Фарсина Аида Фаридовна
Преподаватель отдела общего фортепиано
МБУДО «Детская школа искусств № 5» г. Казани
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №174501
Наименование конкурса: Всероссийский конкурс «Лучшие методические работы преподавателей ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ», в рамках федерального проекта «Творческие люди»
Наименование конкурсной работы: Трансформация и обогащение содержания дисциплины «Общее фортепиано» с позиций междисциплинарного подхода
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №174501


 

Трансформация и обогащение содержания дисциплины 

«Общее фортепиано» с позиций междисциплинарного подхода

Глобальные социальные, экономические, политические изменения последнего десятилетия определяют интенсификацию современного общего образования. Это необходимо для того, чтобы создать условия подрастающей личности, способствующие ее обучению, развитию и социализации. В современных социальных реалиях обучающемуся необходимо овладеть многими навыками и умениями, сформировать ключевые компетентности, без которых невозможно достигнуть успеха и самореализации. 

При всех положительных аспектах этого явления, многие дети и подростки очень перегружены обязательными школьными активностями, что, зачастую, препятствует  раскрытию их способностей и талантов в системе дополнительного образования, несмотря на желание самих учеников и их родителей.

В то же время невозможно не отметить, что  сейчас в образовательные учреждения приходят совсем другие обучающиеся – дети поколения центениалов, имеющие специфические особенности в развитии познавательных, эмоциональных и волевых процессов, обладающие своими характерными отличиями в содержании мотивации, специфике направленности индивидуального развития, саморегуляции эмоциональных состояний, а также уровне физического и психологического здоровья.

В обновленных нормативных документах, регламентирующих деятельность организаций дополнительного образования, наряду задачами по художественно-эстетическому развитию, овладению общеразвивающими и предпрофессиональными навыками и умениями, выделяются следующие направления деятельности:

  • обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания обучающихся;
  • формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
  • удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии и физическом совершенствовании;
  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию свободного времени обучающихся;
  • адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
  • профессиональную ориентацию обучающихся;
  • выявление, развитие и поддержку обучающихся, проявивших выдающиеся способности [6].

Таким образом, все вышеизложенное определяет многовекторные и разноуровневые изменения современной социокультурной ситуации, необходимость трансформации, связанной с этим системы дополнительного образования, в частности, обучения детей и подростков в музыкальной школе. А реализация новых нормативных требований, в свою  очередь, обусловливает обновления содержания, принципов и форм всех дисциплин, связанных с музыкальным образованием.

Дисциплина  «Общее фортепиано» требует особенного переосмысления, так как занимает специфическое место в структуре музыкальной образовательной программы: с одной стороны эта дисциплина является не только дополнительным инструментом для всех других специализаций, но и базовой основой для изучения теоретических дисциплин. С другой стороны, именно занятиям общим фортепиано ученики уделяют недостаточное внимание, поскольку считают этот предмет очень сложным и требующим многого времени для изучения, и в тот же момент  второстепенным в сравнении со специальностью. 

В настоящее время в музыкальном сообществе активно дискутируется вопрос: Каким быть современному дополнительному образованию детей в области искусства? Существуют полярные высказывания: «Дополнительное музыкальное образование переживает «кризис смыслов» и нуждается в активной трансформации» (Е. Калачикова) и «Признать отечественную систему художественного (в т.ч. музыкального) образования национальным достоянием России. Сохранить и развивать сеть ДШИ (ДМШ) как систему» (Е. Мечетина [2]).

Анализ современных исследований в области формирования фортепианного исполнительства свидетельствует о наличии ряда нерешенных вопросов в методике обучения учащихся ДМШ по дисциплине «Общее фортепиано», касающихся развития исполнительских навыков, двигательного аппарата, способов звукоизвлечения и раскрытия тембровых и фактурных возможностей инструмента. В настоящее время в ДМШ приходят ученики, относящиеся к новому поколению «центениалов», изменилось их восприятие, мышление и др., то есть появились новые трудности для педагогов, с которыми они ранее не сталкивались в профессиональной деятельности:

  1. Трудности, связанные с общим развитием и уровнем здоровья (быстрая истощаемость, низкий уровень концентрации и распределения внимания, недостаточное развитие вербально-логического мышления и проч.);
  2. Трудности, связанные с тонусом мышечной системы и координацией движений (проблемы с посадкой и постановкой рук и т.д.);
  3. Трудности, связанные с особенностями развития эмоционально-волевой сферы и саморегуляции (тревожность, вспыльчивость, замкнутость, низкий уровень эмоциональной отзывчивости на музыку и т.д.).

Еще одной проблемой в изучении общего фортепиано является недостаточная оснащенность современной научно-методической литературой.

Г. Цыпин в своей работе «Обучение игре на фортепиано» [7] в 1984 году выделяет четыре основных музыкально-дидактические принципа:

  1. Расширение репертуарных рамок.
  2. Ускорение темпов прохождения определённой части учебного материала, что способствует общему музыкальному развитию учащегося.
  3. Увеличение теоретической  ёмкости занятий.
  4. Максимальное проявление самостоятельности, творческой инициативы учащегося.

Современные образовательные тенденции предполагают обогащение содержания с позиций междисциплинарного подходов. Этот же тезис представлен в части 5 статьи 14 Федерального закона N 273-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598 [6]: «Организации, осуществляющие образовательную деятельность, обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы».

Таким образом, главной задачей  трансформации и обогащения содержания дисциплины «Общее фортепиано» становится поиск междисциплинарных технологий, способствующих решению выделенных трудностей овладения навыками игры на фортепиано. 

Одним из способов решения поставленной задачи является реализация интегративных технологий. Интеграция на уроках фортепиано устанавливает межпредметные связи и дает ученику общее глубокое представление о мире, культуре, человеке. 

Возможности интегративных технологий значительно расширяются, если педагог по общему фортепиано владеет информационно-коммуникативными средствами. Современное поколение детей, начиная с дошкольного возраста, в свободной степени владеют гаджетами. Педагоги вовлекают в рабочий процесс цифровые и электронные ресурсы, такие как: аудио и видеоматериалы; всевозможные графические, текстовые документы. Одним из действенных способов реализации современных информационно-коммуникативных технологий в музыкальном образовании является запись игры учащегося-пианиста на видеокамеру.

Еще одним компонентом занятия может стать использование нейропсихологических технологий, предполагающих комплекс разнообразных специальных двигательных упражнений и игр, направленных на синхронизацию работы обоих полушарий мозга и развития умственных способностей. Здесь задействованы психофизиологические законы развития человека: прикладная кинезиология помогает улучшать двигательную координацию и регулировать утомляемость ученика. Использование нейротехнологий позволяет проявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга.

Здоровьесберегающие технологии  на занятиях общим фортепиано могут быть реализованы в разных формах изобразительной и поэтической арт-практики.  Для учеников школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Это позволяет учесть особенности современных детей – поколения центениалов,  которым обязательно нужна визуализация любых идей и продуктов. 

Таким образом, процесс трансформации содержания и структуры дисциплины «Общее фортепиано» будет успешно реализован, если будут:

  • учтены индивидуально-возрастные особенности современных младших школьников поколения центениалов;
  • реализованы психолого-педагогические условия, способствующие созданию эмоционально-благоприятной атмосферы для учащихся и переживания ими ситуации творческого успеха в процессе занятий и концертных выступлений.
  • просветительская работа с родителями в области влияния музыкального искусства на развитие высшей нервной деятельности и функционирование головного мозга современных детей с учетом особенностей из психофизиологического развития; 
  • разработаны комплексные методические рекомендации для педагогов по реализации интегративных технологий.
Трансформация и обогащение содержания дисциплины «Общее фортепиано» с позиций междисциплинарного подхода