Прометей российской педагогики
Яна Олеговна Яркина,
методист высшей квалификационной категории
МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи» г. Оренбурга
Будущий основоположник российской научной педагогики родился 19 февраля 1823 года в Туле, в скромной семье отставного офицера Дмитрия Григорьевича Ушинского, участника Отечественной войны 1812 года. Мама Константина Дмитриевича, Любовь Степановна, умерла, когда мальчику исполнилось только 12 лет. Семья относилась к мелкопоместному дворянству со средним достатком, что давало определенные преимущества, но ничего не гарантировало. А тем более – успешную карьеру в педагогике.
Всё детство и отрочество К.Д. Ушинского прошло в небольшом имении Черниговской губернии на берегу реки Десны. Благодаря стараниям матери Константин получил прекрасное домашнее образование, что позволило ему после ее смерти в 1835 году быть зачисленным сразу в третий класс Новгород-Северской гимназии, об обучении в которой он очень тепло отзывался, особенно выделяя «старика-профессора» Илью Федоровича Тимковского. Илья Федорович, надо сказать, действительно был выдающейся личностью, оставившей заметный след в истории.
После окончания гимназии в 1840 году выбор Константина Дмитриевича пал на юридический факультет Московского университета, где ему посчастливилось слушать лекции таких легендарных преподавателей, как профессора истории Грановского и профессора философии государства и права Редкина. Это и был первый фундамент будущих успехов студента К.Д. Ушинского.
Университетский курс был не просто завершен в 1844 году, он был окончен блестяще, именно поэтому кандидата юриспруденции К.Д. Ушинского оставили в университете – для подготовки к профессорскому званию, получение которого уже тогда казалось делом решенным. Необходимо сказать, что интересы Константина Дмитриевича не ограничивались исключительно юриспруденцией – молодой человек живо интересовался философией, театром, литературой. Актуальные вопросы, волновавшие представителей прогрессивных кругов русского общества того периода, также были близки и понятны К. Ушинскому. Распространения грамотности и образованности среди «простого народа», в том числе крестьянского населения Российской империи, он вообще считал первоочередной задачей правительства.
Между тем карьера Константина Дмитриевича постепенно набирала обороты, хотя и не так стремительно, как это можно было ожидать от молодого человека с блестящим умом из хорошей семьи. В 1846 году К.Д. Ушинский был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук Ярославского Демидовского лицея. Кафедра энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов вполне удовлетворяла его амбиции. Константин Дмитриевич не ограничивал свою деятельность преподаванием – параллельно он редактировал газету «Ярославские губернские ведомости» – довольно солидное издание, имеющее постоянных читателей среди высших кругов губернии.
В этот же период прогрессивные взгляды молодого педагога окончательно сформировались, что понравилось далеко не всем. «Либеральный профессор» регулярно вступал в конфликты с руководителями лицея, которые выбрали для борьбы с Ушинским проверенный и эффективный метод – доносы. Кляузы летели в самых разных направлениях, но особенно часто и метко – в Министерство народного просвещения. Через три года после назначения начальник Ярославской губернии генерал-майор Бутурлин докладывал вышестоящему начальству, что профессора лицея К.Д. Ушинский и его друг и соратник Львовский «подали слишком невыгодное о себе понятие за свободу мыслей и передачу оных воспитанникам лицея». Формулировка сложная, но вполне понятная – фактически она означала обвинение в неблагонадёжности.
Реакция последовала практически мгновенная – в сентябре 1849 года Ушинский оставляет лицей, подав прошение об увольнении в Петербург или Москву со следующей формулировкой: «для совещания с тамошними медиками о болезни». Естественно, прошение Константин Дмитриевич подал не по собственной воле. В целом же молодой профессор оставил о себе в лицее двоякое впечатление – его обожали студенты и тихо ненавидело начальство. Вот что, например, писал об Ушинском почетный попечитель лицея Демидов: «Ушинский имеет большое влияние на студентов; он мог бы быть полезным в лицее, но нужно иметь за ним постоянное наблюдение со справедливой строгостью в отношении к службе».
Оставшись без работы и средств к существованию, Константин Дмитриевич некоторое время зарабатывал себе на жизнь переводами статей из иностранных журналов, написанием рецензий и обзоров. Только через полтора года безуспешных попыток устроиться на преподавательскую работу в Ярославле, К.Д. Ушинскому удается переехать в Санкт-Петербург, где он устроился на маленькую должность чиновника столоначальника Департамента духовных дел и иностранных вероисповеданий. Литературную деятельность он не забросил, активно и плодотворно сотрудничая с журналами «Современник» (1852 – 1854) и «Библиотека для чтения» (1854 – 1855).
В январе 1854 года, в основном благодаря помощи бывшего коллеги по Демидовскому лицею, Ушинскому всё-таки удается поступить на работу преподавателя русской словесности в Гатчинском сиротском институте, славившегося своей строгостью. Тем не менее, несмотря на категорическое неприятие подобных методов, уже в 1855 году он становится инспектором классов Гатчинского сиротского института. Здесь же он обнаружил архив одного из прежних инспекторов – Е.О. Гугеля, в котором он нашёл «полное собрание педагогических книг». Найденный архив оказал огромное влияние на нового инспектора. Впоследствии, под влиянием идей, полученных от прочтения этих книг, он написал одну из лучших своих статей по педагогике: «О пользе педагогической литературы». Статью ждал оглушительный общественный успех, как следствие – Константин Дмитриевич становится постоянным автором «Журнала для Воспитания», где публикует материалы, в которых развивает свои взгляды на систему воспитания и образования в России. Кажется, его идеи наконец-то приняты, а блестящей карьере ничего не угрожает!
В 1859 году Ушинского приглашают на должность инспектора классов гораздо более престижного Смольного института благородных девиц, где ему удается внедрить значительные прогрессивные изменения, даже несмотря на сопротивление «консерваторов от педагогики». Так, ему удалось воплотить в жизнь главный принцип демократизации народного образования и народности воспитания – убрать существовавшее до этого разделения состава учащихся на «благородных» и «неблагородных», что стало настоящей революцией. Одновременно с преподавательской работой Константин Дмитриевич с 1860 года редактирует «Журнал Министерства народного просвещения».
После неприятного, хотя и вполне предсказуемого конфликта с начальницей института М.П. Леонтьевой, которая вообще обвинила Ушинского в «вольнодумстве, непочтительном отношении к начальству, атеизме» и других проступках подобного рода, его под очередным благовидным предлогом удалили из института в 1862 году, фактически отправив в ссылку за границу «для лечения и изучения школьного дела».
К.Д. Ушинский с пользой путешествует по Европе, посещая и изучая различные учебные заведения. Итогом стала блестящая статья «Педагогическая поездка по Швейцарии». За границей в 1864 году он написал и сумел издать «Родное слово» и «Детский мир». Фактически это были первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей. Их значимость трудно переоценить, достаточно сказать, что до 1917 года «Родное слово», выдержало 147 изданий!
Константин Дмитрий Ушинский вернулся в Россию только в середине 1860-х годов. Свой последний главный научный труд, названный Ушинским «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии», он начал печатать в 1867 году. Первый том «Человек как предмет воспитания» вышел в 1868 году, а через некоторое время вышел и второй. Третий том, к сожалению, остался незавершенным. В этой работе он дал ценный и уникальный для своего времени психологический анализ цепочки: ощущение прекрасного – чувствование прекрасного – осознание, а также обосновал предмет «педагогика», ее основные закономерности и принципы.
В последние годы жизни Константин Дмитриевич выступал и как видный общественный деятель – писал статьи о воскресных школах, о школах для детей ремесленников, принимал участие в учительских съездах. Увы, 1870 год стал роковым в жизни выдающегося российского педагога. В результате трагического случая на охоте погиб его старший сын Павел. Потрясенный К.Д. Ушинский едет лечиться в Крым, но по дороге сильно простужается, останавливается для лечения в Одессе, где и умирает 22 декабря 1870 года в возрасте 47 лет.
Константин Дмитриевич прожил короткую, но невероятно яркую жизнь, оставив неугасимый след в отечественной истории. Отрадно, что в честь 200-летия со дня рождения Константина Ушинского, основоположника научной педагогики, 2023 год был объявлен Годом педагога. Вспомним его основные педагогические идеи, чтобы оценить и переосмыслить их влияние.
Основа его педагогической системы выдающегося Учителя – требование демократизации народного образования и идея народности воспитания. К.Д. Ушинский придавал огромное значение систематическому обучению учащихся логике мышления. Блестящим примером разъяснения детям логических приемов и категорий является его труд «Первые уроки логики», в котором в популярной форме излагаются основные понятия и правила логики: сравнение, различие и сходство, суждение, роды и виды, признаки, понятие, определение, причина и следствие и другие.
Принципы и идеи К.Д. Ушинского актуальны и в наше время, а память о педагоге до сих пор жива, о чем свидетельствуют названные в его честь библиотеки, школы, гимназии, колледжи, институты, университеты, улицы. В Санкт-Петербурге и Москве ему установлены памятники.
Отношение Константина Дмитриевича Ушинского к педагогике в целом можно определить одной гениальной цитатой: «Педагогика не наука, а искусство – самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство оно кроме знаний требует способности и наклонности, и как искусство же оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека».