Диярова Ануза Марсовна
преподаватель ДШИ с. Кунакбаево – филиал
МБУ ДО «ДШИ» МР УР РБ
«Кубыз: традиционный башкирский инструмент»
(фрагмент открытого урока)
Цели урока:
– Познакомить учащихся с историей и культурным значением кубыза в башкирской народной музыке.
– Изучить строение и технику игры на кубызе.
– Развить интерес и уважение к народной музыке и традиционным инструментам.
Оборудование:
– Кубыз (или несколько инструментов для демонстрации).
– Презентация «Кубыз- башкирский народный инструмент».
– Аудиозаписи традиционных мелодий, исполняемых на кубызе.
– Ноты для кубыза.
Ход урока
Слайд № 1
Башкирская инструментальная культура — наследие, уходящее своими корнями в глубокую древность. Ее изучение началось сравнительно недавно (первому подробному исследованию немногим более 100 лет, а регулярный поиск и систематизация инструментального творчества башкир начались только в 20-30 годы ХХ века).
Слайд № 2
Исторически сложилось так, что из всех доступных инструментов башкиры отбирали мелодические отвечающие эстетическим потребностям народа и позволяющие исполнять разветвленную мелодию в широком амбитусе со специфичной орнаментикой. Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним музыкальным инструментом башкирского народа — это кубыз. Кубыз — древнейший музыкальный инструмент башкир. Несмотря на длительную, сложную этническую историю народа, этот музыкальный инструмент сохранил свою самобытность, способствовал развитию уникальной музыкальной культуры башкир
Слайд № 3
О происхождении кубыза в народе сложена легенда: «Однажды бедный пастух — сирота Бик-бай смастерил себе кубыз из клена и научился играть на нем плясовые мелодии. Когда молодежь выезжала в поле, то пела и плясала под его кубыз… Как-то Бик-бая пригласили на танцы. Когда он играл на кубызе, то все девушки плясали под его музыку, а старшая дочь бая Гульсум непрерывно на него смотрела. Бик-баю тоже понравилась эта девушка. В знак своего расположения он подарил ей свой кубыз.
Слайд № 4
Кубыз (зубанка) — башкирский самозвучащий язычковый музыкальный инструмент. Один из самых древних музыкальных инструментов, известных человеку. Археология связывает его возникновение с эпохой позднего неолита. История кубыза прослеживается с VIII-IX веков. Благодаря простоте конструкции, малым размером, тембровой характерности он быстро приобрел популярность и прочно вошел в быт башкир. В легенде говорится об инструменте из клена, но мало кто знает, что в Башкортостане в прошлом изготавливали кубыз из гусиного пера, гусиной косточки и даже из верблюжьего копыта. Этимология слова «кубыз» в башкирском языке не совсем ясна. Среди тюркоязычных народов им отмечаются самые различные инструменты – как самозвучащие, так и струнные (а в некоторых случаях и духовые).
Слайд № 5,6
Известно более 80 разновидностей кубыза: варган (русский), холеус (якутский), шанкобыз (казахский), кубыз обыкновенный, кубыз «груша», башкирский деревянный кубыз, японский ба-мыр кубыз, филлипинский деревянный кубыз и др. Например, в Башкирии кубызом называют несколько инструментов, значительно отличающихся друг от друга по источнику звука и способу звукоизвлечения.
Это: Агас-кубыз — деревянный кубыз. Тимер-кубыз — металлический кубыз. Кыл-кубыз — струнный кубыз — разновидность вертикальной скрипки.
Среди встречающихся у башкир инструментов наиболее распространены были две разновидности кубыза: деревянный и металлический.
Слайд № 7
Деревянный кубыз (Агас-кубыз) популярен в северо-восточных районах Башкортостана: Дуванский район, Нуримановский район, Белорецкий район. Он представляет собой деревянную пластинку с вырезанным на ней язычком. Агас-кубыз долгое время считался исчезнувшим инструментом, но 1985 году удалось найти исполнительницу в Мечатлинском районе.
Слайд № 8
Металлический кубыз (Тимер-кубыз) железная дужка с вибрирующей в ней пластинкой. Может иметь различную форму: дугообразную, прямоугольную, трапециевидную. Стиль игры, мелодические наигрыши на музыкальном инструменте. «Без того, чтобы человек не вдохнул в него жизнь, он не зазвучит». Он представляет единое целое с дыхательно-голосовым аппаратом человека, становится полноценным музыкальным инструментом только вместе с человеком особым образом поющим, говорящим и играющим. Немаловажную роль играет постановка правой руки: большой, указательный и, частично, средний пальцы придерживают инструмент. Два других пальца полусогнуты к среднему. Ладонь образует полусферу. Но и здесь наблюдается различие: в расположении ладони.
Слайд № 9
Так якуты держат хомус так, чтобы тыльная часть ладони была направлена к щеке. А башкиры, тувинцы и казахи, наоборот, т.е. тыльная часть ладони, в основном, находится снаружи. Различия наблюдаются также в манере удара язычка пальцем. Существуют различные приемы игры: одно-пальцевая, много пальцевая, вибрационная и т.д. Но, если в основном, тувинцы, казахи и башкиры ударяют язычок одним прямым указательным пальцем в направлении «к себе» и «от себя», то у якутов, в основном, применяется многопальцевый прием («к себе» и «от себя»).
Мелодии, исполняемые на деревянных Агас-кубызах, отличаются от инструментальных наигрышей металлического Тимер-кубыза. Для них характерен довольно четкий ритм, который диктуется частыми постоянными подёргиваниями. Звук у деревянных кубызах негромкий. У них самостоятельный репертуар, песенные мелодии на них редко исполняются. Их мелодии напоминают мелодии горлового пения.
Все мелодические звуки возникают в результате сложной акустической взаимосвязи основного тона язычка, его призвука, массы корпуса инструмента и объема полости рта исполнителя. Эта взаимосвязь практически не поддается расчетам, так как на чистоту интонации влияют даже сила прижатия инструмента к зубам и изменение температуры металла от дыхания.
Слайд № 10
Искусство игры на кубызе сегодня активно развивается. Все рассматриваемые кубызы используются как сольный инструмент для домашнего и концертного музицирования. В ансамблях функционирует как ритмический и колористический инструмент. Также этот инструмент сочетается с другими национальными инструментами и сопровождает пение и танцы. У башкир кубыз обычно считается детским или женским инструментом. Собираясь на аулак, женщины обычно брали с собой кубыз и тайком музицировали на нем. Тихое звучание инструмента да-ало возможность играть, не привлекая внимание посторонних. Благодаря этому он был в прошлом инструментом башкирских женщин, которая не имела права громко говорить и петь, а кубыз давал ей возможность выражать свои чувства. С другой стороны, кубыз настолько мал, что хранение его или утайка не представляла трудностей.
Слайд № 11
В знак подтверждения своих слов зачитаем выдержки из произведений башкирских писателей: «До самого вечера они пели, танцевали, веселились, играли на кубызе». (Зайнаб Биишева «Униженные»). «Впрочем, девушки в своем кругу уже давно танцевали под звуки кубыза». (Киекбаев «Родные и знакомые»). Игра на кубызе может сочетаться с различным составом инструментов. Характерен ансамбль кубыза с дунгуром, а также с подносом, на котором выбивается определенный ритмический рисунок при помощи наперстков, надетых на пальцы. При этом дополнительный аккомпанемент издают монеты на нагруднике, на косах участниц ансамбля. На кубызе играли главным образом плясовые и звукоподражаемые мелодии, которые звучали при проведении народных игр (воронья каша, кукушкин чай). На кубызе хорошо звучат несложные напевы песен, кубаиров (Зарифа, Апипа), посвященные историческим событиям (Порт-Артур, Любизар, Баик)
Давайте теперь мы с вами зарисуем кубыз в тетради. Подчеркнем его характерные элементы. В последние годы в Башкортостане стали создаваться финские образцы кубызов.
Слайд № 12
Усовершенствованные инструменты мастера Роберта Загретдинова обладают широким диапазоном. В Башкортостане появился первый, и пока единственный музей одного инструмента — кубыза (варган). До недавнего времени подобный музей был в Якутии, а также в Австрии и Японии. Инициатива создания музея принадлежит жителям Мечетлинского района Башкортостана. В церемонии участвовал всемирно известный исполнитель на народном башкирском инструменте кубызе Роберт Загретдинов, который и передал музею уникальную коллекцию инструментов. Ее музыкант собирал много лет, а некоторые инструменты изготовил собственными руками. «Я начал играть с пяти лет. За все эти годы собрал и смастерил очень много инструментов. Последняя находка в коллекции — электронный кубыз. Наконец, сбылась моя давняя мечта — в родном Мечетлинском районе открылся музей кубыза», — говорит Роберт Загретдинов. Практически все представленные экспонаты — в единственном экземпляре. Всего в музее хранится более 20 видов древнего тюркского инструмента. В нем представлены не только сами народные инструменты, но материалы по истории создания кубыза, которые также передал Роберт Загретдинов. Он исполнял башкирский и татарский фольклор, песенно-танцевальные наигрыши и различные импровизации, имитирующие голоса природы, исполняет музыку монголов, якутов, немцев, финнов, французов и других народов.
Слайд № 13
Роберт Загретдинов удостоен звания «Виртуоз-кубызист мира». Ему присвоено почетное звание «Мастер международного класса», что дает право вести мастер-классы во всех учебных заведениях мира. Уроки мастерства музыкант проводил в Австрии, Бельгии, Болгарии, Голландии, Польше, Швейцарии. С гастрольными поездками Загретдинов побывал в Германии, Италии, Монголии, Норвегии, Швейцарии, Финляндии.
Роберт Абдрахманович Загретдинов — башкирский кубызист-виртуоз. Родился 16 декабря 1932 года в селе Азикеево Мечетлинского района Башкирской Автономной Советской Социалистической Республики.
В 1962 году окончил Уфимское училище искусств, в 1968-м — Свердловский педагогический институт. С 1968 года — преподаватель Уфимского педагогического колледжа №2, в 1993–1995-х и 1998–2007 годах — Уфимского государственного института искусств. С 1992 года — председатель Центра хомусной (варганной) музыки по Урало-Волжскому региону.
Участник Дня культуры БАССР в Германской Демократической Республике в 1984 году, проходившем в городах Берлин и Галле, Дня Республики Башкортостан в 1997 году, проходившем в Москве. Гастролировал по СССР и другим 17 странам мира.
Организатор ансамблей кубызистов в Башкирском государственном аграрном университете и Башкирском государственном педагогическом университете имени М. Акмуллы, а также в Абзелиловском, Кармаскалинском, Мечетлинском и Учалинском районах.
Лауреат Республиканского праздника фольклора (1981 год, город Уфа), Всесоюзных смотров самодеятельного художественного творчества (1983–1985 годы, город Уфа), Республиканского (1983 год, Уфа) и Всесоюзного (1984–1985 годы, город Москва) фестивалей «Жемчужины народного творчества». Обладатель звания «Виртуоз-кубызист Мира» на Международном фестивале хомусистов (варганистов) народов мира (1991 год, город Якутск). Лауреат Международного фестиваля исполнителей горлового пения «Хоомей» (1992 год, город Кызыл).
Стал инициатором создания Музея кубыза в селе Большеустьикинском Большеустьикинского сельсовета Мечетлинского района Республики Башкортостан Российской Федерации, основанного на коллекции кубызов и других музыкальных инструментов, переданных Загретдиновым в дар музею.
Умер 1 марта 2016 года в городе Уфе.
Некоторые награды: почётное звание «Отличник народного просвещения БАССР» (1974 год), почётное звание «Отличник народного просвещения РСФСР» (1978 год), почётное звание «Заслуженный работник культуры БАССР» (1981 год), почётное звание «Заслуженный работник культуры РСФСР» (1987 год), Государственная премия Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева (1993 год).
Практическая часть – показ и основные приемы игры на музыкальном инструменте – кубызе с аудиторией.