Гришаева Светлана Евгеньевна
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 5 им. А.К. Ерохина г. Томска
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №174487
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Лучшая методическая разработка педагога в контексте современного образования», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Конспект урока «Число 3. Цифра 3»
Итоговая оценка: 2 место,  77 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №174487


Автор: Гришаева Светлана Евгеньевна, учитель начальных классов

муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 5 им. А. К. Ерохина города Томска

Область применения: математика

Возрастная группа учащихся: 1 класс

Программно-методическое сопровождение:

Рабочая программа УМК «Школа России»;

Учебник «Математика 1 класс» М.И. Моро

Тема урока: Число 3. Цифра 3
Тип урока: Открытие нового

Задачи урока:

  • формирование понятия числа 3;
  • формирование понятия «третий», отличие количественного смысла числа три от порядкового числительного «третий»;
  • формирование умения записи цифры 3;
  • развитие математической речи (развернутые ответы);

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный метод.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.
Формируемые УУД:

Предметные: познакомить учащихся с числом и цифрой 3; формировать умение 

писать число 3, соотносить цифру и множество предметов;

Личностные: учебно-познавательный интерес к предмету.  

Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; использовать знаково-символические средства. 

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок. 

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Демонстрационный материал: презентация, карточка с цифрой 3; числа от 1 до 10. 

Раздаточный материал: карточки для рефлексии, карточки для самостоятельной работы.

 

Ход урока

 

1.Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 -Сегодня мы не просто будем считать и решать, мы отправимся в математическое путешествие. Путешествовать одним скучно и неинтересно, поэтому нужно брать с собой друзей. А вот кого мы возьмём в путешествие, вы узнаете, отгадав загадку:

По сусекам поскребли, 

По амбарам помели.
И по лесу, без дорог,
Покатился…(Колобок)

-Верно, сегодня на уроке нам будет помогать этот сказочный герой. 

2.Актуализация знаний

1)-Испекла бабка вечером Колобок и положила на окно остужать. Колобок, на удивление, получился необычный. Мало того, что непоседа, еще и любознательный. Лежит Колобок на окне, смотрит на небо и звёзды считает. Поможем ему. (Счет до 10 и обратно). 

-Сосчитайте по порядку от 2 до 7, от 9 до 5. Назовите последующее число 3, 7. Как получить последующее число? На сколько последующее число больше предыдущего?

2)-Числа «потерялись», восстановите порядок: 

3)- И тут Колобок увидел созвездие. Сколько в нем звезд? (3)    

-Сколько красных звезд? Сколько желтых? На сколько красных меньше, чем желтых? На сколько желтых больше, чем красных?

-Как пользуясь рисунком, получить число 3: 2 желтые звезды и 1 красная-это 2 и 1; 1 большая звезда и 2 маленькие: 3-это 1 и 2.

-На какие группы можно разбить звезды?  (по размеру, по цвету).

4)-Мечтал-мечтал Колобок и не заметил, как наступило утро. Спрыгнул с окна и покатился по дорожке. А навстречу ему заяц:

-Колобок, Колобок я тебя съем!

-Выполни в начале мое задание: найди «соседей» числа.    

-Заяц замолчал. Ребята, а кто поможет зайцу.

Выполнил Колобок задания и покатился дальше, а навстречу ему волк:

5)-Колобок, Колобок, я тебя съем!

-Поможем Колобку убежать, выполним задание, пока волк не догадался! Найди «лишний» предмет.  

Выполнил Колобок задания волка и покатился дальше, а навстречу ему медведь:

6)Какой ты аппетитный, Колобок! Я тебя, пожалуй, съем!

-Нет, Михайло Потапыч, не съешь!

-Тогда отгадай загадку: я задумал число, а когда его увеличил на 1, стало 3. Какое это число? (2)

3.Первичное усвоение новых знаний

-Покатился Колобок дальше. А вы откройте, ребята, учебник с.26. Сформулируйте тему урока? 

-Рассмотрите картинку, что видите? Сколько на картинке медведей?

-Как правильно назвать это число? (3)

Как получить число 3? (Число три следует при счёте за числом два; чтобы получить число три, нужно к двум предметам добавить один или к одному предмету добавить два.)

-В сказках очень часто встречается число 3. Оно считается волшебным. Вспомните сказки и сказочных героев, где оно встречается («Три медведя», «Три поросенка», «Три толстяка», «Три богатыря»3 брата, 3 сестрицы, 3 головы у Змея Горыныча, действие совершается 3 раза).

Задание 2. Что нужно в нем сделать?

-Посмотрите, как выглядит цифра, с помощью которой записывают число 3.

-Найди среди знаков цифру 3, поставь фишку. Сколько раз встретилась цифра 3?

Вывод: число 3 обозначается цифрой 3.

-Какое место в числовом ряду будет занимать число 3?

-На что похожа цифра 3? (Ассоциации) (Цифра 3 похожа на 2 луны, на 2 полукруга, на выгнутую змейку, на букву З).

Задание 3. 

-Покажите друг другу те предметы или их части, которые похожи на цифру 3.

(замок, змея, очки)

Числовой ряд на доске.

-У каждой цифры есть свое место в числовом ряду.

-Какое же место будет занимать число 3?

-Расположите цифру 3 на место в числовом ряду.

-Назовите число, предшествующее числу 3 (2)

-следующее за ним (4)

-соседей числа 3 (2, 4)

Написание цифры 3 в тетради. Рассмотрим внимательно цифру. Цифра 3 состоит из верхнего и нижнего малых полуовалов. 

-Начинают писать эту цифру с верхнего полуовала. Поставьте ручку немного выше центра клетки. Ведите линию вверх, закругляя ее в правом верхнем углу, затем пишите наклонную линию почти до центра клетки и, не отрывая ручки от бумаги, пишите нижний полуовал. Обратите внимание, что нижний полуовал немного больше верхнего.

  1. Динамическая пауза

1). Задание на внимание: если произнесу число 3, нужно хлопнуть.

1, 13, 5,6,7,33,23,7,9,0,3,54,53,333,3,9.

2). Напишите в воздухе цифру 3 левой рукой, правой рукой, одновременно.

3). Напишите цифру 3 на ладошке.

4). Напиши цифру 3 глазами.

5.Первичное усвоение новых знаний (продолжение)

Задание 4.  Посмотрите на задание на странице 27. Сравни, что больше, что меньше.

-Найди рамку, поставь пальчик, как пишут цифру 3, обозначающую число 3. Написание трех точек и цифры 3 в тетради.

-Как получить число 3? Запишите в тетрадь: 1+2=3     2+1=3    1+1+1=3

6.Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

-Покатился дальше Колобок, а навстречу ему лиса. 

-Колобок, Колобок, я тебя съем!

-Нет, лисонька, ничего у тебя не получится! Знаю я много сказок про твои коварства. Дам тебе такую загадку, которую ты не отгадаешь. 

-Сосчитай предметы, ответы впиши в окошки (Самостоятельная работа на карточке).

 

-Проверьте друг у друга работу. Молодцы, ребята, помогли Колобку уцелеть! 

7.Рефлексия. Подведение итога урока.

Как получить число 3? (Число три следует при счёте за числом два; чтобы получить число три, нужно к двум предметам добавить один или к одному предмету добавить два. На письме число три обозначают цифрой 3).

-Где в жизни мы встречаемся с числом 3? (номер маршрутки, номер дома, номер квартиры, 3 ряда в классе, 3 окна)

-Наш урок – путешествие по сказке подошел к концу. 

-Вспомните сегодняшний урок. Если у вас все получилось и у вас хорошее настроение, раскрасьте колобок желтым; если все понятно, но в некоторых вопросах сомневаетесь- зелёным цветом. А если вам было трудно, многое не получалось, то раскрасьте красным.

 

Конспект урока «Число 3. Цифра 3»