Технологическая карта занятия.
Ф.И.О. педагога: Лебедева Татьяна Николаевна
Полное название ОУ: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Большекибьинская СОШ» Можгинского района УР.
Предмет: фронтальное логопедическое занятие. 1 класс.
Тема занятия: Звук К. Буква К.
Тип занятия: стандартный
Оборудование: схемы для характеристики звуков, буква К, предметные картинки, карточки со словами, книга с загадками, звуковые линейки с фишками синего цвета, цифровой ряд, доска, свежие овощи на тарелке: капуста, свекла, морковь, картофель; фрукт – яблоко; компьютер, таблички и стикеры для этапа рефлексии, мел, таблица гласных.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется занятие, учащиеся владеют:
Регулятивными УУД: 1) определять тему и цель учебной деятельности с помощью педагога или самостоятельно; 2) сопоставлять свои действия с эталоном (образцом).
Познавательными УУД: 1) дифференцировать согласные (по месту образования), оппозиционные по твердости-мягкости; 2) владеть звуковым анализом и синтезом с помощью педагога или самостоятельно; 3) дифференцировать согласные от гласных звуков.
Коммуникативными УУД: 1) оформлять свои мысли в устной форме могут по алгоритму самостоятельно или с помощью педагога; 2) отстаивать свою точку зрения с помощью педагога; 3) не всегда умеют прислушиваться к ответам других; 4) сотрудничать с одноклассниками и логопедом.
Личностными УУД: 1) радоваться своим успехам и успехам одноклассников; 2) уважительное отношение друг к другу в процессе занятия.
Цель и задачи как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижений.
Вид планируемых учебных действий: предметные УУД, метапредметные УУД, личностные УУД.
Предметные УУД (знать, уметь): развивать общую и мелкую моторику, произношение, продолжать учить выполнению языкового анализа и синтеза, учить применять знания в практической деятельности, закреплять умение выделять звук К в слогах, словах, в предложениях.
Метапредметные УУД
Регулятивные УУД: определять тему и цель учебной деятельности с помощью педагога и самостоятельно, планировать свои действия с опорой на алгоритм.
Познавательные УУД: уметь осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Коммуникативные УУД: уметь высказывать свои предложения, аргументируя ответ, осуществлять совместную деятельность с одноклассниками и логопедом.
Личностные УУД: создать условия для воспитания положительного интереса к учебным занятиям.
Этапы урока, время | Задачи этапа | Методы и приемы | Формы учебного взаимодействия | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД и предметные действия |
1.Оргмомент,
5 мин |
Психологический настрой на занятие. Развитие движений кистей, пальцев. Улучшение дикции учащихся, работы мимических мышц, артикуляционного аппарата | Игровой момент. Кинезиологические упражнения. Чистоговорки. | фронтальная | 1.настраивает детей на урок.
2.предлагает выполнить упражнения для мимических мышц, кистей рук, пальцев. 3.предлагает упражнения для улучшения произношения. «Каждый день, всегда, везде. На занятиях, в игре. Смело, четко говорим, никуда мы не спешим». |
Ученики выполняют предлагаемые учителем кинезиологические упражнения | Личностные УУД умение позитивно настраиваться на работу
Познавательные УУД запоминать слова для выполнения упражнения Коммуникативные УУД умение работать с группой Предметные УУД умение координировать работу лицевых мышц, кистей рук, пальцев, речевого аппарата. Регулятивные целеполагание как способность соотносить то, что усвоено, и то, что неизвестно. |
Этапы урока, время | Задачи этапа | Методы и приемы | Формы учебного взаимодействия | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД и предметные действия |
2.Постановка темы и цели
5 мин |
Организовать самостоятельное или с помощью учителя формулирование темы и цели занятия | Игровой метод, классификация, обобщение | фронтальная | Учитель предлагает выбрать лишнюю из 4-х (4 серии), вспомнить их, назвать каким звуком похожи эти слова. Предлагает сформулировать тему и цель занятия | Ученики классифицируют, называют лишнюю, объясняют, называют звук, который повторяется в словах. Определяют тему и цель занятия. | Личностные УУД – развитие познавательных интересов.
Предметные УУД умение выделять определенный звук в словах. Коммуникативные УУД высказывать свои предложения, работать в группе. Регулятивные УУД определять и осознавать тему и цели учебной деятельности Познавательные УУД формулировать тему и цель учебной деятельности |
Этапы урока, время | Задачи этапа | Методы и приемы | Формы учебного взаимодействия | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД и предметные действия |
3.Практический этап. 20 мин | Исследовательская деятельность с опорой на зрительные схемы.
Обеспечить применение знаний на практике. Восполнение пробелов в знаниях по обозначенным темам. Снятие утомления, напряжения. |
Анализ. Зрительные схемы
Игровой метод. Беседа. Наглядно-демонстрационный метод. Диалог. Метод языкового анализа и синтеза |
Фронтальная
индивидуальная Фронтальная Индивидуальная Выделение и формулирование познавательной цели. Развитие познавательных интересов, учебных мотивов, применение полученных знаний |
Направляет учащихся на правильную характеристику звука[к]:
гласный-согласн глухой-звонкий твердый-мягкий выделение звука обозначение звука [к] на письме. Учитель предлагает ряд заданий на актуализацию и применение знаний. Предлагает послушать слова, «поймать звук» (различение звука) – сделать хлопок. Предлагает работу на доске (пространственные ориентировки) -собери слово, |
Учащиеся характеризуют звук к с опорой на схему. На письме звук [к] обозначается буквой «к»
Ученики включаются в предложенные игры Ученики выполняют предложенные учителем задания. Ученики «ловят звук», если его услышат. Дети внутри геометрической фигуры из слогов составляют слова |
Личностные УУД умение взаимодействовать с товарищами в группе
Познавательные УУД умение выполнять характеристику звуков Коммуникативные УУД учет позиции других учеников Регулятивные УУД определять и осознавать цели учебной деятельности. Регулятивные УУД -контролировать процесс и результат деятельности. Познавательные УУД –ориентироваться в своей системе знаний, контроль и оценка промежуточных результатов деятельности. |
Этапы урока, время | Задачи этапа | Методы и приемы | Формы учебного взаимодействия | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД и предметные действия |
Снять физическое и интеллектуальное напряжение Организовать поиск решения проблемы-как будем выделять, дать алгоритм действий |
Метод языкового анализа и синтеза
Спортивные двигательные упражнения Беседа, тактильный прием |
фронтальная
фронтальная фронтальная групповая индивидуальная |
Предлагает игру «Я загадала слово…» – запоминание и воспроизведение слов в нужном порядке.
Физминутка. 1,2,3,4,5 … Учитель организует исследовательскую деятельность при определении звуков: картинки со зв [к]»: -организует работу в парах, -организует ситуацию сравнения звуков |
Ученики делают физкультурную паузу. В результате микроисследования артикуляции звуков дети учатся решать логические задачи (анализ, синтез, обобщение, причинно-следственные связи) |
Коммуникативные УУД умение слушать и вступать в диалог.
Личностные УУДспособность взаимодействовать с товарищами в группе, в паре; развитие познавательных интересов, учебных мотивов |
|
Этапы урока, время | Задачи этапа | Методы и приемы | Формы учебного взаимодействия | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД и предметные действия |
Обеспечить применение знаний на практике | Демонстрация материала, игровой метод | фронтальная
групповая |
-На отдельном столе учитель организует «сюрприз», предлагает
определить каким звуком похожи, что лишнее, как назвать одним словом, сказать «У меня капуста, я буду пить капустный сок. Саша, а у тебя, что?» Учитель предлагает ученикам выполнить задание на компьютере Учитель предлагает составить предложение, записать в тетради его схему, определить слова, место звука [к]. |
Учащиеся определяют продукты в тарелках, классифицируют, называют лишний, определяют общность по звучанию, составляют фразы.
дети выделяют, выбирают картинку со звуком [к] |
Личностные УУДспособность взаимодействовать с товарищами в группе, в паре; развитие познавательных интересов, учебных мотивов
Коммуникативные УУД умение слушать и вступать в диалог. Регулятивные УУД -контролировать процесс и результат деятельности. Познавательные УУД извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний. |
Этапы урока, время | Задачи этапа | Методы и приемы | Формы учебного
взаимодействия |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД и предметные действия |
5.Рефлексивно-оценочный этап. 5 мин |
Обеспечить применение знаний на практике
Оценивать результат своей деятельности. Планировать свои действия для совершенствования результата. Излагать суждение в устной форме. |
игровая
беседа |
фронтальная
индивидуальная индивидуальная |
Предлагает задания на отработку полученных знаний. Игра «Слоговой аукцион».
Учитель побуждает к высказыванию своего мнения. Обеспечивает положительную реакцию учащихся. Просит учеников наклеить стикеры на табличках. |
Учащиеся слушают, выполняют задание, применяя полученные знания.
Ученики анализируют свою работу. Отвечают на вопросы учителя. Приклеивают стикеры на табличках. |
Коммуникативные УУД умение слушать и вступать в диалог
Личностные УУДспособность взаимодействовать с товарищами в группе, Регулятивные УУДпланировать дальнейшие действия для совершенствования результата Коммуникативные УУДумение адекватно использовать речевые средства для оформления своих суждений, умение слушать Познавательные УУДконтроль и оценка деятельности Личностные УУД оценка действий человека |
Проект самоанализа урока (занятия).
Аттестуемый педагог (ФИО) Лебедева Татьяна Николаевна
Полное название образовательного учреждения Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное учреждение «Большекибьинская СОШ»
Логопедическое занятие 1 класс
Тема урока (занятия) Звук К. Буква К.
Этап урока | Уровень достижения планируемого результата | Возможные риски | Коррекционная работа |
1.оргмомент | Личностные УУД- позитивно настраиваться на работу
Познавательные УУД-запоминать слова и действия для выполнения упражнения Предметные УУД-умение координировать работу лицевых мышц, кистей рук, пальцев, речевогшо аппарата Регулятивные УУД-целеполагание как способность соотносить то, что усвоено, и то, что еще не известно |
1.ученики не могут выполнить задания учителя ввиду своей невнимательности или недостаточного развития тех или иных функций.
2.ученики не могут воспроизвести текст и действия для гимнастики, при произношении чистоговорки, нечетко проговаривают слова. 3.ученики не могут работать в группе, при проговаривании действия опережают слова или наоборот запаздывают. 4.ученики не могут координировать работу лицевых мышц, кистей рук, пальцев 5.ученики не могут соотносить то, что усвоено и то, что еще не известно |
1.предложить ученикам собраться, сконцентрироваться и выполнить задания с большим старанием, не исключена практическая помощь
2.учитель демонстрирует, как он это делает. 3.повторить текст для кинезиологической гимнастики, отбивая ритм (делить на слоги). 4.учитель объясняет, что эти упражнения нацелены на развитие межполушарного взаимодействия (улучшают процессы внимания, запоминания, письмо) 5.учитель обсуждает с учениками, на какие вопросы они не смогут ответить. |
Этап урока | Уровень достижения планируемого результата | Возможные риски | Коррекционная работа |
2. постановка темы и цели | Личностные УУД– развитие познавательных интересов
Предметные УУД –умение выделять определенный звук в словах Коммуникативные УУД – высказывать свои предположения – работать в группе. Регулятивные УУД – определять и осознавать тему и цели учебной деятельности. Познавательные УУД – сформулировать тему и цель учебной деятельности. |
1.Ученики не могут выполнить предложенные задания, поэтому нет интереса.
2.ученики не могут выбрать лишние слова, вспомнить их и выделить первый звук в словах. 3.ученики не могут обосновать свои предположения ввиду застенчивости или незнания 4.ученики не могут понять тему и цели учебной деятельности. 5.ученики не могут сформулировать ни темы, ни цели учебной деятельности. |
1.Помочь учащимся выполнить задания с помощью наводящих вопросов.
2.Помочь классифицировать, вспомнить слова, выделить общий звук в словах. 3.поддержать учащихся, подбодрить. С помощью наводящих вопросов помочь найти верный ответ. 4.объяснить учащимся, что такое тема и цель учебной деятельности. 5.обратить внимание учащихся на доску, на опорные схемы. |
Этап урока | Уровень достижения планируемого результата | Возможные риски | Коррекционная работа |
3. практический. | Личностные УУД – умение взаимодействовать с товарищами в группе, в паре, развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Коммуникативные УУД – учет позиции других учеников, умение слушать и вступать в диалог. Регулятивные УУД – определять и осознавать цели учебной деятельности, контролировать процесс и результат деятельности. Познавательные УУД – ориентироваться в своей системе знаний, контроль и оценка промежуточных результатов деятельности. Предметные УУД – умение различать согласные от гласных звуков, различать звук по твердости, умение составлять слова из слогов, умение составлять из слов предложения, умение осознанно строить речевое высказывание, умение выполнять характеристику звуков. |
1.ученики не умеют взаимодействовать в группе, в паре,
2.ученики не хотят учитывать мнение друг друга, 3.ученики не слушают друг друга, не умеют договариваться. 4.ученики не понимают, что делают и для чего делают. 5.ученики не могут применить свои знания при выполнении заданий. 6.ученики не могут различать согласные и гласные звуки. 7.ученики не могут различать звук по твердости. 8.уяченики не могут выполнить характеристику звука. 9.ученики не умеют из слогов составлять слова, из слов – предложения. 10.ученики не умеют строить речевое высказывание. |
1.объяснить ученикам необходимость взаимодействия в групее, в паре,
2.повторно обсудить с учениками правила сотрудничества. 3.в ходе занятия неоднократно объяснять: что мы делаем? Для чего делаем? 4.еще раз обсудить задание. 5.Ёще раз обсудить задание, сделав акцент на акустические и артикуляторные различия. 6.работать по опорным таблицам. 7.с помощью наводящих вопросов подводить учеников к правильному ответу. 8.учителю продемонстрировать речевое высказывание, либо строить его по схеме. |
Этап урока | Уровень достижения планируемого результата | Возможные риски | Коррекционная работа |
4.рефлексия. | Регулятивные УУД – планировать дальнейшие действия для совершенствования результата.
Коммуникативные УУД – умение адекватно использовать речевые средства для оформления своих суждений, умение слушать. Познавательные УУД – контроль и оценка результатов деятельности. Личностные УУД – оценка действий человека, развитие познавательных интересов, учебных мотивов. |
1.ученики не могут ответить на вопросы учителя.
2.ученики не могут оформить свои суждения. 3.ученики не могут оценить результаты деятельности ни свои, ни товарищей. 4.ученики не могут аргументировать, почему тот или иной ученик заслуживает такой оценки. |
1.с помощью наводящих вопросов подвести к формулировке ответа.
2.оформить свои суждения с помощью опорных таблиц или продемонстрировать их. 3.обратить внимание на количество стикеров на каждом листе, проанализировать, сделать выводы. |