Изюменко Татьяна Владимировна
воспитатель
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «ЛУГАНСКИЙ ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 50 «БАРВИНОК»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №174502
Наименование конкурса: Всероссийский конкурс творческих, учебно-образовательных, исследовательских, научно-популярных проектов «Научно-образовательного центра педагогических проектов»
Наименование конкурсной работы: «Огород на подоконнике «Ферма Светлячково»
Итоговая оценка: 1 место,  90 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №174502


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «ЛУГАНСКИЙ ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 50 «БАРВИНОК»

Проект «Огород на окне»

в старшей группе «Огород на подоконнике «Ферма Светлячково»

Составил воспитатель:

 Изюменко Т.В.

Луганск 2025

 

Названия проекта: «Огород на подоконнике «Ферма Светлячково»

Руководители проекта: Изюменко Татьяна Владимировна, 

Тип проекта: познавательный

Вид проекта: исследовательский

Участники проекта: дети группы «Светлячок», воспитатель группы, родители.

Продолжительность: долгосрочный (октябрь- май)

Направленность: экологическое воспитание

Проблема: у каждого из нас есть своя Родина – близкая, знакомая с детства, и большая необъятная Россия. Важно с ранних лет прививать любовь к родным местам, давать представление о том, чем они знамениты, каким трудом заняты люди. Современная жизнь очень быстро меняется не только в городах, но и в сёлах. Давно уже нет колхозов и совхозов, на смену им появились фермерские хозяйства. И неважно, что сменились названия, главное, что крестьянский труд на родной земле остаётся таким же тяжёлым, важным и почётным.  Во время бесед с детьми выясняется, что дети хорошо знают названия овощей, как они выглядят, где растут, а вот из чего и как появляются, и какие условия для этого необходимы.

Актуальность проекта: человек – часть природы, которую важно сохранить ее здоровой для нынешнего и будущего поколений. Потому важно научить детей воспринимать ее не как декорации к жизни, а как источник этой жизни, видеть в растениях отдельные живые организмы, понимать их пользу для повседневной жизни, здоровья человека. В ходе реализации проекта дошкольники расширят свой кругозор, представления о мире сельскохозяйственных профессий, а также смогут исследовать свои способности применительно к рассматриваемым профессиям. Данный эксперимент призван сформировать, воспитать в детях сочувствие, осознанность отношения к фермерской профессии и растениям и природе в целом, ответственность на примере заботы об отдельных растениях, которым требуется уход, свет, полив, лечение.

Работа над проектом подразумевает сотрудничество с родителями, детьми, социальными партнерами. Важно определить роль родителей в проекте, т.к. в работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении знакомства с профессиями: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей, профессиональная трудовая деятельность родителей остается за пределами понимания ребенка – дошкольника, ограниченны возможности наблюдения за их трудом.

Дети на практике применят полученные в процессе знания, что развивает нацеленность на результат, ответственность за принимаемые решения, концентрацию интереса к одному виду деятельности на продолжительный срок. Так же в основе проекта лежит исследовательский метод обучения. Это метод, в ходе которого дети учатся собирать доступную информацию об объекте исследования, фиксировать её, расширяют свой кругозор. У детей развиваются творческие способности и умение высказывать свои определения, развиваются мышление и речь.

      Таким образом, решаются задачи познавательно – исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка.

       Цель: создать условия для формирования у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, ознакомление дошкольников с сельскохозяйственными профессиями, через создание макета фермерского хозяйства.

        Задачи проекта:

Развивающие: закреплять знания детей о сельскохозяйственных профессиях

  • развивать творческие способности детей в конструировании.
  • Обогащать и расширять знания детей о растениях в целом, их красоте и пользе, а процесс взращивания – на примере тех растений, которые будут включены в состав «Огорода на подоконнике».
  • развивать интерес к исследовательской деятельности в процессе выращивания растений.
  • развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление).
  • развивать творческую, познавательную активность, устойчивость внимания, мелкую и общую моторику.
  • развивать речь детей, активизировать словарь (луковица, донце, корешок, углубление, стрелка, условия роста).
  • развивать навыки коллективного труда и общения в процессе осуществления общего проекта

Воспитательные: подвести детей к пониманию важности любого труда, взаимосвязи и взаимопомощи между людьми разных профессий

  • формировать нравственные качества личности ребёнка: самостоятельность, уважение к труду, патриотизм, любовь к своей родине;
  • воспитывать стремление к познанию природы через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность;

Обучающие: познакомить с трудом фермера, доярки, тракториста, ветеринара.

  •  дать первоначальные знания о том, как выращиваются огородные растения.
  • формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе, о влиянии окружающей среды на человека.
  • научиться распознавать и разграничивать понятия экологически «правильного» и «неправильного».
  • привлечь родителей в работу проекта.
  • создать максимальную свободу для проявления инициативы, творчества, фантазии в среде детей\

Ожидаемые результаты:

  • Знание детьми сельскохозяйственных профессий.
  • Формирование понятия о важности и значимости сельскохозяйственного труда;
  • Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.
  • У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях, на огороде в природе. Дети познакомятся с культурными растениями.
  • С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
  • У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру. 
  • Формирование у детей уважительного отношения к труду.
  • Создание в группе огорода на подоконнике.
  • Участие родителей в реализации проекта.

 

Основные направления проекта

  • Познавательное
  • Развитие речи
  • Социально-коммуникативное
  • Физическое
  • Художественно-эстетическое

 

      Организация проекта.

Подготовительный этап: 

– методический (определение цели и задач проекта);

– теоретическая часть (подбор методической литературы, наглядно-дидактического материала, художественной литературы, видеофильмов, иллюстраций, организация развивающей среды в группе, разработка конспектов мероприятий образовательной деятельности). Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля, семена). Оформление огорода на подоконнике.

Основной (практический) этап:

Деятельность педагога:

 – реализация комплекса мероприятий (совместная деятельность педагога и детей, совместная деятельность в режимных моментах и самостоятельная деятельность детей)

 – Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных форм, методов, и приёмов по расширению знаний дошкольников о сельскохозяйственном труде.

-Подготовка информации для родительских уголков.

Деятельность детей:

–  посадка лука, семян зелени, овощей, бобовых в землю, землю с грунтом и вату с водой, помещение ростка в темное место.

– уход за растениями,

-выполнение заданий самостоятельно в наблюдениях и художественно-изобразительном творчестве.

– участие в творческой речевой деятельности.

– игровая, двигательная деятельность.

-участие в практической деятельности.

Совместная деятельность взрослых и детей:

-рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.

-сочинение экологических сказок и рассказов.

-беседы на экологические темы, выявление их актуальности, проблематики, поиск традиционных и нетривиальных путей разрешения данных проблем.

-беседы на тему здорового питания, пользе овощей для организма человека.

-различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику.

-просмотр фильмов о труде фермеров, жизни домашних животных, растениях, здоровом питании.

-рассматривание дидактических картинок, иллюстраций и фотографий о жизни на ферме и растениях.

   Заключительный этап:

 – презентация сюжетно-ролевой игры «Фермерское хозяйство»

 – создание проблемной ситуации, обогащение игрового опыта, творческая и продуктивная деятельность.

-мастер – класс для родителей «Презентация проекта «Огород на подоконнике «Ферма Светлячково».

– анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Пополнение дидактической базы. Заполнение дневников наблюдений.

 -подведения итогов реализации проекта

 

Мероприятия по реализации проекта

 

Срок реализации Мероприятия Результат
Сентябрь Ознакомительная работа по теме проекта Работа с педагогами
1. Подбор методической литературы по ранней профориентации детей дошкольного возраста.

2. Подбор стихотворений, частушек, потешек, поговорок, пословиц о труде человека, растениях, овощах для чтения и разучивания.

3. Составление календарного плана реализации проекта по ознакомление детей дошкольного возраста с темой проекта с указанием сроков реализации по этапам и перечня конечной продукции (результатов)

– Повышение уровня профессиональной компетентности.

– Выявление творческого потенциала педагогов.

 – Систематизация и расширение представления о системе взаимодействия с родителями.  

– Знакомство с нетрадиционными формами и методами взаимодействия с родителями  

Работа с родителями
1. Анкетирование родителей на тему «Формирование знаний у детей о труде, и своей семьи».

2. Наглядная информация на стендах о привлечении внимания детей дошкольного возраста к профессиям, связанным с сельским хозяйством и растениеводством.

3. Консультации для родителей на тему «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

– Сбор и анализ сведений о родителях и детях.

– Выявление социального статуса и образовательного уровня родителей воспитанников.

– Изучение образовательных потребностей родителей.

– Выявление актуальных проблем развития и воспитания детей в   ДОУ, нахождение путей их решения.

Работа с детьми
1. Чтение детской литературы, беседы о прочитанном.

2. Беседа на тему «Труд овощеводов и садоводов», рассматривание иллюстраций в книжном уголке

Выявление основных проблем в знании детей о профессиях, связанных с сельским хозяйством и овощеводством.

2 этап – основной.

Срок реализации Мероприятия Результат
Октябрь 1.     Выставка детско – родительских поделок: «Дары осени».

2.     Закладка овощей на хранение. (Помощь детей)

3.     Занятие «Знакомство с профессией фермера».

4.    Развлечение «Праздник Урожая».

5.     Консультации для родителей: «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

– Формирование представления о профессиях, связанных с сельским хозяйством и овощеводством

– Повышение уровня знаний детей о нрав-ставенных ценностях, появление способности применять эти знания, желание помогать взрослым

Ноябрь 1.     Занятие: «Строение растения», «Живое – не живое»

2.     Просмотр презентации «Кто работает на ферме».

3. Беседы

«Огород на окне».

«Что я знаю о здоровом питании?»

«Откуда берутся овощи?»

«Как нужно ухаживать за овощными

культурами».

4. Опытно-экспериментальная деятельность:

«Рост и развитие растений»

«Такая разная земля»

«Как росточки пьют»

«Я на солнышке лежу: какие растения любят свет, какие – тень»

«Без чего растение проживет?»

Формирование представления детей о посадке овощей в фермерском хозяйстве.
Декабрь 5. Изготовление фотоальбомов: «Мои родители работают…», «Я умею трудиться».

Цикл наблюдений

Наблюдение за ростом лука, редиса, бобов.

Рассматривание цветочных семян через лупу.

Наблюдение за всходами и ростом растений.

Наблюдение за ростом рассады, вытягиванием её к солнцу.

6.Продуктивная деятельность детей и родителей «Что я видел на ферме?» (рисунок)

«Что растёт в огороде?».

«Зарисовка этапов роста растений».

– Формирование представления о профессиях родителей.
Январь 1.     Чтение стихотворений, пословиц, загадывание загадок о труде, профессиях.

Чтение детям:

Д.Родари«Чипполин».

Н. Носов «Огородники».

Потешки об овощах.

Е. Благинина «Приходите в огород.

В. Волина «Наша грядка»

Е. Надёжкина «Огуречное семечко»

«Г. Юдина “Сказка о том, как овощи воевали»

«Сказки «Репка», «Пых»

Стихотворение В. Коркина «Что растет на нашей грядке?».

Русские народные сказки

«Вершки и корешки»

Стихотворение-игра-считалка

Г. Сапгир «Садовник.»

Отгадывание загадок

Об овощах.

2.     Беседа «Каша – матушка наша, а хлеб – отец родной».

3.     Сюжетно – ролевая игра «На ферме».

4.     Досуг с родителями. Викторина: «Труд – основа жизни».

– Ознакомление с профессиями агронома, ветеринара, животновода, овощевода.

– Воспитание уважения к людям труда.

Февраль 1.   Дидактические игры

«Что за овощ?»

«Что лишнее? Лото. Шнуровка»

«Большой-маленький»

«Разрезные картинки»

«Вершки и корешки»  

2. Сюжетно – ролевая игра «Фермерское хозяйство»

– Выставка детских рисунков «Я бы в фермеры пошел».

– Изготовление родителей совместно с детьми элементов для макета

Март 1.     Беседа «Труд овощеводов и садоводов».

2.     Игра: «Что растёт в огороде, в саду, на поле»

3.     Экскурсия в виртуальный музей. 

4. Раскрашивание картинок «В огороде я расту». Рисование «Я огородник», «Как сделать планету зеленой», «Я вырасту здоровым». Лепка «Натюрморт». Работа с трафаретом.

– Формировать толерантность, чувство уважения к людям разных профессий и их труду.
Апрель 1. Наблюдение за пахотой, за подготовкой земли к весеннему севу.

2. Решение проблемных ситуаций «Что будет с землей, если не будет дождя», «Как получить хороший   урожай?».

3. Изготовление макета «Фермерское хозяйство» (продуктивная деятельность воспитателей, детей и родителей). 

– Ознакомление с подготовкой земли к севу.

– Формировать знания детей о том, как можно получить хороший урожай

3 этап – заключительный

Срок реализации Мероприятия Результат
Май
  1. Обработка и оформление материалов проекта.
  2. Презентация макета «Фермерское хозяйство»
– Отчет о реализации проекта ДОУ на педагогическом Совете.

 

Заключение.

Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к трудовому воспитанию.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, учитывая при этом возрастные и психофизиологические особенности дошкольников. 

Реализуя долгосрочный проект позволяет   сделать вывод, что систематическая и планомерная работа по ознакомлению старших дошкольников с сельскохозяйственным трудом, строении и богатому разнообразию растительного мира способствует обогащению знаний дошкольников, расширению кругозора, формированию коммуникативных навыков, развитию связной речи и обогащению словаря, формирование интереса и уважительного отношения к труду. Дети приобретают умения и навыки исследовательской деятельности: искать и собирать информацию, анализировать, систематизировать и делать выводы, появляются навыки взаимовыручки, поддержки и тесного общения со взрослыми и сверстниками. Повышается интерес к познанию окружающего мира. Всё это способствует саморазвитию личности каждого ребёнка, воспитанию в нём целеустремлённости и самоуважения.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. М.А Захарова, Е.В. Костина. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 64 с.
  2. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения / сост. Н.И. Крылова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 218 с.
  3. Дыбина О.В., Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» Второе издание, исправленное. Творческий Центр «Сфера», Москва 2013.
  4. Иванова А. И. «Экологическое воспитание и эксперименты в детском саду. Мир растений», Москва 2005г.
  5. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», Москва 2006г
  6. Лисина Т.В., Морозова Г.В. «Подвижные тематические игры для дошкольников», Издательство «ТЦ Сфера» 2014г.
  7. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста», Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г.

 

Приложения

Приложение 1.

Загадки с грядки.

И зелен, и густ на грядке вырос куст.

Покопай немножко: под кустом …(Картошка)

***

Что за скрип? Что за хруст?

Это что ещё за куст?

Как же быть без хруста,

Если я …(Капуста)

***

Корешок оранжевый под землей сидит,

Кладезь витаминов он в себе хранит,

Помогает деткам здоровее стать,

Что это за овощ, можете сказать?

(Морковь)

***

Хотя я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла,

Крупна, кругла, сладка на вкус,

Узнали вы, кто я? …

(Свекла)

***

Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а …

(Лук)

***

Вырастает он в земле,

Убирается к зиме.

Головой на лук похож.

Если только пожуешь

Даже маленькую дольку —

Будет пахнуть очень долго.

(Чеснок)

***

Очень длинным вырастает

И пол грядки занимает.

Этот овощ тыквы брат,

Летом все его едят.

(Кабачок)

***

Золотая голова велика, тяжела;

Золотая голова отдохнуть прилегла;

Голова велика, только шея вот тонка.

(Тыква)

***

Хоть чернил он не видал,

Фиолетовым вдруг стал,

И лоснится от похвал

Очень важный…

(Баклажан)

***

 

Он бывает, дети, разный –

Желтый, травяной и красный.

То он жгучий, то он сладкий,

Надо знать его повадки.

А на кухне – глава специй!

Угадали? Это…

(Перец)

***

Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

Сладка, а не сахар,

С хвостом, а не мышь.

(Репа)

***

Щеки розовые, нос белый,

В темноте сижу день целый.

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она.

(Редиска)

***

На кустах тепличных красные плоды,

Толстые, пузатые, узнаешь их ты?

Как большие ягоды на веточках висят

С нетерпеньем просятся в овощной салат.

(Помидор)

***

Наши поросятки выросли на грядке,

К солнышку бочком, хвостики крючком.

Эти поросятки играют с нами в прятки.

(Огурцы)


Приложение 2.

Дидактические игры.

Дидактическая игра «Собираем урожай»

Цель: Учить детей классифицировать овощи, фрукты и выделять их признаки.

Материалы: мяч.

Ход игры: дети встают по кругу, воспитатель в центре.

Воспитатель: «Дружно вместе собираем урожай!

Овощ называй и мяч мне возвращай».

Кидает поочерёдно каждому ребенку, он называет овощ и возвращает мяч воспитателю.

Воспитатель: «Дружно, вместе собираем урожай.

Фрукт называй и мне возвращай!»

Кидает поочерёдно мяч каждому ребёнку, в ответ он называет фрукт и возвращает мяч.

 

Дидактическая игра «Вершки – корешки»

Цель: уточнить знание детей о строении растения, его внешнем виде.

Материалы: Карточки с изображением вершков и корешков культурных растений.

Ход игры:

1 вариант. Дети делятся на две части: «Вершки» и «Корешки». Первая группа детей берет одну из карточек «Вершки», вторая из набора карточек «Корешки».

Воспитатель: «Потерялись корешки,

Заблудились все вершки.

Раз, два, три,

Себе пару ты найди!»

Дети стараются найти себе пару, соединив части растения: вершок и корешок.

2 вариант. Ребёнок самостоятельно пытается собрать целое растение из двух половинок.

 

Дидактическая игра «Что едят в сыром виде, а что в вареном?»

Цель: закрепить знания детей об овощах и о том, в каком виде их нужно и можно употреблять в пищу.

Ход игры:

Воспитатель: Ребята, сейчас мы будем играть с вами в игру. Я по очереди буду называть овощи, а ваша задача, определить, в каком виде нужно кушать этот овощ. Если его нужно кушать сырым – вы хлопните в ладоши. А если кушать варёным – то ничего не делаете.

 

Приложение 3.

Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика “Хозяйка однажды с базара пришла”

Хозяйка однажды с базара пришла, (Шагают пальчиками по столе)

Хозяйка с базара домой принесла (Загибают по одному пальцу)

Картошку, капусту, морковку,

Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! (Хлопок)

Вот овощи спор завели на столе – (Удары кулачками и ладонями)

Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

Картошка? Капуста? Морковка? (Загибают пальчики)

Горох? Петрушка иль свекла? ОХ! (Хлопок)

Хозяйка тем временем ножик взяла (Стучат ребром каждой ладони)

И ножиком этим крошить начала

Картошку, капусту, Морковку, (Загибают пальчики)

Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! (Хлопок)

Накрытые крышкой, в душном горшке (Ладони складывают крест- накрест на столе.)

Картошка, Капуста, Морковка, (Загибают пальчики)

Горох, Петрушка и свекла. ОХ! (Хлопок)

И суп овощной оказался неплох! (Показывают, как едят суп)

 

Музыкальный репертуар для прослушивания:

  1.     «Во саду ли в огороде».
  2.     «Сама садик я садила» 
  3.     «Урожайная» музыка Филиппенко.
  4.     «Не рвите, цветы» музыка Ю.Антонова

 

Сюжетно-ролевые игры:

1 Сюжетно-ролевые игра «Огород»

2 Сюжетно-ролевая игра «Магазин «Овощи и фрукты»

3 Сюжетно-ролевая игра «Дачники».

 

Подвижные игры:

1 Игра малой подвижности «Огородник»

2 Подвижная игра « Вершки и корешки»

3 Подвижная игра – эстафета “Собери урожай”

4 Подвижная игра «Овощи — фрукты»

5 Физминутка “Огород”, «Горох», «Огородница»

 

Беседа с детьми «Что такое огород и что на нём растёт»

 «Что такое огород и что на нём растёт»

Цель:• Формировать обобщё нные представления об овощах: овощи – это части и плоды растений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу.

Образовательные задачи

  • Углублять знания об условиях, необходимых для роста растений, об экологических связях между неживой и живой природой.
  • Уточнить представления о многообразии овощей.

Повышать уровень познавательной активности и интеллекта ребёнка, интерес, к ним

Развивающие задачи

  • Развивать умение обобщать по существенным признакам, отражать результат обобщения в развернутом речевом суждении.
  • Совершенствовать грамматический строй речи, умение отвечать на вопросы, выстраивать ответы логически правильно, развивать слуховое и зрительное внимание, логическое мышление, память, мелкую и общую моторику.

Воспитательные задачи

  • Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, точно и полно отвечать на поставленный вопрос.
  • Воспитывать интерес к познанию нового, активность, инициативность.
  • Формировать навыки работы в коллективе, чувство единства, положительную установку на участие в занятии. Наглядные средства обучения:
  • Поднос с овощами.
  • Предметные картинки «Овощи».
  • Загадки про овощи и фрукты.

Ход занятия:

 

Ребята! Давайте поговорим об овощах. Хрустящая оранжевая морковка, крепкие зеленые огурчики, сочные красные помидоры — все это овощи.

Какие еще овощи вы знаете?

Беседа с детьми «Что такое огород и что на нём растёт»

Верно! Свекла и репа, капуста и картофель, перец и баклажан, редис и редька, тыква и кабачок, лук и чеснок, щавель и укроп, сельдерей и петрушка.

Овощами называют сочные части возделываемых растений. Это могут быть листья, кочаны, корни, клубни, луковицы, соцветия и плоды. Сами же растения получили название овощных культур.

В нашей стране возделывают около восьмидесяти видов овощных культур, а всего в царстве растений овощными свойствами обладают не менее 1200 видов.

Одни овощи были привезены к нам с берегов Средиземного моря (капуста, морковь, петрушка, сельдерей, другие — из Индии (огурец, стран Центральной и Южной Америки (помидор, кабачок, из Юго-Западной Азии (сладкий и горький перец).

А где растут овощи?

 

Правильно! В огороде на грядках.Земля в огороде — мягкая, рыхлая, плодородная. А знаете ли вы, что самый верхний слой земли называется почвой? Он образовывался многие сотни лет и содержит все, что необходимо растениям для жизни : воду и воздух, минеральные соли и перегной.

Корни растений вбирают воду с растворенными в ней минеральными солями. А кислород нужен им для дыхания.

Перегной образуется из перегнивших листьев, стеблей и корней растений. Микробы, живущие в почве, превращают его в минеральные соли.

В почве обитают и земляные черви, и кроты, и землеройки, и личинки насекомых.

Черви, кроты, землеройки — друзья и помощники садовода и огородника : они рыхлят почву, измельчают и перемешивают остатки растений, уничтожают вредных насекомых. Через ходы, прорытые ими в земле, к корешкам растений поступают влага и воздух. Послушайте стихотворение.

 

Помощник крот

Как-то раз весною крот

Посетил наш огород.

Он проверил клумбы, грядки

И заметил непорядки:

Портят слизни и жуки

Огородные ростки,

Слишком уж земля тверда —

Не проходит вглубь вода.

И сказал помощник крот:

— Я спасу ваш огород!

Разрыхлю я чернозем,

Истреблю личинок в нем.

Под землей ходы пророю —

Дождь наполнит их водою.

За работу взялся крот,

И расцвел наш огород!

Спеют в нем морковь и репка,

И капуста стала крепкой,

Созревают лук, чеснок,

Крот-дружище нам помог!


Еще бегут по полям и дорогам серебристые змейки февральских метелей, а у садоводов и огородников уже начинаются предпосевные хлопоты: надо купить семена растений, позаботиться об удобрениях, приготовить ящички и горшочки для рассады, смастерить домики для пернатых друзей — птиц.

Когда весенние лучи растопят снега, оттаявшая земля напитается талой водой, снежицей, и согреется — можно идти работать в огород. Скоро появится первая травка, оденутся зелеными листьями деревья и кусты. Недаром ведь говорят: «Была бы водица, а зелень народится».

Представьте себе, дорогие ребята, что мы с вами взяли ведра, лейки, лопаты, грабли и отправились в огород.

Как же нужно ухаживать за овощами, чтобы получить хороший урожай?

Правильно! Нужно рыхлить землю, удалять сорняки, бороться с тлей, бабочками-капустницами, колорадским жуком и другими вредными насекомыми, прореживать посевы, чтобы растения росли свободно, не мешая друг другу.

Что-то мы еще забыли?

 

Ну конечно, огород необходимо поливать утром и вечером, чтобы растениям хватало влаги.

Особенно хорошо растут овощи там, где им хватает и влаги и солнечного света. Поэтому огороды нередко разбивают на берегах рек, озер, прудов — и из этих водоемов берут воду для полива гряд. 

Летом на грядках созревают овощи: зажигаются фонарики сладкого перца, начинают краснеть помидоры, наливаются соком кабачки — и приходит время собирать урожай.

 

Осенью, после того как урожай овощей собран и убран в подполы, кладовые и закрома для хранения, работы на огороде не прекращаются. Необходимо собрать и сжечь ботву растений, перекопать землю. Крупные комья разбивать граблями и тяпками не надо — так почва сильнее промерзнет в зимние морозы, и вредители, зарывшиеся в нее, погибнут. Кроме того, крупные пласты земли задержат весной во время таянья снегов больше влаги.

А сейчас отгадайте мои загадки. (разгадывание загадок)

  Ребята, давайте поговорим о том, какую пользу приносят людям овощи.

Овощи — основная еда, без которой человеку не обойтись! Ведь наша пища большей частью состоит из растений.

Попробуем сосчитать, сколько различных овощей находится в тарелке обыкновенного картофельного супа. Кусочки картофеля и морковки, колечки лука, листья сельдерея, петрушки и укропа.

Еще больше овощей кладут хозяйки в борщ или овощное рагу.

Овощи — настоящая кладовая витаминов, минеральных солей и других полезных веществ, необходимых человеку.

Многие овощи хорошо хранятся и кормят нас круглый год. Другие можно и зимой выращивать в теплицах и парниках. Некоторые овощи, такие как лук, чеснок, редька, баклажан, перец, обладают целебными свойствами и способны предупреждать и излечивать болезни.

Из овощей не только готовят вкусные и полезные блюда, их корни, стебли и листья используются на корм скоту. Из овощей получают крахмал (картофель, сахар (сахарная свекла) и другие нужные людям продукты.

Ответьте на вопросы

  • Что называют овощами?
  • Где растут овощи?
  • Какой уход требуется овощам?
  • Почему овощи считают основной едой человека?

Беседа «Какие растения можно вырастить на подоконнике?»

А представьте: и огурцы, и помидоры, и перец, и зелень в самый разгар зимы вы сами можете вырастить, не выходя из дома — на своих двух-трёх подоконниках! И попутно создать дачный летний пейзаж прямо в своей квартире. Нет-нет, без шуток, если вы сегодня решитесь, а завтра пойдёте в магазин за семенами, то 8 марта у вас на кустах уже могут появиться первые огурчики, а подросшие кустики помидоров, перца и фасоли сделают ваш подоконник по-летнему зелёным и радостным!

Огурцы

Вырастить дома огурцы — затея очень заманчивая. Вы только представьте: просыпаетесь в середине марта, подходите к окну, срываете парочку молоденьких огурчиков с зелёного куста, и через пять минут на столе — полезный овощной салатик… А какой запах по всей квартире!  

Если у вас сейчас промелькнула мысль: «А может и мне стоит попробовать?» — вот несколько аргументов, которые помогут определиться:

Огурцы растут очень быстро: буквально через 7-9 недель после посадки вы сможете резать салат из своих зеленцов!

Вырастить огурцы дома вполне по силам не только дачнику, который уже «собаку съел» в овощеводстве, но даже неопытному в этом деле городскому жителю.

Не все сорта огурцов подойдут для комнатного выращивания.

Необходимые условия

Огурцы, как и любые  другие растения, имеют свои предпочтения. Они:

светолюбивы, поэтому для их выращивания лучше всего подойдёт восточная или южная сторона квартиры (дома). Если света не хватает (а чаще всего это именно так), нужно будет организовать дополнительное освещение люминесцентными лампами.теплолюбивы, им нужна температура выше влаголюбивы, поэтому почва должна быть всегда увлажнённой (в меру, не перелитой).

Томаты

Красный томат — овощ явно не зимний и не весенний. Поэтому свежие помидоры со своего огорода в апреле и мае — это непередаваемое удовольствие (да и гордость, что ни говори!).

Многие не решаются выращивать томаты в квартире, боясь, что у них это попросту не получится. А знаете, усыпанные красными плодами кусты на подоконнике — это только на первый взгляд «ужас как сложно». Вырастить помидоры в домашних условиях может любой человек. Растят же почти все в своих квартирах цветы, а ведь это процесс ничуть не менее сложный 🙂

Необходимые условия

Зимой в условиях квартиры они нуждаются в подсветке (более подробно об освещении вы сможете прочитать в статье 10 секретов домашнего огорода).

Не любят застоя воздуха, боятся сырых помещений.

А вот сквозняков не боятся, поэтому смело проветривайте комнату, где «живут» помидоры.

Оптимальная дневная температура для выращивания: до цветения и плодоношения — +22…+25°C (ночная — около +17°C) , а потом —  желательно на 2-3°C выше.

Полив, как и в открытом грунте, требуется редкий, но обильный.

 Уход за домашними томатами имеет мало отличий от ухода за ними на даче или приусадебном участке

 

Уход за домашними томатами имеет мало отличий от ухода за ними на даче или приусадебном участке

Совет: если хотите, чтобы помидорный кустик был симметрично развитым и красивым, разворачивайте его ежедневно на 180° по отношению к свету из окна — тогда он будет наращивать зелёную массу равномерно со всех сторон (некоторые хозяева поворачивают горшочки с кустами на 90°, считая, что будет ещё равномернее))

Перец сладкий (болгарский)

Этот южный сочный овощ вполне идёт на «одомашнивание», он неприхотлив, красив и очень полезен. Хотя и придётся набраться терпения — первые сладкие перчики вам удастся попробовать лишь через 5-6 месяцев после всходов.

Выращивать его дома, по меньшей мере, интересно. Да и выгодно в том числе. Чем выгодно? Да тем, что перец — растение многолетнее, и посаженные сегодня кусты будут целых 2-3 года радовать вас своим урожаем. Заманчиво? А то! Если вы решились добавить на свой подоконник сладкий перец, знакомьтесь с секретами его выращивания.

Необходимые условия

Болгарский перец не будет «капризничать» и отблагодарит хорошим урожаем, если соблюдать несколько важных для него условий:

Это растение южное, поэтому поселить его надо в самую солнечную комнату, где больше всего света. Если света будет недостаточно, нужно будет «досвечивать» искусственно.

Сладкий перец — неженка, он не любит сквозняков.

Регулярное рыхление грунта обязательно.

Перец нуждается в защите от вредителей (тли и паутинного клещика).

В период плодоношения перец нужно подвязывать к шпалере.

Совет: растить на одном подоконнике (да и в одной комнате) сладкий и горький перец категорически не рекомендуется — в результате перекрёстного опыления весь перец у вас окажется горьким (расстояние в 2-3 м до соседнего подоконника — не преграда, можете не проверять))

Перец горький

Думаю, что любители горького перца никогда не откажутся от возможности всегда иметь под рукой кустик со жгучими остроконечными плодами… ибо для них любое блюдо с острым перчиком вприкуску становится неизмеримо вкуснее))

А ведь вырастить такое чудо на подоконнике совсем не сложно. Для этого нужно только наличие солнышка в окошко на 3-4 часа в сутки, горшок с землёй, да нужные семена. И через 2-3 месяца у вас будет шикарный заветный кустик, усыпанный некрупными плодами. И плодоносить на одном месте он способен до 5 лет!

Кстати, особо стоит подчеркнуть, что все представители «горькоперечников» обладают высокой декоративностью и обязательно станут украшением вашего домашнего огорода!

 

Необходимые условия

Чтобы кусты горького перца росли и развивались без проблем, с самого начала нужно выполнить несколько базовых условий.

Подготовить качественный почвенный субстрат.

Растения лучше всего размещать на южных, юго-восточных и юго-западных окнах, где больше всего света. При недостатке освещения в зимний период обязательно производить досвечивание.

Не допускать пересыхания почвы.

Фасоль

Вырастить фасоль на подоконнике по силам каждому. Тем более, что она неприхотлива, всходит и растет быстро, не требует особого ухода. Это самоопыляющееся растение; через полтора месяца она уже зацветёт, а через два вы будете снимать молоденькие стручки. Они необыкновенно вкусны в овощных рагу, супах, в омлете и просто в тушёном виде.

Поверьте, вы не пожалеете, если решите «завести» у себя парочку кустиков фасоли).

Необходимые условия

Ухаживать за фасолью просто, достаточно обеспечить ей регулярный полив, рыхление и подкормку и выполнить несколько простых требований:

Морковь

Вы никогда не слышали, что морковь выращивают на подоконнике? В простом цветочном вазоне или контейнере можно получить очень даже приличный урожай. Большинство сортов позволит начать сбор свежей морковки уже через 3,5 месяца после посадки: когда основная часть дачников только начнёт сеять морковь, вы уже будете её есть!

Морковка, конечно, капризуля, но главное — знать несколько секретов, и тогда вы с ней надолго «подружитесь»:

Морковь не любит прямых солнечных лучей.

Полив требуется регулярный (чаще, чем в открытом грунте). При этом обязательно наличие дренажных отверстий!

Совет: выращивать морковь можно в обрезанных пластиковых бутылках. И дёшево, и удобно, и мобильно))

Домашняя грядка с зеленью

Ну и какой же огород без зелени? Лук, петрушка, укроп, салаты, базилик, мята… Без этих незаменимых растений редко какой подоконник перезимовывает)) Ароматные, или пряные травы

Ароматные травы красивы и полезны, их можно выращивать не только в огороде, но и в обычной городской квартире.

Базилик, орегано и петрушка в горшках

Легче всего вырастить

Мяту перечную и орегано (душицу) – многолетний кустик, который можно вырастить из семян, или взять кусочек корня на даче и посадить в горшок.

Тимьян – выращивают так же, как и мяту: посевом семян или делением кустика.

 

Базилик – очень декоративен, ароматен и неприхотлив, выращивают семенами, которые можно сеять практически круглогодично.

Петрушку, кервель – зелень можно использовать через 6–7 недель после посева семян. Сеют круглогодично.

Базеллы красную и белую, цейлонский шпинат – однолетние лианы со вкусными съедобными листьями. Сеют семена в марте-апреле, выращивают в горшках объемом 4-5 литра. Листья белой бузилы нежнее, чем красной, но она реже продается в семенах. И ту, и другую едят в сыром виде, но красную считают погрубее и рекомендуют обваривать.

 

Беседа: «Роль солнца, воздуха и воды в жизни растений»

Цель: 1. Закрепить знания детей о солнце, воздухе, воде, их свойствах, значении в жизни людей, растений.

  1. Вызвать желание детей с помощью опытов узнать свойства солнца, воздуха, воды.
  2. Закрепить знания о правилах здоровья и вызвать желание выполнять их.4. Приобщить детей к здоровому образу жизни.

Материал: костюм Айболита, шапочка «солнце», семена огурца, прозрачные банки, фильтры, вода.

Предварительная работа: предварительное замачивание семян огурца. Проращивание семян на солнце и в тени.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришёл гость, а кто это, вы узнаете если отгадаете загадку:

Матроскин: – Здравствуйте, дети, как ваше здоровье? Я вижу, что вы здоровы! Румяные щёчки, блестящие глаза, весёлые улыбки! А хорошо ли вы кушали? А спали? Вы группу свою проветриваете? Любите гулять на улице, когда светит солнце?

– Давайте сядем на ковре в кружок, а я вам загадаю загадку:

«Голубой платок, желтый колобок. По платку катается, людям улыбается».

-Правильно! Это солнышко. А что вы знаете о солнце?  (Ответы детей)

– Солнце – это источник тепла и света. Что бы случилось, если б не было солнца?

Правильно, солнечный свет необходим всему живому: человеку, животным, растениям. Если человека на долгое время поместить в темноту, он ослепнет. А растение в темноте будет чахнуть и погибнет.

– Я знаю, вы делали опыт с семенами огурца, давайте посмотрим, что получилось. В блюдечке, стоявшей на солнце, семена огурца проросли лучше, чем в том, что стояло в тени. Какой вы сделаете вывод? Для роста растений и живых организмов нужен солнечный свет.

– Скоро лето и вы будете много гулять, и загорать на солнце.  Для детей полезно загорать, потому что солнышко посылает в своих лучах нам витамин «Д», который   делает наши руки и ноги крепкими и сильными. В сильную жару носить головной убор и долго не загорать на солнце.

 

Ребёнок:

Мы на солнце полежали,

И друг друга не узнали.

Кто же мы – ребятки,

Или шоколадки.

– А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Солнышко».

– Отдохнули? Давайте пройдём в «лабораторию» (За столы)

Отгадайте, пожалуйста, мою загадку.

Он нам нужен для того,

Чтобы сделать вдох и выдох.

А когда он очень пыльный

А когда он очень грязный

Говорим мы: Ах! Ох! Ух!

Очень нужен всем на свете

Свежий, чистый…  (воздух)

– Что мы вдыхаем? Давайте вдохнём воздух, куда он попал? Воздух попадает в нос, после этого он спускается в горло, в дыхательную трубочку, затем через бронхи –  в лёгкие.

– Какие свойства воздуха вы знаете?

– Мы его видим? Значит он прозрачный.

– У воздуха есть форма? Говорят, такой большой, что весь мир занимает; такой маленький, что в любую щель проникает.

-Воздух звучит? (дети надувают шары и со звуком выпускают воздух)

– У воздуха есть запах? (нет) Есть вес? (нет)

Предлагаю вам отдохнуть.  Дыхательные упражнения «Насос», «Надуваем шар»

– А что бы случилось, если б не было воздуха? (ответы детей)

– Правильно, без воздуха нет жизни. Запомним правило: Вдыхать воздух через нос, выдыхать через рот.

– Ребята, как вы думаете, откуда берётся чистый воздух? Чистый воздух нам дают растения. Мы вдыхаем кислород, выдыхаем углекислый газ; а листочки растений поглощают этот газ и насыщают воздух кислородом.

– А чтобы жили и росли растения, что ещё для этого им нужно? Правильно, вода!

– Ребята, вы знаете, откуда берётся чистая вода? Послушайте стихотворение Бунина «Родник».

В глуши лесной, в глуши зелёно

Всегда тенистой и сырой

В крутом овраге под горой

Бьёт из камней родник студёный:

Кипит, играет и спешит,

Крутясь хрустальными клубами,

Стеклом расплавленным бежит.

 

– Ребята, какие свойства воды вы знаете? (вода течёт, журчит, она прозрачная, может изменять цвет, бывает холодная и горячая, чистая и грязная и т. д.)

– А бывает твёрдая вода? Правильно, это – лёд.

-Бывает и газообразная – это пар.

– Дети, для чего нужна вода? (ответы детей)

– А можно пить грязную, не кипячёную воду? (нет, в ней микробы)

-Запомним правило: Пить только кипячёную воду.

– Ребята, сегодня мы с вами говорили о солнце, воздухе, и воде. Узнали, что все они очень полезны для вашего здоровья.

– Чем полезно солнце? А воздух? Вода? (ответы детей)

Матроскин советует вам чаще гулять на свежем воздухе, загорать и дружить с водой.

Запомните такие слова «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»

(говорят хором)

– А чтобы вы были здоровы, угощаю вас витаминами.

– До свидания, ребята!

 

Беседа «Уход за растениями на подоконнике»

Цель. Закрепить знания об уходе за огородом на окне.

3 главных правила полива:

Не пересушивать. Поливать растения надо своевременно, не допуская пересыхания почвы. Даже кратковременный дефицит влаги является большим стрессом для большинства растений. Исключение составляют только засухоустойчивые культуры.

Не заливать. Избыток воды застаивается в грунте, перекрывая доступ воздуха к корням. В результате растение испытывает кислородное голодание, что мешает влаге хорошо усваиваться, а следовательно, процессы питания в растении замедляются. При застое воды корни могут начать загнивать. Это может привести к гибели растения.

Отстаивать воду. В первую очередь это необходимо для того, чтобы из водопроводной воды испарился хлор, очень вредный для растений. Кроме того, при отстаивании в открытой посуде с большой площадью поверхности вода обогащается кислородом и согревается до комнатной температуры.

Подкормка

В почве контейнера запас питательных веществ ограничен. Поэтому растения на подоконнике еще больше нуждаются в подкормке, чем в открытом грунте. Однако и переусердствовать в этом вопросе нельзя. Если вы посеяли семена в плодородную почву, первая подкормка потребуется нескоро – только на стадии активного разрастания надземной части растения для зеленных культур и на стадии цветения для плодоовощных.

Чем и как подкармливать – зависит от конкретной культуры. Но общие правила таковы, что в среднем 2-3 раза за период вегетации растению необходима подкормка органическим удобрением и 1-2 раза минеральным. Конечно, грядку на подоконнике вы вряд ли станете удобрять навозом и компостом. Можно использовать готовые комплексные удобрения, а можно – подручные средства: древесную золу, сахар, чайную и кофейную гущу и т. п.

Подкормка огорода на подоконнике

Если у вас в доме есть аквариум с рыбками, то воду с продуктами жизнедеятельности рыб), водорослей и других обитателей аквариума можно с успехом использовать в качестве подкормки для огородных растений. Она содержит большое количество органики и веществ, стимулирующих рост растений. Такая вода является мягкой и рН-нейтральной.

Рыхление почвы

Рыхление почвы часто называют сухим поливом. С его помощью улучшается воздухообмен в почве. Это позволяет увеличить приток кислорода к корням. Однако проводить эту процедуру надо осторожно, чтобы не повредить корневую систему. Взрыхлять надо только поверхностный слой грунта, находящийся выше корней. Для рыхления можно использовать обычную столовую вилку или специальный миниатюрный рыхлитель из набора для комнатных растений.

Если вы размещаете мини-огород на подоконнике, то в холодное время года надо позаботиться о том, чтобы растения не переживали температурный стресс. Следует помнить, что около окон воздух всегда холоднее, чем посреди комнаты. Сильный перепад дневных и ночных температур, характерный для осени и зимы, также может привести к переохлаждению растений. И наконец, вездесущие сквозняки, пробивающиеся сквозь щели в окнах, наносят мини-огороду большой вред.

«Огород на подоконнике «Ферма Светлячково»