Акинина Арина Владимировна
Воспитатель
ГБОУ Школа №830
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №174347
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный конкурс педагогического мастерства «Лучший авторский конспект образовательной деятельности с детьми», в контексте реализации ФОП ДО
Наименование конкурсной работы: Конспект НОД по познавательному развитию с использованием ИКТ в старшей группе «Путешествие по Африке»
Итоговая оценка: 2 место,  79 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №174347


Конспект занятия по «познавательному развитию» с использованием ИКТ в старшей группе ДОУ

Конспект составлен воспитателем 

ГБОУ Школа №830

 Акининой Ариной Владимировной

Образовательная область: познавательное развитие.

Цель: формировать представления о животном и растительном мире Африки;

Задачи:

– Познакомить детей с животным и растительным миром Африки

– развивать у детей познавательные действия;

– способствовать развитию воображения и творческой активности.

– обогащать словарный запас детей

– развивать логическое и образное мышление, внимание, память, воображение

-воспитывать любовь к родной Родине.

Предварительная работа: беседа, рассматривание сюжетных картинок, знакомство с глобусом. Чтение стихотворений и отгадывание загадок про животных Африки. Просмотр иллюстраций и энциклопедий по теме «Африка», рисование по теме.

Ход занятия:

Введение в игровую ситуацию

Ребята, послушайте загадку

Огромный этот континент

 Известен людям много лет. 

Там обитают крокодилы, 

Львы, бегемоты и гориллы. 

Жирафы тоже там живут.

 Как этот континент зовут? (Африка)
Ребята, Вы любите путешествовать? – Да

Сегодня мы с вами совершим путешествие в Африку.

С чего нужно начать наше путешествие?

– (проложить маршрут)

Вы знаете, что это такое?

 – ГЛОБУС.

 -Правильно.

 – Глобус – это модель нашей планеты Земля. Наша земля состоит из материков. (Материки – это огромные участки суши, со всех сторон окруженные водой. Их всего 6: Южная и Северная Америки, Антарктида, Австралия, Евразия и Африка.

Мы с вами живем на материке, который называется ЕВРАЗИЯ, а вот материк Африка (Показываю на глобусе)

Посмотрите, на карте Африки много желтого цвета, есть и зеленый. Что эти цвета обозначают, мы узнаем во время нашего путешествия

– На чем можно путешествовать? – на автобусе, на машине, на поезде, на самолете, на велосипеде.

– Далеко от нас находится Африка? как же мы туда доберемся?

Мы полетим на самолете.

А какой в Африке климат (погода, температура)? – (жаркая, сухая).

Прежде, чем отправиться на самолет нужно одеться по погоде.

Как вы думаете, что нужно одеть для путешествия в жаркую страну?

Объясните свой выбор. (Легкая одежда чтобы не перегреться и не получить тепловой удар, головной убор, чтобы не получить солнечный удар.)

Занимайте места в «самолете» запись: звук взлетающего самолета.

А пока мы летим, сделаем гимнастику для глаз, чтобы лучше рассмотреть природу и животных Африки.

Движения глазами согласно тексту.

Раз – налево, два – направо.

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Тренируем мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас.

Звучит аудиозапись «Звуки природы: Африка».

Вот мы прилетели в Африку. Долго летели, устали, давайте немножко разомнемся.

Физкультминутка: «Я по Африке иду»

Я по Африке иду,

Замечаю на ходу, – Ходьба на месте,

Как над морем буйных трав

Шею вытянул жираф. – Руки вверх, потягивание.

У меня над головой

Пальма зашуршит листвой, (Наклоны в стороны с поднятыми руками.)

Но придется приседать,

Чтобы фиников набрать. (Приседания.)

А огромный серый слон (Круг руками.)

Посылает нам поклон. (Наклоны вперед.)

Мы разминку завершим (Ходьба на месте.)

И в Африку мы поспешим (Подходят к экрану.)

И узнаем с вами, что означает на глобусе желтый и зеленый цвет.

Как вы думаете, что показывает желтый цвет? Правильно, желтый цвет показывает, что в Африке очень много песка – это огромные пустыни. В Африке их много, но самая большая – это Сахара, здесь дуют очень горячие ветра, годами не бывает дождей.

Слайд (пустыня Сахара)

Зеленый цвет, это африканский луг – саванна. Трава в саванне желтая сухая, когда нет дождя и зеленая сочная после дождей.

Слайд (саванна до и после дождей)

В саванне есть небольшие озера. Это… водопой. Там собираются все животные саванны, чтобы напиться, искупаться. 

Слайд (водопой)

Кое-где растут гигантские деревья, они называются – баобабы 

Это удивительные деревья, у них толстый ствол. Они не горят, потому что у них влажная кора. Но страдают из-за слонов. Слоны очень любят есть их кору. Чтобы его обхватить, нужно взяться за руки всей группе детского сада.

Слайд (баобаб)

А теперь я предлагаю вам познакомиться с африканскими животными, а для этого мы пересядем в большие машины – джипы. Эти машины имеют большие колеса и хорошую проходимость по барханам пустынь и высоким травам саванн Африки:

Просмотр презентации «Животные Африки».

1 слайд – лев – царь зверей;

Смотрите, ребята, кто это первым нас встречает…? Правильно…

2 слайд – верблюд – корабль пустыни;

ВЕРБЛЮД может обходиться без воды 2 недели, при возможности попить верблюд может выпить до 75 л воды. Это очень много, целая бочка воды.

3 слайд – жираф – самое высокое животное;

Рост позволяет жирафам срывать с верхушек деревьев самые молодые сочные листья. Но чтобы взять что-то с земли им нужно встать на колени или очень широко неуклюже расставить ноги.

– Ребята, а знаете какое в Африке самое большое животное?

4 слайд – слон; самое большое наземное животное

Несмотря на массивное телосложение, слоны очень подвижны и хорошо плавают, питаются слоны травой и листьями деревьев.

5 слайд – носорог;  

Почему его так называют? Название состоит их двух слов нос и рог т. е на месте носа у этого животного рог, один или два. У носорога очень плохое зрение.

Отгадайте загадку и узнаете, какое животное мы сейчас увидим:

Он не слон, не лев, не птица,

Он в реке живет весь год,

Крокодила не боится.

Это толстый (бегемот)

6 слайд – бегемот;

Бегемоты, очень много времени проводят в воде, при этом они не плавают, а бегаю по дну со скоростью 13 км/ч. Это как- будто сильно ехать на велосипеде. Даже детеныши у бегемотов рождаются в воде.

Посмотрите в окошко нашего джипа. Интересно, кто это нарисовал в Африке пешеходный переход? Как вы думаете, какое мы встретим сейчас животное?

7 слайд – зебра;

– Лошадь как лошадь, но только в полоску.

Видели, когда-нибудь, лошадь – матроску? 

Ученые давно спорят: окрас зебры черный в белую полоску или белый в черную? Но главное, что у каждой зебры свой индивидуальный окрас, как отпечаток пальца у человека. Нет двух одинаковых полосатых лошадок. Такие же черные и белые полоски мы встречаем на пешеходном переходе. Поэтому пешеходный переход часто называют как? – Зебра.

– Будто тазик кверху дном,

Крепкий панцирь.

Кто же в нем? (черепаха)

8 слайд – черепаха.

У черепахи твердый панцирь, который защищает ее от хищников. Во время опасности она прячет голову и ноги в панцирь. Черепахи долгожители. Они могут жить более 100 лет и при этом месяцами не есть, голодать.

9 слайд – гепард

Самое быстрое животное на нашей планете. Он бегает со скоростью автомобиля – 120 км в час.

10 слайд – страус – самая большая птица в мире. Несмотря на то, что страусы птицы – они никогда не летают, но очень быстро бегают. Такая большая птица несет большие яйца. Одно яйцо может весить 2 кг. Это 25 куриных яиц (2коробки яиц, что мама покупает в магазине)

11 слайд – река Нил; В Африке протекает река НИЛ. Это самая длинная река в мире, она протекает через 8 стран. Воды реки Нил очень опасны, потому что в них водятся огромные хищники – крокодилы.

12 слайд – крокодил

Крокодилы огромные животные, но знаете ли вы, что появляются они на свет, как и черепахи из яиц. У крокодила 60 зубов (в 2 раза больше, чем у человека) и за его жизнь они могут меняться много – много раз.

  • Ребята, вам понравилось путешествовать по Африке на машине?
  • А теперь выходите из машины (дети встают у стульев) давайте проверим, что вы запомнили из нашего путешествия и поиграем. Слушайте внимательно.

Дидактическая игра «Что кому нужно?» догадайтесь, кому нужны эти части тела?

  1. Грива и когти нужны… льву.
  2. Хобот и бивни нужны… слону.
  3. Полосы и копыта нужны… зебре.
  4. Длинная шея и пятна нужны…жирафу.
  5. Горб и на ногах широкие мозоли нужны… верблюду.
  6. Панцирь нужен… черепахе.
  • Молодцы, все правильно ответили.
  • Я предлагаю вам еще одну игру: из всех предложенных вам картинок, выберете только те картинки животных, которые обитают в Африке.
  • Вероника, какую ты выбрала картинку…а ты Антон…?
  • Молодцы, ребята, вы были очень внимательны.
  • Вот и подошло к концу наше путешествие, нам пора возвращаться. Занимайте места в самолете.
  • Ребята, из путешествий люди привозят какие – то сувениры на память.
  • Что мы привезем из Африки? 
  • Может, возьмем с собой какое – то животное? 

Ответ детей:

  • Нет.
  • Нельзя брать животных и их детенышей из среды их обитания. В неволе животное может погибнуть.

Ребята, лететь нам долго, и я вам предлагаю, не терять время, а сделать сувениры животного из конструктора лего.

ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ.

Молодцы, ребята, замечательные сувениры приготовили. Пока вы конструировали, наш самолет произвел посадку. И мы с вами прилетели в детский сад.

Подведение итогов занятия: 

Вам понравилось наше путешествие?

Куда мы с вами путешествовали?

Что интересного вы узнали об Африке?

Кому бы вы хотели рассказать о нашем путешествии… (Ответы детей)

Конспект НОД по познавательному развитию с использованием ИКТ в старшей группе «Путешествие по Африке»