Автор: Гришаева Светлана Евгеньевна, учитель начальных классов
муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 5 им. А. К. Ерохина города Томска
Область применения: математика
Возрастная группа учащихся: 1 класс
Программно-методическое сопровождение:
Рабочая программа УМК «Школа России»;
Учебник «Математика 1 класс» М.И. Моро
Тема урока: Число 3. Цифра 3
Тип урока: Открытие нового
Задачи урока:
- формирование понятия числа 3;
- формирование понятия «третий», отличие количественного смысла числа три от порядкового числительного «третий»;
- формирование умения записи цифры 3;
- развитие математической речи (развернутые ответы);
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный метод.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.
Формируемые УУД:
Предметные: познакомить учащихся с числом и цифрой 3; формировать умение
писать число 3, соотносить цифру и множество предметов;
Личностные: учебно-познавательный интерес к предмету.
Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; использовать знаково-символические средства.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Демонстрационный материал: презентация, карточка с цифрой 3; числа от 1 до 10.
Раздаточный материал: карточки для рефлексии, карточки для самостоятельной работы.
Ход урока
1.Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся.
-Сегодня мы не просто будем считать и решать, мы отправимся в математическое путешествие. Путешествовать одним скучно и неинтересно, поэтому нужно брать с собой друзей. А вот кого мы возьмём в путешествие, вы узнаете, отгадав загадку:
По сусекам поскребли,
По амбарам помели.
И по лесу, без дорог,
Покатился…(Колобок)
-Верно, сегодня на уроке нам будет помогать этот сказочный герой.
2.Актуализация знаний
1)-Испекла бабка вечером Колобок и положила на окно остужать. Колобок, на удивление, получился необычный. Мало того, что непоседа, еще и любознательный. Лежит Колобок на окне, смотрит на небо и звёзды считает. Поможем ему. (Счет до 10 и обратно).
-Сосчитайте по порядку от 2 до 7, от 9 до 5. Назовите последующее число 3, 7. Как получить последующее число? На сколько последующее число больше предыдущего?
2)-Числа «потерялись», восстановите порядок:
3)- И тут Колобок увидел созвездие. Сколько в нем звезд? (3)
-Сколько красных звезд? Сколько желтых? На сколько красных меньше, чем желтых? На сколько желтых больше, чем красных?
-Как пользуясь рисунком, получить число 3: 2 желтые звезды и 1 красная-это 2 и 1; 1 большая звезда и 2 маленькие: 3-это 1 и 2.
-На какие группы можно разбить звезды? (по размеру, по цвету).
4)-Мечтал-мечтал Колобок и не заметил, как наступило утро. Спрыгнул с окна и покатился по дорожке. А навстречу ему заяц:
-Колобок, Колобок я тебя съем!
-Выполни в начале мое задание: найди «соседей» числа.
-Заяц замолчал. Ребята, а кто поможет зайцу.
Выполнил Колобок задания и покатился дальше, а навстречу ему волк:
5)-Колобок, Колобок, я тебя съем!
-Поможем Колобку убежать, выполним задание, пока волк не догадался! Найди «лишний» предмет.
Выполнил Колобок задания волка и покатился дальше, а навстречу ему медведь:
6)Какой ты аппетитный, Колобок! Я тебя, пожалуй, съем!
-Нет, Михайло Потапыч, не съешь!
-Тогда отгадай загадку: я задумал число, а когда его увеличил на 1, стало 3. Какое это число? (2)
3.Первичное усвоение новых знаний
-Покатился Колобок дальше. А вы откройте, ребята, учебник с.26. Сформулируйте тему урока?
-Рассмотрите картинку, что видите? Сколько на картинке медведей?
-Как правильно назвать это число? (3)
–Как получить число 3? (Число три следует при счёте за числом два; чтобы получить число три, нужно к двум предметам добавить один или к одному предмету добавить два.)
-В сказках очень часто встречается число 3. Оно считается волшебным. Вспомните сказки и сказочных героев, где оно встречается («Три медведя», «Три поросенка», «Три толстяка», «Три богатыря»3 брата, 3 сестрицы, 3 головы у Змея Горыныча, действие совершается 3 раза).
Задание 2. Что нужно в нем сделать?
-Посмотрите, как выглядит цифра, с помощью которой записывают число 3.
-Найди среди знаков цифру 3, поставь фишку. Сколько раз встретилась цифра 3?
–Вывод: число 3 обозначается цифрой 3.
-Какое место в числовом ряду будет занимать число 3?
-На что похожа цифра 3? (Ассоциации) (Цифра 3 похожа на 2 луны, на 2 полукруга, на выгнутую змейку, на букву З).
Задание 3.
-Покажите друг другу те предметы или их части, которые похожи на цифру 3.
(замок, змея, очки)
Числовой ряд на доске.
-У каждой цифры есть свое место в числовом ряду.
-Какое же место будет занимать число 3?
-Расположите цифру 3 на место в числовом ряду.
-Назовите число, предшествующее числу 3 (2)
-следующее за ним (4)
-соседей числа 3 (2, 4)
Написание цифры 3 в тетради. Рассмотрим внимательно цифру. Цифра 3 состоит из верхнего и нижнего малых полуовалов.
-Начинают писать эту цифру с верхнего полуовала. Поставьте ручку немного выше центра клетки. Ведите линию вверх, закругляя ее в правом верхнем углу, затем пишите наклонную линию почти до центра клетки и, не отрывая ручки от бумаги, пишите нижний полуовал. Обратите внимание, что нижний полуовал немного больше верхнего.
- Динамическая пауза
1). Задание на внимание: если произнесу число 3, нужно хлопнуть.
1, 13, 5,6,7,33,23,7,9,0,3,54,53,333,3,9.
2). Напишите в воздухе цифру 3 левой рукой, правой рукой, одновременно.
3). Напишите цифру 3 на ладошке.
4). Напиши цифру 3 глазами.
5.Первичное усвоение новых знаний (продолжение)
Задание 4. Посмотрите на задание на странице 27. Сравни, что больше, что меньше.
-Найди рамку, поставь пальчик, как пишут цифру 3, обозначающую число 3. Написание трех точек и цифры 3 в тетради.
-Как получить число 3? Запишите в тетрадь: 1+2=3 2+1=3 1+1+1=3
6.Самостоятельная работа с самопроверкой в классе
-Покатился дальше Колобок, а навстречу ему лиса.
-Колобок, Колобок, я тебя съем!
-Нет, лисонька, ничего у тебя не получится! Знаю я много сказок про твои коварства. Дам тебе такую загадку, которую ты не отгадаешь.
-Сосчитай предметы, ответы впиши в окошки (Самостоятельная работа на карточке).
-Проверьте друг у друга работу. Молодцы, ребята, помогли Колобку уцелеть!
7.Рефлексия. Подведение итога урока.
–Как получить число 3? (Число три следует при счёте за числом два; чтобы получить число три, нужно к двум предметам добавить один или к одному предмету добавить два. На письме число три обозначают цифрой 3).
-Где в жизни мы встречаемся с числом 3? (номер маршрутки, номер дома, номер квартиры, 3 ряда в классе, 3 окна)
-Наш урок – путешествие по сказке подошел к концу.
-Вспомните сегодняшний урок. Если у вас все получилось и у вас хорошее настроение, раскрасьте колобок желтым; если все понятно, но в некоторых вопросах сомневаетесь- зелёным цветом. А если вам было трудно, многое не получалось, то раскрасьте красным.