте или нет, даже при малейшей разнице. Звуковысотный слух занимает ведущее место среди видов перцептивного музыкального слуха. Он проявляется наиболее ярко, и зачастую степень его развитости принимают за уровень музыкального слуха вообще, что неверно. Эта роль звуковысотного слуха объясняется тем, что из таких видов слуховых раздражителей, как высота, длительность, громкость, тембр наиболее сильным является высотный раздражитель. Изменение звука по высоте слышно сильнее, чем изменение других его характеристик. Звуковысотный слух развивается в процессе занятий, работы над произведением. Для начала следует научиться слышать разницу между двумя соседними полутонами. На клавиатуре фортепиано половина тона – это соседние клавиши. А потом можно совершенствоваться и дальше. В значительной степени на развитие звуковысотного слуха влияет сольфеджио, особенно в сочетании с игрой, например «Угадай-ка» (воспроизвести мелодию, следя за указкой). 

Методы развития звуковысотного слуха.

  • Пение в унисон с инструментом;
  • Дублирование голосом играемой мелодии во время игры;
  • Чередование пения и игры на инструменте по фразам;
  • Пропевание целиком основных тем и мотивов до непосредственного воплощения на клавиатуре. 
  • Пение с листа  небольших нотных примеров.  
  • Сольфеджирование  в сочетании с игрой на инструменте.
  • На уроках хора или ансамбля так же развивается звуковысотный слух. Начинается это с распевания. Материалом для распевания могут служить русские народные песни. В них содержатся богатейшие возможности для вокального развития детей (кантилены, полетности, звонкости, дикции, выразительности).
  • Метод относительной  сольмизации очень полезен в развитии звуковысотного слуха.

Полифонический  слух – способность слышать и мысленно представлять ход двух и более мелодий  или голосов внутри произведения. Полифонический слух считается самым сложным для развития, т.к. разные мелодии и/или голоса внутри музыкального произведения могут возникать и развиваться несинхронно, догонять по ходу произведения или запаздывать со вступлением, как фуга или канон. Классическим примером обладания полифоническим слухом считается Моцарт. В 14-летнем возрасте он с отцом посетил Сикстинскую капеллу, где услышал произведение Грегорио Аллегри «Miserere».  Придя домой  смог в точности воспроизвести  партитуру произведения. Наличие полифонического слуха дает выраженные преимущества, но для начала следует развить относительный или интервальный музыкальный слух.   

Для развития  полифонического  слуха  рекомендуется:

  • Проигрывание поочередно и в отдельности каждого из голосов полифонической ткани, осмысление их мелодической самостоятельности.
  • Проигрывание отдельных пар голосов, при этом выделять индивидуальность каждой темы.
  • Совместное с учеником проигрывание по голосам (на двух инструментах, учитель – ученик) разных пар голосов.
  • Пропевание вслух или про себя одного из голосов, одновременно исполняя остальные на инструменте.
  • Исполнения вокальным ансамблем из учеников (дуэтом, трио, квартетом) всех голосов произведения. «Я хорошо помню, что мы пели по голосам все фуги Баха…» – вспоминал об ученических годах А.Шацкес, ученик Метнера.
  •  Проигрывание полифонического произведения с концентрацией внимания на одном из голосов, выделяя и подчеркивая этот голос и приглушая остальные.

Архитектонический  слух  отвечает за способность улавливать различные закономерности строения музыкальной формы произведения на всех её уровнях. Целью развития архитектонического слуха должно стать умение учащегося определять форму музыкального произведения в целом, слышать и осознавать его отдельные элементы: лада, тембра, жанра, принципа развития мелодии, выделение главной темы в целом произведении, в одной части и т.д. Архитектонический слух следит за связностью развития и взаимным соответствием, пропорциональностью частей музыкальной формы. Именно он отвечает за возникновение «гармонии», ситуации, когда все части настолько пропорциональны, соответствуют своей роли и месту, что воспринимаются абсолютно естественно.

Фактурный слух – способность воспринимать фактуру («музыкальную ткань») произведения, определять способ оформления многоголосной композиции, слышать нюансы звучания всех участвующих в оформлении произведения голосов и музыкальных инструментов.

Каждый человек обладает каждым из описанных видов музыкального слуха, но далеко не все могут быть развиты на достаточно высоком уровне. Но любой человек способен добиться улучшения уровня развития того или иного вида слуха, благодаря использованию различный специальных упражнений. Также не стоит забывать, что огромную роль играют природные данные, которые достаточно сильно влияют на развитость музыкального слуха.
7. Как проверить наличие «музыкального слуха»

Правильная качественная проверка музыкального слуха позволит выявить у ребёнка, и не только у ребёнка, способности, которые следует развивать. Когда необходимо проводить диагностику музыкального слуха? В принципе – хоть когда! Вообще, существует мнение, что музыкальный слух человек обретает на генетическом уровне, но это верно лишь наполовину. Для того чтобы стать профессиональным музыкантом никакой особой одарённости не требуется, и даже наличие некоторых «зачатков» таковой гарантирует возможность получения высоких результатов в процессе регулярных занятий. Здесь, как и в спорте, всё решают тренировки.Проводить диагностику музыкальных способностей и проверку музыкального слуха в частности должен исключительно профессиональный музыкальный педагог. Сам процесс состоит из нескольких этапов, в результате прохождения которых становится возможным сделать определённые выводы (правда не приходится полагаться на достоверность полученных выводов – часто они оказываются ошибочными просто из-за того, что ребёнок воспринимает ситуацию проверки как экзамен и волнуется). Важно диагностировать слух по трём основным критериям:

  • наличие чувства ритма; 
  • оценка интонации голоса; 
  • способности музыкальной памяти.

Проверка ритмического слуха.

Ритмика обычно проверяется так. Педагог сначала настукивает карандашом или другим предметом по столу (или прохлопывает в ладони) определённый ритм (лучше всего – мелодию из известного мультфильма). Затем предлагает испытуемому ее повторить. Если он в точности воспроизводит реальный ритм, можно говорить о наличии слуха.Испытание продолжается: примеры ритмических рисунков усложняются. Таким образом, удаётся проверка музыкального слуха на чувство ритма. Следует отметить, что именно чувство ритма – в вопросе наличия или отсутствия музыкального слуха является главным и точным критерием оценки.

Проверка интонации голоса, чисто ли поёт?

Это не основной критерий для «вынесения приговора», но процедура, которой подвергаются все без исключения кандидаты на звание «музыкального слуха».  Для выявления правильной интонации голоса педагог напевает знакомую несложную мелодию, которую ребенок повторяет. В данном случае выявляется чистота голоса и перспектива для занятий вокалом (тембровая красота – это относится только к взрослым). Если у ребенка не слишком сильный, мелодичный и чистый голос, но обнаруживается наличие слуха, он вполне может посещать уроки. В данном случае значение имеет именно проверка музыкального слуха, а не наличия отменных вокальных данных. Да, и ещё: если человек поёт грязно или совсем не поёт, то ошибочно думать, что слуха у него нет!На самом деле современные техники позволяют развить все, что угодно.

Проверка музыкальной памяти: игра «в прятки»

Тот, кто проверяется, поворачивается к инструменту (фортепиано) спиной, учитель нажимает любую из клавиш и потом просит найти её на клавиатуре. Испытание проводят так же и с другими клавишами. Потенциальный «слухач» должен в точности угадать ноты способом нажатия на клавиши и прослушивания звуков. Это чем-то напоминает всем известную детскую игру в прятки, только в данном случае это музыкальная игра в прятки. Существует такое расстройство – “амузия”. Это нарушение в работе мозга, при котором человек слышит звуки речи и понимает её, но для него все голоса звучат одинаково и он не распознаёт интонаций речи. А любая музыка для него – просто бессмысленный “белый шум”. Это единственный пример, когда про человека можно сказать, что у него реально нет музыкального слуха и его невозможно научить музыке. К счастью, на всей планете зарегистрировано всего несколько подобных случаев.                                                                           Вывод: если вы просто слушаете музыку любого направления, чувствуете и понимаете ее, то вы уже используете «встроенную» природную музыкальность. Вот эту-то природную музыкальность – способность к восприятию музыки – мы и называем «музыкальным слухом»! 

  1. Тестируем себя сами:

Если же у вас задачи попроще, чем исполнять классические произведения на большой сцене, вам вполне под силу самим развить свои способности слышать больше и лучше. Но прежде нужна проверка музыкального слуха.

  • Если вы легко отличите голос ребёнка от мужского голоса или звучание скрипки от звучания трубы, то вы обладатель тембрового слуха. 
  • У вас есть гитара? Отлично! Возьмите ее, и по очереди медленно переберите все струны. Вы слышите разницу в звучании? Вы улавливаете, что верхняя струна, самая толстая, звучит низко, а остальные струны – выше и выше?
  • Если у вас есть пианино или синтезатор (или хотя бы программа «клавиатура» на компьютере, планшете, смартфоне) – нажмите поочередно несколько клавиш, и определите – звучат они по-разному, или одинаково? Я уверена, что вы чётко улавливаете разницу между звуками. Это говорит о том, что у вас хорошо развит звуковысотный слух.
  • Включите любую композицию на радио (или свою любимую песню в записи), и попробуйте определить, какие инструменты вы слышите в аранжировке. Вы, скорее всего, легко услышите ударные, гитару, пианино, аккордеон, скрипку или саксофон.Когда вы слышите композицию, вы не задумываетесь о звучании каждого инструмента в отдельности, но получаете удовольствие от саунда, который появляется при сочетании инструментов в аранжировке песни. Попробуйте усложнить задачу: проследите за партией какого-то одного инструмента в гуще голосов. Удалось? Поздравляю: у вас есть гармонический слух!

Звуковысотный, гармонический и тембровый слух составляют ядро более широкого понятия «музыкальный слух». Для начала вокальной работы вам этого более чем достаточно. И так, мы с вами на практике убедились, что музыкальный слух у вас ЕСТЬ! А раз слух есть – значит, можно научиться петь!

А теперь несколько советов по развитию музыкального слуха.

  • Самостоятельные занятия с компьютерной программой или специальным мобильным приложением.
  • Самостоятельные занятия с музыкальным инструментом или симулятором музыкального инструмента.
  • Занятия с педагогом по музыке или вокалу.
  • Подбор мелодий на слух при помощи музыкальных инструментов или симуляторов.
  • Пение песен и мелодий с контролем попадания в ноты.
  • Анализ инструментальных партий музыкального произведения на слух.
  • Анализ вокального дизайна музыкального произведения.
  1. Как развить музыкальный слух  у ребенка без помощи педагога   в домашних условиях:       Дети младшего школьного возраста пока не могут самостоятельно сосредоточиться на занятиях, поэтому лучше их организовать в игровой форме. Как можно развивать музыкальный слух без помощи педагога – в домашних условиях?
  • Предлагать слушать разные музыкальные композиции (детские песни, эстраду, блюз) и затем обсуждать нюансы звучания композиции (быстрая или медленная), эмоциональный фон (веселая или грустная).
  • Предлагать угадать предмет по звуку (трясти пакет с крупой, звенеть ключами, стучать по дереву и т.д.)
  • Обращать внимание ребенка на звуки окружающего мира (шелест травы, плеск воды, шум мотора автомобиля).
  • Предлагать ребенку подражать звукам окружающего мира (изобразить, как мяукает кошка, лает собака, заводится мотоцикл).
  • Подарить ребенку игрушечные музыкальные инструменты (бубен, гитару, саксофон и прочее). Играть в «Тихо – громко».
  • Показать ребенку, как отбивать ритм музыки, как попадать в такт, предлагать прохлопать в такт мелодии.
  • Разучивать с ребенком простые детские песенки.

Эти простые и веселые шаги помогут не только развить музыкальный слух у ребенка, но и приобщить его к волшебному миру музыки и подготовить ко многим видам деятельности, где наличие музыкального слуха будет большим преимуществом. Если ваш ребенок демонстрирует способности выше среднего, можно рекомендовать для ознакомления работу «Развитие звуковысотного слуха детей старшего дошкольного возраста в певческой деятельности» ( И. Ильина, Е. Михайлова, 2015г.) А подходящие для детей песни и упражнения можно найти в работе «Развитие музыкального слуха учащихся детской музыкальной школы на занятиях сольфеджио» (К. Малинина, 2019г.) В общем, независимо от того, есть ли музыкальный слух у вас или ваших детей, всегда можно найти возможность улучшить и усовершенствовать навыки в этой области. 

  1. Заключение: 

Современное музыкальное воспитание направлено на формирование развитой, гармонической личности. Одной из главных задач музыкального воспитания является развитие музыкальных способностей ребенка. Музыкальность оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни. Развитие и совместное функционирование всех структурных компонентов музыкальности во многом определяет успешность музыкальной деятельности. Одним из важных структурных компонентов музыкальности, который лежит в основе всех видов занятий музыкой, является музыкальный слух. Для музыкального развития личности эта способность имеет фундаментальное значение. Наличие музыкального слуха является необходимым условием для восприятия музыки и ее воспроизведения. Музыкальный слух является средством овладения разносторонним и богатым кругом мыслей, чувств и переживаний, отраженных в музыке. Поэтому проблема воспитания музыкального слуха всегда была  и будет одной из самых актуальных для музыкальной педагогики.  Каждый из видов и компонентов музыкального слуха имеет большое значение для развития ребёнка. Безусловно, если один из видов развит недостаточно, это в процессе обучения можно сразу почувствовать. Все виды слуха надо воспитывать и развивать.                                                                                                           Деятельность педагога направленная  на развитие музыкального слуха должна быть основана на взаимодействии музыкальных, психологических и педагогических знаний, умений, навыков.

 

  1. Литература:
  1. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей.  Изд-во «Наука»,2003
  2. Оськина С.Е.,  Парнес Д.Г. Музыкальный слух: Теория и методика развития и совершенствования. – М.: АТС, 2005.
  3. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1994.
  4. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности – М.: Таланты-XXI век, 2004.
  5. Бергер Н.А. Современная  концепция и методика обучения музыке. «Каро», С-Пб, 2004
  6. Тарасов Г.С.  Музыкальная психология // Спутник учителя музыки / Сост. Т. Челышева. С. 41.
  7. Тарасова К.В.  Онтогенез музыкальных способностей. – М., 1988. С. 123-124.
  8.  Гальперин П. К. Возрастная и педагогическая психология: Тексты / Сост. и комент. Шуаре М. – М., 1992. С. 98.
  9.  Шатковский Г.И., Развитие музыкального слуха. – М.: Музыка, 1996
  10.  Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.:Просвещение, 1983. 224 с.
  11.  Выготский Л.С. Педагогическая психология (Текст)/Л.С. Выготский; под ред. Зимняя И.А.,-М.:Логос,2004г.
  12.  Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка; под ред. Н.А. Ветлугиной, – М.:Просвещение,1976г.
  13.  Гейнрихс И.П. Музыкальный слух и его развитие (Текст)/И.П. Гейнрихс, М: Музыка,1988г.-57с.
  14.  Майкапар С.В. Музыкальный слух/С.М.Майкапар.-3-е испр. И доп.изд.- Челябинск: МРI,2005г.
  15.  Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей; 
  16.  Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития,1997г.                                                                                                                                
  17.  Шатковский Г.И. Развитие музыкального слуха – Г.И.Шатковский.-

М.:Амрита,2010г.

Методическая разработка «Развитие музыкального слуха у детей младшего школьного возраста»

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram