Конспект занятия по «познавательному развитию» с использованием ИКТ в старшей группе ДОУ
Конспект составлен воспитателем
ГБОУ Школа №830
Акининой Ариной Владимировной
Образовательная область: познавательное развитие.
Цель: формировать представления о животном и растительном мире Африки;
Задачи:
– Познакомить детей с животным и растительным миром Африки
– развивать у детей познавательные действия;
– способствовать развитию воображения и творческой активности.
– обогащать словарный запас детей
– развивать логическое и образное мышление, внимание, память, воображение
-воспитывать любовь к родной Родине.
Предварительная работа: беседа, рассматривание сюжетных картинок, знакомство с глобусом. Чтение стихотворений и отгадывание загадок про животных Африки. Просмотр иллюстраций и энциклопедий по теме «Африка», рисование по теме.
Ход занятия:
Введение в игровую ситуацию
Ребята, послушайте загадку
Огромный этот континент
Известен людям много лет.
Там обитают крокодилы,
Львы, бегемоты и гориллы.
Жирафы тоже там живут.
Как этот континент зовут? (Африка)
Ребята, Вы любите путешествовать? – Да
Сегодня мы с вами совершим путешествие в Африку.
С чего нужно начать наше путешествие?
– (проложить маршрут)
Вы знаете, что это такое?
– ГЛОБУС.
-Правильно.
– Глобус – это модель нашей планеты Земля. Наша земля состоит из материков. (Материки – это огромные участки суши, со всех сторон окруженные водой. Их всего 6: Южная и Северная Америки, Антарктида, Австралия, Евразия и Африка.
Мы с вами живем на материке, который называется ЕВРАЗИЯ, а вот материк Африка (Показываю на глобусе)
Посмотрите, на карте Африки много желтого цвета, есть и зеленый. Что эти цвета обозначают, мы узнаем во время нашего путешествия
– На чем можно путешествовать? – на автобусе, на машине, на поезде, на самолете, на велосипеде.
– Далеко от нас находится Африка? как же мы туда доберемся?
Мы полетим на самолете.
А какой в Африке климат (погода, температура)? – (жаркая, сухая).
Прежде, чем отправиться на самолет нужно одеться по погоде.
Как вы думаете, что нужно одеть для путешествия в жаркую страну?
Объясните свой выбор. (Легкая одежда чтобы не перегреться и не получить тепловой удар, головной убор, чтобы не получить солнечный удар.)
Занимайте места в «самолете» запись: звук взлетающего самолета.
А пока мы летим, сделаем гимнастику для глаз, чтобы лучше рассмотреть природу и животных Африки.
Движения глазами согласно тексту.
Раз – налево, два – направо.
Три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Тренируем мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас.
Звучит аудиозапись «Звуки природы: Африка».
Вот мы прилетели в Африку. Долго летели, устали, давайте немножко разомнемся.
Физкультминутка: «Я по Африке иду»
Я по Африке иду,
Замечаю на ходу, – Ходьба на месте,
Как над морем буйных трав
Шею вытянул жираф. – Руки вверх, потягивание.
У меня над головой
Пальма зашуршит листвой, (Наклоны в стороны с поднятыми руками.)
Но придется приседать,
Чтобы фиников набрать. (Приседания.)
А огромный серый слон (Круг руками.)
Посылает нам поклон. (Наклоны вперед.)
Мы разминку завершим (Ходьба на месте.)
И в Африку мы поспешим (Подходят к экрану.)
И узнаем с вами, что означает на глобусе желтый и зеленый цвет.
Как вы думаете, что показывает желтый цвет? Правильно, желтый цвет показывает, что в Африке очень много песка – это огромные пустыни. В Африке их много, но самая большая – это Сахара, здесь дуют очень горячие ветра, годами не бывает дождей.
Слайд (пустыня Сахара)
Зеленый цвет, это африканский луг – саванна. Трава в саванне желтая сухая, когда нет дождя и зеленая сочная после дождей.
Слайд (саванна до и после дождей)
В саванне есть небольшие озера. Это… водопой. Там собираются все животные саванны, чтобы напиться, искупаться.
Слайд (водопой)
Кое-где растут гигантские деревья, они называются – баобабы
Это удивительные деревья, у них толстый ствол. Они не горят, потому что у них влажная кора. Но страдают из-за слонов. Слоны очень любят есть их кору. Чтобы его обхватить, нужно взяться за руки всей группе детского сада.
Слайд (баобаб)
А теперь я предлагаю вам познакомиться с африканскими животными, а для этого мы пересядем в большие машины – джипы. Эти машины имеют большие колеса и хорошую проходимость по барханам пустынь и высоким травам саванн Африки:
Просмотр презентации «Животные Африки».
1 слайд – лев – царь зверей;
Смотрите, ребята, кто это первым нас встречает…? Правильно…
2 слайд – верблюд – корабль пустыни;
ВЕРБЛЮД может обходиться без воды 2 недели, при возможности попить верблюд может выпить до 75 л воды. Это очень много, целая бочка воды.
3 слайд – жираф – самое высокое животное;
Рост позволяет жирафам срывать с верхушек деревьев самые молодые сочные листья. Но чтобы взять что-то с земли им нужно встать на колени или очень широко неуклюже расставить ноги.
– Ребята, а знаете какое в Африке самое большое животное?
4 слайд – слон; самое большое наземное животное
Несмотря на массивное телосложение, слоны очень подвижны и хорошо плавают, питаются слоны травой и листьями деревьев.
5 слайд – носорог;
Почему его так называют? Название состоит их двух слов нос и рог т. е на месте носа у этого животного рог, один или два. У носорога очень плохое зрение.
Отгадайте загадку и узнаете, какое животное мы сейчас увидим:
Он не слон, не лев, не птица,
Он в реке живет весь год,
Крокодила не боится.
Это толстый (бегемот)
6 слайд – бегемот;
Бегемоты, очень много времени проводят в воде, при этом они не плавают, а бегаю по дну со скоростью 13 км/ч. Это как- будто сильно ехать на велосипеде. Даже детеныши у бегемотов рождаются в воде.
Посмотрите в окошко нашего джипа. Интересно, кто это нарисовал в Африке пешеходный переход? Как вы думаете, какое мы встретим сейчас животное?
7 слайд – зебра;
– Лошадь как лошадь, но только в полоску.
Видели, когда-нибудь, лошадь – матроску?
Ученые давно спорят: окрас зебры черный в белую полоску или белый в черную? Но главное, что у каждой зебры свой индивидуальный окрас, как отпечаток пальца у человека. Нет двух одинаковых полосатых лошадок. Такие же черные и белые полоски мы встречаем на пешеходном переходе. Поэтому пешеходный переход часто называют как? – Зебра.
– Будто тазик кверху дном,
Крепкий панцирь.
Кто же в нем? (черепаха)
8 слайд – черепаха.
У черепахи твердый панцирь, который защищает ее от хищников. Во время опасности она прячет голову и ноги в панцирь. Черепахи долгожители. Они могут жить более 100 лет и при этом месяцами не есть, голодать.
9 слайд – гепард
Самое быстрое животное на нашей планете. Он бегает со скоростью автомобиля – 120 км в час.
10 слайд – страус – самая большая птица в мире. Несмотря на то, что страусы птицы – они никогда не летают, но очень быстро бегают. Такая большая птица несет большие яйца. Одно яйцо может весить 2 кг. Это 25 куриных яиц (2коробки яиц, что мама покупает в магазине)
11 слайд – река Нил; В Африке протекает река НИЛ. Это самая длинная река в мире, она протекает через 8 стран. Воды реки Нил очень опасны, потому что в них водятся огромные хищники – крокодилы.
12 слайд – крокодил
Крокодилы огромные животные, но знаете ли вы, что появляются они на свет, как и черепахи из яиц. У крокодила 60 зубов (в 2 раза больше, чем у человека) и за его жизнь они могут меняться много – много раз.
- Ребята, вам понравилось путешествовать по Африке на машине?
- А теперь выходите из машины (дети встают у стульев) давайте проверим, что вы запомнили из нашего путешествия и поиграем. Слушайте внимательно.
Дидактическая игра «Что кому нужно?» догадайтесь, кому нужны эти части тела?
- Грива и когти нужны… льву.
- Хобот и бивни нужны… слону.
- Полосы и копыта нужны… зебре.
- Длинная шея и пятна нужны…жирафу.
- Горб и на ногах широкие мозоли нужны… верблюду.
- Панцирь нужен… черепахе.
- Молодцы, все правильно ответили.
- Я предлагаю вам еще одну игру: из всех предложенных вам картинок, выберете только те картинки животных, которые обитают в Африке.
- Вероника, какую ты выбрала картинку…а ты Антон…?
- Молодцы, ребята, вы были очень внимательны.
- Вот и подошло к концу наше путешествие, нам пора возвращаться. Занимайте места в самолете.
- Ребята, из путешествий люди привозят какие – то сувениры на память.
- Что мы привезем из Африки?
- Может, возьмем с собой какое – то животное?
Ответ детей:
- Нет.
- Нельзя брать животных и их детенышей из среды их обитания. В неволе животное может погибнуть.
Ребята, лететь нам долго, и я вам предлагаю, не терять время, а сделать сувениры животного из конструктора лего.
ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ.
Молодцы, ребята, замечательные сувениры приготовили. Пока вы конструировали, наш самолет произвел посадку. И мы с вами прилетели в детский сад.
Подведение итогов занятия:
Вам понравилось наше путешествие?
Куда мы с вами путешествовали?
Что интересного вы узнали об Африке?
Кому бы вы хотели рассказать о нашем путешествии… (Ответы детей)