Минаева Татьяна Витальевна
Учитель
МБОУ С(К) Ш № 107
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №174459
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Лучшая технологическая карта урока», в рамках федерального проекта Современная школа
Наименование конкурсной работы: ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА для обучающихся с умеренной умственной отсталостью. Предмет: Человек. Тема: «Посуда. Уход за посудой».
Итоговая оценка: 1 место,  85 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №174459


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О.: 
Предмет: Человек
Класс: 4 (вариант 2)
Школа: № 107
Тип урока: урок закрепления изученного материала.
Тема «Посуда. Уход за посудой»
Цели  Образовательная: познакомить учащихся с видами посуды и кухонными принадлежностями, а также правилами ухода за ними.

Коррекционная: развивать самостоятельность, активизировать словарный запас детей словами, описывающими посуду и уход за ней.

Воспитательная: воспитывать аккуратность, чувство гостеприимства, вызывать положительный отклик на результаты своего труда.

БУД Формировать БУД: 

Личностные: выражение положительного отношения к совместной деятельности в кругу сверстников, проявление эмоций. 

Предметные: умение работать в группе, отвечать на вопросы, находить нужную иллюстрацию или предмет посуды.

Познавательные: Отвечать на простые вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию на доске.

Коммуникативные: Слушать и понимать речь других в диалоге и монологических высказываниях, выполняют элементарную инструкцию доступным способом.

Планируемые результаты – давать оценку своей работе и работам сверстников

– выражение положительного отношения к совместной деятельности в кругу сверстников. 

Основные понятия Посуда, виды посуды и средства ухода за ней.
Ресурсы: Иллюстрации посуды, игрушечная посуда для игры в «Магазин», принадлежности для мытья посуды. 

 

 

 

Этапы урока Содержание урока Деятельность учителя Деятельность обучающегося
  1. Организационный момент.

Цель: активизация учащихся.

– Сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними. 

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Слушаем, запоминаем

Ни минуты не теряем.

Проверяет готовность детей к уроку. Проверяют готовность к уроку, правильность посадки.
  1. Актуализация . знаний.
  1. Сообщение темы урока
  1. Работа по теме урока.
  1. Физ. минутка.
  1. Практическая работа 
  1. Рефлексия. Итог урока.
Актуализация знаний.

Начнем с чистоговорки 

Да-да-да грязная посуда

Ду-ду-ду мыть посуду буду

До-до-до вот большое блюдо

Да-да-да вымыта посуда

Определить тему урока нам помогут загадки. 

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!»  (Чайник)

По моей тарелке
Лодочка плывет.
Лодочку с едою
Отправляю в рот.   (Ложка)   

Чайника подружка
Имеет два ушка
Варит кашу, суп для Юли.
И зовут ее … (кастрюля) 

– Как «одним словом» можно назвать эти предметы?

Мы обобщим и уточним наши знания о посуде, вспомним из каких материалов ее делают, для чего она нужна, какие виды посуды бывают и как за ней надо ухаживать. 

Что такое посуда? 

Какую посуду вы знаете еще?
– Как называется специальная посуда, предназначенная для использования только в определенных целях, например,  пить чай, есть суп или второе блюдо и рассчитанная на 6 или 12 человек, выполненная в едином стиле? (Сервиз)
– Как называется посуда для того чтобы пить чай? (Чайная посуда или чайный сервиз)
– Какую чайную посуду вы знаете? (Показ: сахарница, чайник, блюдца, чашки,  тарелочки для торта и т.д.) 
– Как называется посуда, для того чтобы пить кофе? 

Вот большой стеклянный чайник,     (Надули животик; одна рука на поясе, др. изогнута, как носик)
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки,                      (Присели, одна рука на поясе)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,                    (Кружатся, рисуя руками круг.)
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки,                         (Потянулись, руки сомкнуты над головой)
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос.                 (Обводим руками большой круг, изображаем как будто ставим  на него посуду)
Он посуду нам принес.

 Какую вы знаете кухонную посуду (Кастрюля, терка, дуршлаг, сито, доска разделочная, половник, сковорода, чайник и т.д.)
– Для чего нужны эти предметы?

Первые кастрюли появились в нашей стране почти 300 лет назад во времена царя Петра I. Он увидел их, путешествуя по Европе. До этого на Руси готовили в чугунках, глиняных горшках, чугунных котлах. Но кастрюля быстро нашла свое место на кухне. Сегодня мы без нее как без рук.

– А теперь я предлагаю поиграть в игру 

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

–  Где мы покупаем посуду? (В посудном, в хозяйственном магазине)
– Сейчас и мы с вами отправимся в магазин. Там будем покупать посуду. В магазине работают продавцы. Для того,  чтобы покупатель захотел купить посуду, продавец должен рассказать о ней. Рассказ должен быть последовательным: (вывешивается план-схема, вспоминаются пункты плана):  

1. Что это? (как называется посуда)
2. Из каких частей состоит?
3. Какого цвета?
4. Какого размера?
5. Из какого материала изготовлено?
6. Как используется?  (для чего нужна)

– Примерный диалог продавца и покупателя:

Покупатель: Здравствуйте! Я бы хотел купить чайник. Какой вы мне посоветуете?
Продавец: Я вам предложу  чайник. Это чайная посуда. У него есть крышка, носик, ручка, донышко. Он белый, впереди на нем нарисованы розовые цветочки. Он большой, вместительный. Изготовлен из фарфора. Нужен для того, чтобы в нем заваривать чай.
Покупатель: Он мне понравился. Я хочу его купить. Сколько он стоит?
Продавец: Он стоит 150 рублей.
Покупатель: Спасибо. Хороший чайник.

Беседа о том, как нужно ухаживать за посудой

Мытьё посуды:

  • включить тёплую воду;
  • намочить губку водой и нанести на неё средство;
  • обработать губкой посуду с внутренней, а затем с внешней стороны;
  • тщательно прополоскать посуду в чистой воде;
  • поставить в сушку;
  • сухую посуду убрать в шкаф.

Заключительные этапы мытья посуды:

  • вымой раковину моющим средством;
  • ополосни губку, отожми и положи сушить;
  • тряпочку для стола выстирай, отожми и положи сушить.

Какая бывает посуда, для чего она нужна? Где её можно купить, как ухаживать?

Произносит чистоговорку 

Загадывает загадки

Проводит физкультминутку

Следит за посадкой обучающихся. 

Показывает иллюстрации посуды.

Объясняет правила игры

Следит за соблюдением правил игры.

Рассказывает как правильно мыть посуду, (последовательность действий), используя необходимый инвентарь.

Анализирует работу детей на уроке

Подводит итог урока

Повторяют чистоговорку

Отгадывают загадки

Отвечают на вопросы учителя

Выполняют упражнения 

Отвечают на вопросы учителя

Выполняют упражнения по схеме

Разыгрывают действия в импровизированном магазине посуды.

Отвечают на вопросы учителя

Повторяют правила мытья посуды. 

Принимают участие в подведении итогов.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА для обучающихся с умеренной умственной отсталостью. Предмет: Человек. Тема: «Посуда. Уход за посудой».