Сценарий квеста на тему «Хэйро» для старших и подготовительных групп
АВТОР: инструктор по физической культуре
Колпащикова В.Д.
Цели: познакомить с праздником «Хэйро»; углубить и
обобщить знания детей о народах севера, их быте и деятельности.
прививать любовь к родному краю.
Образовательная «Коммуникация»
- Развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
- Развитие связной диалогической и монологической речи.
Образовательная область «Физическая культура»
- Формирование потребности в ежедневной двигательной активности;
- Закрепление умения соблюдать заданный темп в ходьбе.
Образовательная область «Познание»
- Расширение и уточнение представлений детей о предметном мире.
- Расширение представлений детей о родном крае и его особенностях;
- Формирование элементарных представлений об истории человечества
через знакомство с легендами народов мира.
Материалы: солнце с лучиками вырезанное из картона желтого цвета, стрелочки для направления движения детей, ламинированные картинки с животными, шоколадки ( покупают родители), карта для квеста, Подсказки для сюрприза в группе, атрибуты для героев на голову ( Снежинка, Олененок «Бэмби»)
Ход мероприятия:
Дети поднимаются в интеллектуальный зал, чтобы ознакомиться с презентацией о празднике «Хэйро».
1: Здравствуйте, дорогие ребята! Среди просторов нашей страны есть край, где вы живете, где ваш дом родной, а называется он – Таймыр. Про него еще говорят: «Таймыр – край удивительный». В этом крае и праздники удивительные. Ребята поговорим сегодня о празднике «Хэйро».
1: Кто-то знает что это за праздник?
Дети: …
1: А что такое полярная ночь?
Дети: …
Ребята, Хэйро – праздник северных народов, связанный с появлением солнца после долгой полярной ночи. Этим словом называют «солнце» сразу на нескольких языках. Празднуется он как правило, в январе, когда диск солнца появляется над горизонтом.
Праздник символизирует начало новой жизни. В этот день жители, одетые в традиционные национальные костюмы собираются возле костра. Здесь начинается магический танец Хэйро. Люди, взявшись за руки, водят хоровод вокруг костра по часовой стрелке, выкрикивая «Хэйро».
1: Этот праздник собирает всех жителей, они собираются своими многочисленными семьями. Устраивают соревнования по национальным видам спорта. Мужчины и женщины участвуют в перетягивании палки, метании топора на дальность, метании хорея – это палка для управления оленями. Праздник помогает общаться молодежи, а также предавать традиции от старших к младшим.
Коренные жители Таймыра живут в тундре, растят детей, занимаются рыболовством, оленеводством, собирают ягоды, охотятся. Это – мудрые народы. Мудрости они учатся у природы. Их так и называют – «Дети природы». Они никогда не берут лишнего: ловят столько рыбы столько – сколько смогут съесть, собирают столько ягоды – сколько смогут унести, не губят даже и травинку попросту.
Культура народов Севера очень разнообразна, очень много сложено об этом мифов и легенд, все они неразрывно связаны с природой.
Давайте отправимся в путешествие по Легендам народов севера?
Дети: …
1: А теперь ребята послушайте легенду: «СОЛНЦЕ И ЛУНА»
В очень далекие времена, жили-были брат и сестра. Брата звали Хэйро, что означает Солнце, а сестру – Иде, что означает Луна. Попросил как-то Хэйро, свою сестру за огнем в чуме посмотреть, чтоб он не погас, и отправился на охоту. Осталась Иде одна дома и уснула, а когда проснулась, огонь уже истлел. Испугалась бедная Иде, и побежала огонь просить у великого бога огня Сингэ. Но не любил он ленивых людей, и решил наказать Иде, сказав, что она вечно будет искать своего брата Хэйро, а он будет искать её – Иде. С тех давних пор, только Хэйро (Солнце) взойдет на небо, как Иде(Луна) спускается на землю, чтобы брата искать, а как только Иде (Луна) восходит на небосклон, так Хэйро(Солнце) спускается на землю, чтоб искать сестру. С тех давних пор, не могут они встретиться.
Вот такая легенда ребята!
1: А сейчас мы с вами ознакомимся с традиционной одеждой коренных народов Севера.
Одежда народов Севера приспособлена к местным климатическим условиям, для ее изготовления использовались местные материалы: шкуры оленей, нерп, диких зверей, собак, птиц (гагар, лебедей, уток и др.), кожа рыб.
1: Зимой носили двуслойную или однослойную одежду из оленьих, реже собачьих шкур. Верхнюю одежду, особенно зимнюю, чаще всего носили с поясом. На поясе подвешивали ножи для разных работ, кресала, футляры с кремнем, спичками и т.п.
Основным способом украшения одежды, обуви, головных уборов у народов Севера служит вышивка. Раньше мастерицы вышивали белым подшейным волосом оленя, постепенно вместо оленьего волоса в вышивке стали применять шелковые и хлопчатобумажные нитки. Вышивка сочеталась с мозаикой и аппликацией, для украшения применялись меха разных цветов, бисер, цветное сукно, крашеные ремешки и кисти, металлические подвески, бубенчики. Украшали одежду меховой, бисерной мозайкой, с помощью различных орнаментов. Каждый орнамент имел свое название: дети, уши зайца, два крючка, макушка чума, кедровые ветки, рога быков.
1: А сейчас ребята для вас будет небольшое задание! На экране появятся разные виды одежды, но вам нужно именно найти одежду северных народов. (3 загадки)
Дети отгадывают задания.
1: Молодцы ребята !
А сейчас я вам покажу видео, что бы вы наглядно понимали как выглядят танцы северных народов нашей страны!
Включается видео ролик.
1: Вот и подошло к концу наше занятие Легенды Народов Севера. А вам ребята, я хочу пожелать, чтобы вы сегодня забрали с собой частичку мудрости и доброты, от этих рассказов.
Иде начинает плакать.
1: Ребята, вы слышите что то? Кто-то плачет!
Из-за угла выходит Иде с куском разорванной карты.
Иде: Здравствуйте ребята! Меня зовут Иде!
1: Здравствуй Иде! Чем тебе помочь? Что случилось?
Иде: Я потеряла своего брата Хэйро ! У меня только этот кусочек карты!
1: Ребята, поможем Иде найти брата Хэйро ?
Дети: Да!
1: Давайте посмотрим на карту!
На полу заранее приклеены солнышки.
1: Ребята, посмотрите! Давайте попробуем по солнышкам пойти!
Между локациями на стенах будут крепиться разные фотографии северных животных, чумов, одежды народов севера. 1- будет привлекать внимание детей на фотографии задавая разнообразные вопросы. К примеру: Что это за животное? Какого оно цвета? Сколько их на фотографии? Для чего это нужно?
Когда дети дадут ответы на вопросы. 1- укажет на то что раз тут есть фотографии , значит мы идем верно.
Дети заходят в кабинет логопеда
Снеговик «Олаф»: Здравствуйте ребята! Меня зовут Олаф! Я люблю теплые объятия! Чем я могу вам помочь?
1: Здравствуйте! Мы ищем карту! Олаф ты ничего не находил ?
Снеговик «Олаф»: Нет, ничего не находил! Вот какие то бумажки есть..
1: Так вот же кусочек карты! Ребята, видите ?
Дети:…
Снеговик «Олаф»: А он вам так нужен? А зачем?
1: Мы помогаем Иде найти её брата!
Снеговик «Олаф»: Ну ладно так уж и быть! Но давайте сыграем для начала в игру «Один-много». Мы будем путешествовать по тундре! Поэтому слушаем внимательно!
Заранее подготовлены картинки животных.
– Я вижу сову, вы видите (Сов)
– Я вижу оленя, вы видите (Оленей)
– Я вижу куропатку, вы видите (Куропаток)
– Я вижу волка, вы видите (Волков)
– Я вижу медведя, вы видите (Медведей)
– Я вижу зайца, вы видите (Зайцев)
– Я вижу чум, вы видите (Чумы)
– Я вижу оленевода, вы видите (Оленеводов)
Снеговик «Олаф»: Молодцы, ребята, вы не разу не ошиблись, называли окончания слов правильно и чётко! Возьмите кусочек карты!У меня ещё есть лучик солнышка! Возьмите ребята! Может быть вам удастся собрать солнышко , которое осветит ваш путь и вы поможете своему гостью найти, того кого она ищет!
1: Ребята, конечно! Хэйро означает «солнце». Помните , я вам рассказывала легенду? Все верно Иде?
Иде: Да, Хэйро значит солнце, а Иде значит Луна. Значит если мы соберем лучики солнышка, то мы сможем найти Хэйро точно!
Дети приходят в спортивный зал «Чемпион».
Метель: Здравствуйте ребята!
1: Здравствуйте! А вы кто ? Вы не находили карту или лучики солнышка?
Метель: А, давайте я вам загадаю загадку и вы сразу поймете кто я.
1: Давайте! Ребята, слушаем внимательно!
Метель: Кто зимой метет и злится,
Дует, воет и кружится,
Стелет белую постель?
Это -снежная (метель)
Дети: Метель!
Метель: Молодцы, отгадали. А что вы там ищите карту и лучики солнца?
1: Да! У тебя они есть?
Метель: Может есть, а может и нет! Давайте сыграем в игру и я посмотрю дать вам карту и лучики или не давать!
1: Давай! А во что будем играть ?
Метель:Давайте сыграем в игру «Поймай куропатку» (кольцеброс).
На кольцебросе заранее прикреплена картинка куропатки. Дети пытаются с расстояния попасть кольцом в куропатку.
Метель: Какие ребята вы молодцы! Возьмите кусочек карты! Не забудьте лучик! Удачи вам!
Дети следуют в кабинет психолога.
Снежинка: Здравствуйте ребята! Я вижу вы не одни пришли ко мне!
1: Здравствуйте! А вы снежинка? Вы не находили карту?
Снежинка : Да, я пушистая, красивая , как звездочка , люблю летать, кружится. Есть у меня что вам нужно! Но для начала отгадайте мои северные загадки!
Для загадок заранее подготовлены картинки животных. После верного ответа Снежинка- открывает фотографию животного, которое угадали дети.
Снежинка:
- Серый зверюшка, длинные ушки. Зима наступает, он шубу меняет. (Заяц)
- Зубастый, пушистый по тундре рыщет, По тундре рыщет, леммингов ищет. (Песец)
- Хозяин лесной, просыпается весной, а зимой под снежный вой спит в избушке снеговой (Медведь)
- Трав копытами касаясь, в тундре бегает красавец, ходит смело и легко, рога раскинув широко (Олень)
Снежинка: Какие вы молодцы ребята! Все правильно ответили! Возьмите кусочек карты! И лучик!
Дети направляются в музыкальный зал
Олененок «Бэмби»: Здравствуйте ребята! Я олененок Бэмби! Что вас привело ко мне сегодня?
1: Мы потеряли карту и лучики! Ты что нибудь находил?
Олененок «Бэмби»: Конечно находил! И лучики и карту! Только давайте сыграем в игру «Хэйро», а то мне так одиноко! Никто не хочет со мной играть, потому что я олененок!
1: Конечно, Бэмби! Ребята сыграем с Бэмби в игру?
Дети: Конечно!
Звучит музыка национальных народов севера.
Играющие становится в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят«Хэйро». Ведущий стоит в центре на корточках это солнце. Игроки разбегаются, когда солнце встает. Все игроки должны увёртываться от солнца. Те кого коснулось Солнце садятся на скамейку. (3 раза)
Олененок «Бэмби»: Молодцы, ребята! Вот возьмите кусочек карты! У вас уже все лучики есть?
1: Нет, нам 2 последних лучика не хватает!
Олененок «Бэмби»: Тогда возьмите мои! Удачи вам, ребята!
Дети возвращаются в интеллектуальный зал. Их встречает Хейро.
Иде: Вот где ты Хэйро! А мы тебя ищем! Я так скучала по тебе!
Хэйро: Я ходил искал тебя! И вот наконец то нашел!
У меня от солнышка только кружок ! Я потерял лучики! Вы не находили их ?
Дети: Мы нашли твои лучики!
Хэйро: Спасибо ребята! Давайте соберем солнышко!
Дети собирают на столе солнце с помощью клея.
Хэйро: Теперь солнышко будет светить каждый день! Все ярче и ярче!
Хэйро: Ребята, спасибо вам что помогли Иде и мне! Мы для вас подготовили для вас подарки, которые ждут вас в вашей группе! Но не все так просто! В вашей группе будут подсказки, что бы отыскать сюрпризы! Но сначала давайте сделаем с вами общую фотографию на память!
До скорой встречи, ребята! И хорошего вам настроения!
Сюрпризы:
- Подсказка перед входом в группу. «Посмотрите там , где вы так часто играете!» ( на любой игрушке)
- Подсказка на раковине. «Посмотрите там, где вы так часто моете руки!»
- Подсказка на кроватке , любой. «Посмотрите там, где вы часто спите!»
- Сюрпризы будут находиться в каждой кабинке ребенка. «Обнимите своего любимого воспитателя! И спросите: -Где мы часто переодеваемся?»